Не секрет, что худым мальчикам-подросткам намного проще накачаться и создать спортивное тело, чем мужчинам после 30 — в возрасте с 13-14 до 18-20 лет уровень гормонов, ответственных за набор мышечной массы и рост мускулатуры, достигает максимальных значений.
В этот период открыты зоны роста костей — что облегчает задачу расширения плеч и укрепления скелета. Однако выполнение тяжелой программы упражнений повышает уровень тестостерона — и останавливает рост тела в высоту. Как правильно тренироваться подростку, чтобы набрать вес?
Программа упражнений для мальчиков возраста 14-18 лет
Представленные ниже физические упражнения подростки могут выполнять как в спортивном зале, так и в домашних условиях. При этом дома удобнее заниматься со специальным фитнес-ковриком для тренировок — он уменьшит скольжение тела и создаст амортизацию при упоре руками:
Планка на локтях
Планка — статическое упражнение для укрепления мускулатуры корпуса. Необходимо задержаться в позиции стойки на локтях не менее 20-30 секунд, сохраняя нормальный ритм дыхания и ощущая напряжение в мышцах пресса. Тело должно быть вытянуто в прямую линию, взгляд направлен перед собой.
// Планка для новичков — техника
Боковая планка с поднятием ноги
После того, как подросток сможет выполнить 3-4 подхода упражнения планка на локтях (с задержкой 20-30 секунд) рекомендуется переходить к боковой планке. Вес тела при этом расположен на одной руке. Дополнительным усложняющим элементом станет подъем ноги — это развивает чувство равновесия.
Отжимания
Отжимания — одно из наиболее вариативных упражнений с весом тела. Обычные отжимания развивают мышцы груди, а упражнение с подставкой под ноги увеличивает нагрузку на плечевой пояс. В свою очередь, отжимания на кулаках (как и алмазные отжимания) повышают нагрузку на трицепс.
// Программа отжиманий — лучшие виды
Обратные скручивания
В качестве упражнения для развития пресса подросткам отлично подходят обычные и обратные скручивания. Преимущества обратных скручиваний заключается в том, что они развивают нижний пресс, укрепляют мышцы ног и положительно влияют на проблемы с осанкой, вызванные постоянной сидячей позой.
// Нижний пресс — как правильно качать?
Упражнение “Бёрпи”
Упражнение бёрпи — ключевое функциональное упражнение для одновременного вовлечения в работу всех мышц тела. По сути, это упор лежа с переходом в полуприсед и дальнейшее выпрыгивание вверх. Упражнение выполняется на подсчет технически правильных повторений за определенное количество времени.
// Бёрпи — пошаговая инструкция
Подъем таза лежа
Исходное положение — лежа на спине. Затем, за счет активации ягодичных мышц и прямой мышцы живота, необходимо поднять таз и бедра вверх — и задержаться на 2-3 секунды, сжимая ягодицы как можно сильнее. Всего — 10-12 повторений. Упражнение развивает нейромышечную связь и улучшает осанку.
Отжимания от скамьи на трицепс
Для выполнения этого упражнения понадобится скамья или стул. Механика движения заключается в опускании тела как можно ниже (без округления спины), затем — в выталкивании как можно выше вверх. По сути, за счет силы трицепса необходимо приподнять вес тела выше позиции ладоней.
// Обратные отжимания на трицепс — польза и техника
Скручивания с роликом
Для того, чтобы подростку накачать пресс, важно научиться чувствовать работу этой мышечной группы. Выполнение скручиваний с роликом помогает этой задаче, поскольку упражнение подразумевает движение именно за счет мускулатуры живота.
Подтягивания
Подтягивания — наиболее важное физическое упражнение для мальчиков старше 16 лет. При правильном (и регулярном) выполнении оно способно изменить фигуру до неузнаваемости за несколько месяцев — в том числе, расширить плечи, укрепить руки и даже увеличить рост.
// Как научиться подтягиваться с нуля?
Выпады
Выпады вперед на одной ноге — упражнения для развития мышц ног и укрепления пресса. В частности, правильная техника подразумевает постоянное напряжение мышц живота при выполнении движения. Кроме этого, важно следить за ритмом дыхания. Выполняйте 2-3 подхода по 10-12 повторений для каждой ноги.
Силовые тренировки для подростков в зале
Особенность тренировки для подростков от Юрия Спасокукоцкого в том, что программа состоит из нескольких уровней. От легких упражнений для развития мышц всего тела молодые люди постепенно переходят к более сложным упражнениям, разделенным по группам мышц.
Мы расскажем про начальный уровень программы тренировок для подростков от Юрия Спасокукоцкого. Эти упражнения предназначены для того, чтобы подготовить тело к физическим нагрузкам, поэтому их называют базовыми или просто «базой». Постепенно повышая сложность упражнений, вы будете правильно развивать свои мышцы, суставы и связки без вреда для здоровья.
Представленную ниже программу тренировок первого уровня новичку можно выполнять в зале или даже дома.
Главное о спорте для подростков
При занятиях спортом дети и подростки расходуют больше энергии, чем взрослые, и быстрее устают. Кроме того, их организм еще растет и не готов переносить серьезные силовые нагрузки. Поэтому при выборе секции для занятий родителям стоит обратить внимание на общеукрепляющие виды спорта: плавание или командные игры.
Теги:
- Воспитание
- Хобби
- Мышцы
- Подростки
1 комментарий • Чтобы оставить комментарий — необходимо быть авторизованным пользователем
- uncle_vasya Статья конечно хорошая, спасибо. Но я считаю, что подбирать вид спорта и оценивать способности ребенка должны профессиональные тренеры в спортивных школах. Самому сделать правильный выбор практически невозможно.
Примерный алгоритм занятий бодибилдингом для подростков:
12-16 лет: вам еще рано начинать работать с серьезными весами и упражнениями с отягощениями, поэтому приоритетными должны быть занятия с собственным весом — подтягивания, отжимания от пола, на брусьях, скручивания и гиперэкстензии, приседания без отягощения, плавание, бег, подъемы на канате и т.д. Возможно, вам покажется, что вы уже достаточно зрелый, чтобы переходить к занятиям со штангой, но, поверьте:
- Занимаясь исключительно перечисленными выше упражнениями вполне реально построить красивую фигуру для подростка!
- Здоровье дороже! Не поймите не правильно — занятия в зале не опасны, если у вас есть опыт, выработанная правильная техника выполнения упражнений и сформировавшийся скелет. Иначе запросто можно схлопотать травму, которая, в лучшем случае, отсрочит заветную фигуру на долгие месяцы, а в худшем – испортит здоровье навсегда.
17-19 лет: можно постепенно вводить тяжелые упражнения со штангой, начинать занятия по упрошенной «взрослой” программе тренировок. Если вы в более раннем возрасте занимались фитнесом, то переход пройдет гладко и без неприятностей, и ваше тело на глазах превратиться из детского в мужское!
Поможет ли турник
Бытует мнение, что занятия на турнике помогают вытянуться в росте.
Рост – это на 70% генетическая программа и на 30% – полноценное питание. Сильно вырасти не помогут никакие упражнения.
Однако у взрослых людей после продолжительных занятий на турнике наблюдалось увеличение роста на 2-4 сантиметра.
Это происходило, когда сдавленные от неправильного образа жизни кости и хрящи позвоночника возвращались в исходное положение благодаря улучшению кровообращения.
Также «омолодить» позвоночник могут помочь статические упражнения на растяжку – йога и пилатес.
Однако подросткам необходимо помнить: турник формирует правильную осанку.
Ровная осанистая спина, широкие мускулистые плечи и гибкая шея могут визуально прибавить 5-7 сантиметров к росту.
К тому же, правильная циркуляция крови и лимфы во всем организме способствует лучшему распространению питательных веществ по клеткам, что без увеличения порций делает питание более эффективным.
В другой статье мы обсуждали, как убрать попу.
Как часто нужно тренироваться подростку
Правило «чем чаще — тем лучше» здесь не работает. «Для достижения долгосрочных положительных результатов необходимо тренироваться не реже двух раз в неделю, — говорит Любовь Переверзева. — Тренировки чаще четырех раз в неделю не приносят каких-то дополнительных результатов».
Таким образом, оптимальная тренировочная нагрузка — 2-4 занятия в неделю. Не забывайте вносить разнообразие в свои фитнес-уроки. «Важно, чтобы тренировки включали большое количество разных упражнений, предусматривали активные фазы восстановления (энергичная ходьба, плавание), а также дни отдыха», — подытоживает Любовь Переверзева.
Можно чередовать занятия: одну-две тренировки проводить с акцентом на нижнюю часть тела, еще одну или две — на верхнюю.
Следуйте этим советам, чтобы составить правильную программу занятий для подростка.
Физкультура и спорт для подростков: риски и возможности
Постановка вопроса
Подростковый возраст обычно определяется как этап развития человека между детством и взрослостью [5, С. 492]. Ранее продолжительность данного этапа оценивали всего в 3-4 года (период с 13-14 до 17 лет), сегодня (в том числе, в связи с более ранним взрослением детей) подростковым называют период с 10-12 до 17-18 лет [9, С. 36]. Период этот очень сложный. Происходят значительные психофизиологические изменения, формируется личность. Для того, чтобы эта личность была здоровой, подросток должен максимально самореализовываться, занимаясь разнообразными видами деятельности. Обязательно в их числе должна присутствовать физическая культура. Но нужен ли подростку спорт? Вопрос является довольно спорным, и в данной статье мы постараемся раскрыть некоторые аспекты.
Статистика
В современной России за последние 10 лет (с 2006 по 2021 гг.) почти в 7 раз повысились показатели финансирования спорта, значительна его пропаганда в средствах массовой информации (СМИ). Однако согласно данным Росстата [3, C.72-74], при значительном количественном приросте спортивных сооружений выросло число взрослых, занимающихся в физкультурно-оздоровительных секциях и клубах (почти в два раза по итогам 2015 года по отношению к 2005 году). А вот доля детей, занимающихся в детских и подростковых клубах, снизилась почти на 10% (с 655 до 601 тыс. человек в 2015 году по отношению к 2005 году). Во многом это связано с тем, что основным фактором будущего благосостояния детей родители сегодня считают их интеллектуальное развитие, отмечая уровень физического развития как вторичный фактор и не уделяя внимания взаимозависимости этих показателей. Отчасти в результате этого уровень здоровья детей ежегодно снижается. Доля здоровых детей за последние 5 лет по данным Министерства здравоохранения РФ снизилась с 45% до 32% [2]. Часто школьники в нашей стране имеют проблемы со зрением, ежегодно в течение последних пяти лет возрастает количество детей (в возрасте 0-14, 15-17 лет) с заболеваниями системы кровообращения, дыхательной системы, системы пищеварения, с нервно-соматическими заболеваниями (по данным на 100000 детей). Согласно статистике, 53% детей в России имеют ослабленное здоровье, у 2/3 российских детей к 14 годам формируются хронические заболевания. Только 10% выпускников школ оцениваются специалистами как здоровые [7, C.18]. Объём мышечной массы старших школьников снизился почти в 2 раза у мальчиков и в 1,5 раза — у девочек [8, C.155]. Острой и для России стала проблема ожирения подростков.
Физическая культура и Спорт
Очень часто современные педагоги (в том числе, преподаватели физической культуры, тренеры) рассматривают в качестве синонимов понятия «физическая культура» и «спорт». Например, Бычкова О.В. (директор школы!) в своей статье в журнале «Первое сентября» оценивает спорт как «универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия», «способ, требующий не дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой» [2]. Формулировка абсолютно некорректна (подмена понятий), а в случае распространения такой формулировки в подростковой среде это может быть опасно для здоровья подростков. Понятия «физическая культура» и «спорт» имеют важное отличие, которое особенно значимо в рамках организации качественного физического развития подростков. Приведем наиболее точные, с нашей точки зрения, определения.
Физическая культура
— это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. В широком смысле это именно часть культуры, совокупность знаний и ценностей, которые общество создает и применяет с целью развития способностей человека (физических и интеллектуальных) путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [1]. В узком смысле (и общепринятом сегодня) физическая культура — это система мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья и развитие физических способностей [6, C.9].
Для нашей страны характерно словосочетание «физкультура и спорт», которое отделяет спорт от физкультуры, перенося его исключительно в область соревнований. Например, шахматы — это не физкультура, но спорт. Данная трактовка, по нашему мнению, также подчёркивает деинтеллектуализацию современной физической культуры.
Спорт
— это часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека [6, C.21]. С нашей точки зрения, современным обществом спорт сегодня преимущественно воспринимается в узком смысле, спорт — это физическая культура «высоких достижений», цель здесь — не поддержание физического здоровья, а получение результатов — наград на соревнованиях достаточно высокого уровня, повышение спортивного разряда и т. п. Это точка зрения, присущая западной культуре, в последние десятилетия распространившаяся и в России. Данная статья направлена на коррекцию негативных тенденций, сформированных нашим обществом, потому как основные для статьи мы будем рассматривать именно узкие определения физкультуры и спорта, т. е. физкультура и спорт как их понимает наше общество.
Итак, вполне естественно, что большую пользу для организма несёт физическая культура. Организм человека в подростковый период интенсивно развивается, и ему требуются физические нагрузки, однако, не предельные (что характерно для спорта), а относительно умеренные. Объёмы нагрузок для каждого подростка следует оценивать индивидуально, с учётом психофизической специфики. Не стоит рассматривать посещение секции как занятия подростка спортом: по мнению специалистов, посещение секций 2-3 раза в неделю (особенно по аэробным направлениям: плавание, бег, ходьба и т. п.) — это скорее необходимая для подростка физическая деятельность [7, C.20], а не спорт. Ожирение подростков сегодня часто связано с тем, что ребёнок, у которого что-то не получается на уроках физкультуры, отвергает физическую культуру вообще, начинает испытывать страх при выполнении любых физических упражнений, переходит к гиподинамии. Такая ситуация очень опасна, и родители должны регулярно контролировать качественные и количественные показатели физических нагрузок и уровень физических возможностей подростка. Стоит подчеркнуть нежелательность множественных анаэробных нагрузок в подростковом возрасте, а также резкое вовлечение подростка, прежде не испытывавшего больших физических нагрузок, в спортивную деятельность (даже при наличии потенциала).
Подростки нередко осознанно нарушают запреты, негативно относятся к требованиям, предъявляемым взрослыми, в том числе, и обращенным на поддержание здоровья подростков. В частности, подростки нарушают рекомендации врача (особенно связанные со спецификой питания), вообще не обращаются к врачу, скрывают наличие заболеваний, имеют недостаточный сон (в том числе, в связи с их предпочтением ночному сну игры и общение в системе Интернет) [7, С. 19]. Интенсивные занятия физической культурой и спортом в форме посещения тренировок спортивных секций и кружков, участием в соревнованиях требуют от юного спортсмена повышения ответственности по отношению к собственному здоровью. Такой подросток понимает, что без соблюдения режима труда и отдыха он не сможет достичь результатов, и развивает самодисциплину, одновременно пропагандируя её среди сверстников.
Интересно заметить, что согласно статистике, не более 10% подростков занимаются именно спортом [4] в том смысле, который принят для данной статьи. Порой ребёнок участвует в соревнованиях, но это не становится для него основным стимулом. В качестве же стимула посещения спортивного кружка или секции предстают общение со сверстниками и тренером, физическая разрядка, поддержание физической формы и т. п.
Спорт для трудных подростков
Хотелось бы обратить внимание на такой аспект, как спорт и физкультура в работе с трудными подростками. Занятий в рамках исключительно физической культуры таким подросткам бывает недостаточно. Часто именно спорт — очень хороший, а порой и единственно возможный способ педагогической работы с трудными подростками. Ведь спорт требует от человека отдачи всех сил. Это превосходный способ снижения уровня агрессивности трудных подростков: в ходе занятий, соревнований скрытая агрессивность проявляется, и выходит наружу. Подросток (если он желает побеждать) должен контролировать собственную агрессию, развивая волю и обращая внимание на моральную сторону спортивных занятий [4].
Очень высок в этом случае уровень ответственности тренера. Особенно велики риски занятий спортом трудных подростков в силовых видах. Наиболее опасными нам представляются риски двух типов:
1. Переоценка подростком собственных физических возможностей, нежелание и неумение снизить нагрузку. Результат — перегрузки организма (в том числе, систематические), крайне негативно влияющие на физическое развитие растущего организма. Тренер должен строго контролировать уровень нагрузок на индивидуальном уровне, рассказать об опасности самостоятельных тренировок с большими нагрузками.
2. Морально-этические риски. «Трудные подростки» в командных видах спорта (футбол, баскетбол, хоккей и т. п.) часто становятся лидерами в команде. Однако при наличии другого лидера «трудный подросток» будет «биться за лидерство» силовыми методами, что негативно повлияет как на климат в команде, так и на здоровье обоих подростков. В индивидуальных видах спорта, таких, как различные виды борьбы и т. п., трудный подросток, добившись определенных успехов, часто начинает чувствовать себя «всесильным» и принижать других подростков, не занимающихся спортом либо имеющих более скромные результаты. Стоит заметить, что силовое воздействие на более слабых спортсменов оказывают не только юноши, но и девушки-подростки. Тренер в этом случае должен своевременно заметить подобные явления, и пояснить юному спортсмену, что наличие физической силы в современном мире — далеко не определяющий фактор; следует рассказать о силе воли как более значимом моменте.
Трудные подростки часто становятся, как отмечалось выше, лидерами в командах, демонстрируют высокие показатели в индивидуальных видах спорта. Спорт для них — это важный, а часто — и единственный способ самореализации. Потому особенно значимыми для них являются похвала тренера, грамоты и медали, полученные по результатам соревнований.
Вывод
Таким образом, как спорт, так и физкультура могут применяться для развития детей в подростковом возрасте. Физкультура в этом случае направлена на гармонизацию развития ребёнка, а спорт — это средство для самореализации подростка. Очень велика при работе с подростками ответственность тренера: он должен формировать физические нагрузки с учётом индивидуальной специфики, блокировать негативные моменты в отношениях, приучать подростка к контролю за собственным состоянием (как физическим, так и психическим). Для трудных подростков физкультура становится способом организации досуга, а спорт — значимым средством самореализации. Поэтому привлечение их к занятиям физической культурой, с нашей точки зрения — это путь к гармонизации российского общества в целом.
Список литературы:
3. Здравоохранение в России. 2021: Стат.сб. — М.: Росстат, 2021. — 186 с.
5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — Спб: Питер, 2021. — 940 с.
6. Муллер А. Б. Физическая культура. Учебник для ВУЗов / А. Б. Муллер. — М.: Юрайт, 2014. — 312 с.
7. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и способы его улучшения / Н. В. Полунина // Вестник Росздравнадзора. — 2013. — № 5. — С. 17-24.
8. Садовников Е.С., Гуляихин В.Н., Андрющенко Е. О. Здоровый образ жизни молодёжи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе / Е. С. Садовников, В. Н. Гуляихин, Е. О. Андрющенко // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2021. — № 5. — С. 154-159.
9. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2012. — 520 с.
С чего начинать подростку?
Идеальное возраст, чтобы начать заниматься бодибилдингом для подростков – это как раз 16-18 лет, потому что именно в этот период в организме повышен уровень собственных гормонов. Благодаря чему можно быстро накачаться, лишь правильно выбрав программу силовых тренировок для подростков и подобрав подобрав правильную диету.
Внимание! До 18 лет упражнения с осевой нагрузкой на позвоночник не желательны! При наличии хронических заболеваний проконсультируйтесь с врачом.
Юрий Спасокукоцкий советует начать с … посещения спортивного врача. Ведь цель тренировки – правильно развить мышцы, увеличить объемы и набрать массу без какого-либо вреда для здоровья подрастающего организма.
Разберем первый комплекс от Юрия . Упражнения в домашних условиях и в тренажёрном зале для юношей. Программа дана на 1 месяц.
А также рассмотрим программу тренировок подросткам для дома №1. Комплекс упражнений с гантелями в домашних условиях.
Особенности детского организма
У детей есть свойственные возрасту особенности биомеханики движений и энергетического обеспечения мышечной работы. «По сравнению со взрослыми дети двигаются не так эргономично, — рассказывает Корочкин. — То есть на каждое конкретное движение ребенок расходует больше энергии, чем взрослый». Кроме того, дети и подростки менее выносливы
, чем взрослые, и гораздо хуже переносят продолжительные по времени тренировки. При этом восстановление после нагрузок у детей происходит быстрее, чем у взрослых. Даже при нагрузках высокой интенсивности, быстрее уставая, дети уже через короткий период готовы повторять упражнения. При выборе вида спорта, которым будет заниматься подросток, очень важно учитывать
конституцию ребенка
. Телосложение – фактор, определенный генетически. Он не изменится в зависимости от того, сколько и как подросток станет тренироваться. Поэтому не ожидайте высоких результатов от занятий видом спорта, требующим другого телосложения. Кроме того, не забывайте про
темперамент
ребенка. Активному подростку с взрывным темпераментом вряд ли придутся по душе шахматы, а усидчивому и спокойному станет неуютно в хоккейной команде.