Полезные статьи
Так же, как и взрослые, подростки могут весьма активно реагировать на стрессы, которые являются следствием сложных жизненных ситуаций. Зачастую первые признаки развития невроза остаются незамеченными, поскольку значительную часть времени подросток проводит вне дома (в школе или в компании друзей). За ребенком в пубертатном периоде нужно следить особенно пристально, поскольку весьма высока вероятность развития нервных расстройств, а лечение невроза у подростков нужно начинать как можно раньше.
Что такое неврозы у детей
Неврозы у детей и подростков это группа обратимых пограничных расстройств нервной системы, которые возникают вследствие влияния психотровмирующего фактора.
Под травмирующими факторами понимают межличностные и внутриличностные конфликты, стрессы, чрезмерная умственная и физическая активность. Неврозы у детей развиваются у 35% всех детей, посещающих дошкольные учреждения. Наибольшее число наблюдается у детей старшего и младшего школьного возраста, а так же детей дошкольного периода при этом среди мальчиков чаще, чем у девочек.
Проявление неврозов у детей в основном связаны с нарушением психоэмоциональной сферы и встречаются от 3-16 лет. При развитии такого пограничного состояния не происходит нарастающих изменений личности, слабоумия.
Причины неврозов у детей
Причины неврозов у детей бывают самые разнообразные, но наиболее встречаемые это семейно – бытовые. Часто конфликты внутри дома, дисгармония в семье, эмоциональный стресс и сформированная психическая травма приводит к состоянию «невроз у ребенка». Симптомы складываются из-за невозможности пережить данную ситуацию самому малышу.
Причины неврозов у детей могут так же складываться из внутриличностных конфликтов, когда происходит противоречие между влечениями и запрещающими действиями. Возможно, неврозы у детей возникают как защитная реакция на стресс организма.
К факторам, формирующим неврозы у подростков можно отнести психологическую предрасположенность. Определенные особенности личности, например, истерический тип, может формировать в неблагоприятных социальных условиях развитие изменения нервной системы.
Неврозы у детей дошкольного возраста часто формируются вследствие наследственных факторов, перенесенных травм и заболеваний. Течение родов и беременности так же играет большую роль в определении понятия невроз у ребенка. Симптомы зависят от причины, условий, возраста и скорости развития данного состояния.
Диагностика невроза
В первую очередь малыша обследует педиатр – для исключения болезней внутренних органов. Далее диагностический поиск продолжает невролог, исключая повреждение нервной системы. Невролог может назначать дополнительные инструментальные методы обследования: ЭЭГ, УЗДГ сосудов головы и шеи, МРТ, сомнографию (исследование фаз сна).
Когда органические причины исключены, особенности личности ребенка исследует медицинский психолог в ходе патопсихологического обследования. Исследуется интеллект, мышление, воля, эмоции. В психологическом заключении отражается структура личности – темперамент, характер, навыки, способности, особенности протекания психических процессов.
Симптомы неврозов у детей
Неврозы у детей имеют свои особенности.
Они незавершенные, остаточные с преобладанием соматовегетативных расстройств.
Можно выделить несколько групп навязчивости (мысли, страхи, действия), сверхценные (страхи, идеи), ритуалы. Навязчивости это патологические страхи, мысли, действия, которые возникают помимо его воли.
К основным детским страхам можно отнести это боязнь темноты, уродства (особенно у девочек подростков), одиночества и т.д. основными периодами навязчивостей будут являться 3, 7, 11-13 лет.
Сверхценные идеи, страхи это идеи, стоящие во главе всех остальных. Например, боязнь смерти. Ребенок делает все чтобы не заболеть, умереть, может носить бредовый характер.
Ритуалы это извращенная реакция ребенка на стресс с формированием защитной реакции в виде рефлекса. Например, перед тем как заснуть ребенок проверяет что под диваном, роняя при этом ручку (специально из раза в раз). Совершение ритуалов происходит по задуманному плану.
Все это невроз у ребенка.
Симптомы могут возникать в любом возрасте, при этом предшествует, какая — либо травмирующая ситуация. Неврозы у детей могут сопровождаться истерическими припадками, полным отсутствием звучности голоса, резко возникающей кратковременной слепотой, различными болями по всему телу, ограничением движений и т.д.
Проявление неврозов у детей различны, но имеют схожие причины и симптомы. Неврозы у подростков могут протекать в виде агрессии по отношению к самому себе (попытки суицида, мысли), а так же по отношению к окружающим.
Лечение неврастении у подростков
В детской и подростковой практике очень часто встречаются астении преимущественно психогенного происхождения. Данное состояние принято называть неврастенией. Ряд авторов считает невозможным возникновение астении под действием только психологических или только биологических факторов. Так, А. Kreindler (1963), говоря о психогенной природе астении, признает значимость цереброгенных, соматогенных факторов в развитии заболевания [4]. С другой стороны, подчеркивается значимость психотравмирующих воздействий для формирования цереброгенных и соматогенных астений. Соматические заболевания могут снижать порог чувствительности к психогении.
Выраженные проявления неврастении встречаются чаще на фоне соматической ослабленности. Их проявлению способствуют наличие длительно действующих или постоянных конфликтов в семье, неправильный (очень жесткий и требовательный) тип воспитания ребенка. Психологический генез неврастении заключается в противоречии между завышенной самооценкой и большими притязаниями, с одной стороны, и реальностью, с другой стороны. В этой связи следует отметить внутриличностный конфликт по типу «хочу, но не могу» или «хочу, но болен», лежащий в основе неврастении [5].
Целями данного исследования являлись уточнение клинической картины неврастении у подростков со школьной дезадаптацией и оценка эффективности применения препарата Нооклерин (деанола ацеглумат) в лечении данной патологии. Нооклерин обладает церебропротективными свойствами с отчетливым ноотропным, психостимулирующим и психогармонизирующим действием при астенических состояниях, нарушениях памяти различного генеза.
Материалы и методы исследования
Под нашим наблюдением находились 64 подростка в возрасте 14–17 лет, жители г. Санкт-Петербурга, обратившиеся к врачу с жалобами на утомляемость и низкую успеваемость в школе. Среди них было 30 (46,9%) мальчиков и 32 (53,1%) девочки. Постановка диагноза осуществлялась на основании критериев МКБ-10. Для объективизации степени выраженности астенических расстройств и их динамики в процессе лечения использовалась субъективная шкала оценки астении (MFI-20) c 5-ю подшкалами. Интенсивность утомления оценивалась с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ) (10-балльный вариант).
Уровень тревожности оценивался с помощью теста самооценки Ч. Д. Спилбергера в обработке Ю. Л. Ханина.
Вегетологическое обследование проводилось с помощью опросника А. М. Вейна (1991). Головные боли (ГБ) диагностировались в соответствии с критериями Международного общества по изучению ГБ (IHS-1988). Интенсивность цефалгий оценивалась с помощью ВАШ (10-балльный вариант).
Регистрация электроэнцефалографии (ЭЭГ) проводилась с 19 электродов, расположенных на поверхности головы в соответствии с международной системой 10–20, в состоянии покоя с закрытыми и открытыми глазами (по 3 мин). С целью контроля над движениями глаз выполнялась запись электроокулограммы. Абсолютная мощность ЭЭГ рассчитывалась и сравнивалась между группами испытуемых в θ- (4–7 Гц), α1- (7–12 Гц), β1- (14–20 Гц), β2- (20–30 Гц) диапазонах.
Кроме того, проводилось психофизиологическое исследование с помощью TOVA (the Test of Variables of Attention) — теста непрерывной деятельности, позволяющего оценить состояние внимания и уровень импульсивности по отношению к нормативным данным для каждого возраста. Тест основан на предъявлении испытуемому в случайном порядке значимых (требующих ответной реакции) и незначимых (не требующих ответной реакции) стимулов, появляющихся на экране компьютера в виде геометрических фигур. Результаты исследования позволили количественно оценить степень невнимательности (ошибки пропуска значимых стимулов), уровень импульсивности (ошибки реагирования на незначимые стимулы) и скорости переработки информации (время ответа) и устойчивости ответов (дисперсия времени ответа).
Подростки из исследуемой группы принимали препарат Нооклерин в дозе 2 г/сут (по 1 ч. л. 2 р./сут — утром и днем) в течение 1 мес. Другой терапии в этот период не проводилось. Эффективность терапии анализировалась при контрольном исследовании, проведенном через 1 мес. после завершения курса лечения. Доля респондеров определялась количеством больных, чьи исходные показатели общей астении (MFI-20) уменьшились более чем на треть.
Контрольную группу составили 64 практически здоровых подростка.
Результаты исследования
Клиническая картина у пациентов из исследуемой группы характеризовалась полиморфностью клинических проявлений и выраженной астенической симптоматикой (табл. 1, рис. 1). Наибольшая выраженность астении отмечалась по следующим субшкалам: «пониженная активность», «общая астения», «снижение мотивации». Необходимо отметить, что эти жалобы возникали во время учебного дня и не проходили после отдыха. Регистрировалась повышенная чувствительность к внешним раздражителям и к ощущениям от внутренних органов, что находило отражение в многочисленных соматических жалобах. Собственно астенические явления (общая слабость, утомляемость, истощаемость, вялость, дневная сонливость) сочетались с коморбидными нарушениями. Количественная оценка астенических нарушений отражена в диаграмме (рис. 1).
Так, в 52 случаях (81,3%) у пациентов из исследуемой группы отмечались двусторонние диффузные ГБ давящего, сжимающего характера. Цефалгии возникали преимущественно во 2-й половине дня, не усиливались на фоне повседневной физической нагрузки. В соответствии с критериями МКБ-10 и IHS-2003 такие цефалгии были определены нами как ГБ напряжения (ГБН).
В зависимости от частоты возникновения приступов ГБ было выделено 2 группы: подростки с частой (эпизодической) формой ГБН (ЧГБН) и подростки с хронической формой ГБН (ХГБН).
ЧГБН регистрировалась в 30 случаях (46,9% от общего количества пациентов). Частота приступов ГБ составляла 3–10 р./мес. Данные приступы, как правило, возникали на фоне психотравмирующих обстоятельств, стрессов. ХГБН была диагностирована в 22 случаях (34,4% от общего количества пациентов). У подростков в данной группе ГБ отмечались от 4 до 7 р./нед., чаще в будние дни, после занятий в школе. Провоцирующими факторами являлись переутомление и длительное психическое напряжение. Cредняя интенсивность цефалгий представлена в таблице 1.
По данным вегетологического обследования по анкетной методике А. М. Вейна, средний балл у подростков из исследуемой группы составил 19,5±5,6 (при норме до 15 баллов).
Средний уровень реактивной тревожности составил 43,6±7,5 балла; средний уровень личностной тревожности — 39,2±7,9 балла (согласно нормативным данным повышенный уровень тревожности констатируется при величине показателей более 30 баллов).
Психофизиологическое исследование TOVA показало, что у пациентов из исследовавшейся группы отмечалось повышение показателей невнимательности, импульсивности и времени реакции по сравнению с соответствующими показателями в контрольной группе. Обращали на себя внимание существенное возрастание количества ошибок и увеличение времени реакции во 2-й половине теста (табл. 2).
Результаты количественной ЭЭГ свидетельствовали о том, что биоэлектрическая активность головного мозга у подростков с неврастенией характеризовалась достоверным снижением спектральной мощности α-ритма в затылочных отведениях по сравнению с соответствующим показателем в контрольной группе (табл. 3).
Оценка результатов лечения показала, что доля респондеров после курса Нооклерина составила 68,8% (44 пациента). В беседах с подростками и их родителями отмечались уменьшение утомляемости, улучшение внимания, памяти со 2–3 нед. приема препарата. Доля нонресподеров составила 28,1% (9 пациентов). Необходимо отметить, что отсутствие динамики регистрировалось у пациентов с очень высоким уровнем тревожности. При оценке состояния пациентов с помощью МFI-20 регистрировалось значительное улучшение показателей по шкалам общей астении, психической астении, пониженной активности (рис. 1). Достоверного улучшения по шкале снижения мотивации не регистрировалось. Кроме того, отмечалось снижение интенсивности ГБ у 17 пациентов (32,7% всех пациентов с цефалгиями). Улучшение получено у 6 пациентов с ЧГБН и 11 пациентов с ХГБН. Регистрировалась тенденция к уменьшению средней интенсивности боли после лечения, особенно при ХГБН. Данный показатель составил 4,1±2,9 балла. Результаты повторного вегетологического обследования показали достоверное снижение данного показателя после курса Нооклерина (табл. 1).
Переносимость терапии в основной группе можно в целом охарактеризовать как хорошую. В 3 случаях появились жалобы на трудности при засыпании. Через 3–4 дня сон у указанных пациентов нормализовался самостоятельно, без медикаментозной коррекции. Других побочных явлений отмечено не было.
Повторное психофизиологическое исследование после курса выявило статистически достоверное уменьшение невнимательности, импульсивности и времени реакции (табл. 2). Также не отмечено достоверного снижения тревожности.
Данные электроэнцефалографического исследования после курса Нооклерина показали, что значительное клиническое улучшение сопровождалось перестройкой ритмической структуры ЭЭГ. Сравнительный анализ результатов электроэнцефалографического исследования показал, что после окончания курса Нооклерина регистрировалось достоверное увеличение мощности α-ритма в затылочных областях (табл. 3).
Обсуждение
Особенностью астенических расстройств последнего времени является несомненное учащение соматизации, а одной из наиболее частых форм соматизированных расстройств называется ГБ [6]. Результаты вегетологического обследования показали, что средний балл у пациентов с неврастенией свидетельствовал о наличии у них вегетативной дисфункции и был достоверно выше, чем в группе здоровых испытуемых. Данные психофизиологического исследования свидетельствуют о снижении уровня внимания и скорости реакции у подростков с неврастенией.
При анализе функционального состояния нервной системы большое значение придается α-активности головного мозга, характеризующей состояние расслабленного бодрствования. Проведенные исследования показывают, что подростки с неврастенией характеризуются меньшими величинами мощности α-ритма в затылочных отведениях по сравнению со здоровыми сверстниками, что свидетельствует об ухудшении функционального состояния головного мозга.
Использование Нооклерина в лечении астенических проявлений на фоне школьной дезадаптации характеризуется высокой эффективностью. После лечения отмечается достоверное снижение показателей утомляемости, астении. Наибольшее улучшение получено по шкалам общей и психической астении. Необходимо отметить достаточно быстрое появление положительных изменений.
Результаты повторных психофизиологических и нейрофизиологических исследований после курса Нооклерина подтверждают клинические данные об уменьшении степени истощаемости и улучшении функционального состояния головного мозга после лечения. Немаловажно то, что применение Нооклерина не сопровождается выраженными нежелательными побочными эффектами и осложнениями.
Необходимо отметить, что после окончания курса Нооклерина отмечается уменьшение таких коморбидных нарушений, как вегето-сосудистая дистония и ГБН. Больший эффект достигнут при лечении ХГБН. Данное наблюдение можно объяснить проведенными нами ранее исследованиями, показавшими, что если ЧГБН больше сочетаются с тревожными расстройствами, то ХГБН часто встречаются у детей с астеническими нарушениями [7].
Ограничением данного исследования является отсутствие длительного катамнестического наблюдения.
Таким образом, применение препарата Нооклерин в лечении астенических нарушений у подростков характеризуется высокой эффективностью. Учитывая отсутствие влияния Нооклерина на тревожность, можно предположить повышение эффективности его использования в комбинации с небензодиазепиновыми анксиолитиками.
Лечение неврозов у детей
Неврозы у детей должны корригироваться под контролем врача невролога, так как такое состояние может спровоцировать развитие психических заболеваний.
Все состояния, связанные с нарушением поведения, истерических состояний, резкого ухудшения состояния (боли, кратковременная потеря зрения, нарушение движений), патологические привычные движения (детские тики) нуждаются в лечение. Неврозы у детей лечат медикаментозно.
Наблюдение проводит так же врач психиатр, так как невроз может служить начальным симптомом другого заболевания. Неврозы у детей дошкольного возраста требуют пристального внимания со стороны родителей, так как основная причина связана в семейно-бытовой обстановке или обстановке дошкольного учреждения.
Проводят физиотерапевтическое лечение. Неврозы у детей хорошо поддаются методам физиотерапии, обнаружен положительный эффект от ТКМТ (транскраниальной магнитотерапии).
Признаки невроза у подростков
Не всегда родители могут вовремя выявить симптомы заболевания, ведь дети в таком возрасте начинают скрывать от окружающих свои душевные невзгоды. Они считают себя взрослыми и стараются решить проблему собственными силами. Тем не менее есть ряд признаков, по которым можно опознать начало невроза:
- беспричинные головные боли;
- проблемы со сном: ранний подъем, невозможность долго уснуть;
- повышенная утомляемость;
- снижение концентрации внимания и усидчивости;
- частые смены настроения и раздражительность;
- боли в области сердца или живота (без органической причины);
- проблемы в школе, когда ребенок не может справиться с простыми заданиями;
- появление тревожности и страхов;
- навязчивые действия;
- заниженная самооценка, неуверенность в себе и др.
Профилактика неврозов у детей
Сводится к уменьшению физической и умственной нагрузки ребенка, создания благоприятной домашней обстановки, положительные эмоции малыша помогут справиться с недугом. Неврозы у подростков проходят профилактику при помощи длительных бесед с психологом и родителями.
Если неправильно проведена профилактика и симптомы все нарастают, то такое состояние нуждается в лечение. Неврозы у детей могут формировать дезадаптацию ребенка в коллективе. Неврозы у подростков связаны со стремлением к совершенству, юношескому максимализму и требуют понимания со стороны родителей.
Подростковый кризис
Психологический кризис в подростковом возрасте наиболее острый. Его не зря называют «негативной фазой полового созревания». Ему свойственно снижение успеваемости, дисгармония внутреннего мира личности, смена интересов, критицизм. Подросток активно занимается самоанализом, познанием собственных переживаний. Многие начинают вести дневник.
Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.
Они стремятся к вседозволенности, называя ее свободой. Но директивный стиль в отношениях с подростком неприемлем. Нужно терпеливо общаться, договариваться о правилах поведения. Подростка нужно понимать, уважать как личность, а не унижать и «читать мораль».
Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми. Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.
Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.
Свою «взрослость» подростки пытаются проявить в романтических отношениях с представителями противоположного пола: симпатии, свидания. В фантазиях они пытаются создать любовный идеал, пишут стихи. Проявлять интерес к симпатиям ребенка нужно без унижений и чрезмерной критики.
Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая решения и выбирая компании.
Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.
Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.
