Россия, Карачаево-Черкесская Республика, пос. Мара-Аягъы, Коммунистическая улица
Телефон:
+7 (800) 201-95- Показать номер
Пн-пт: 10:00—17:00; сб: 10:00—16:00 по предварительной записи: пн-сб
whatsapp telegram vk email

Обзор эффективных упражнений от заикания: правила, техники, противопоказания

05.01.2019
Когда человек заикается, возникают проблемы с общением. На фоне этого заболевания у человека развивается ряд комплексов, он чувствует себя неполноценным членом общества, не может отстоять свою точку зрения, высказать мысль. Поэтому упражнения от заикания, которые являют важной составной терапевтических мероприятий, просто необходимы.

Заикание у ребенка

Общие правила выполнения упражнений

Заикание – название простонародное, в медицине оно характеризуется, как логоневроз. При выполнении специальных упражнений следует соблюдать общепринятые правила, особенно если это касается детей:

  • Создается доброжелательная обстановка – без нареканий, упреков, принужденности. Главное – соблюдать терпение.
  • Не всем детям нравится заниматься, поэтому необходимо увлекать ребенка, создавая вид игры.
  • Если человек напрочь отказывается от выполнения упражнений, не заставляйте его. В этом случае придется принять выжидательную тактику, после чего проводить занятия в процессе общения. То есть больной не должен подозревать о том, что это лечебное мероприятие.
  • При артикуляционной зарядке больной должен стоять перед зеркалом, чтобы контролировать правильность и точность каждого упражнения.
  • Зарядка проводится систематически, без длительных перерывов и пропусков. В противном случае невозможно добиться желаемого результата. К тому же это позволит малышу привыкнуть, и в последующем он станет заниматься самостоятельно, не осознавая этого.
  • Минимальный срок продолжительности – 2 месяца.

Как помогут дыхательные упражнения

На данный момент в медицине широко используется методика дыхательной гимнастики, которая была разработана Стрельниковой А. Н. Методика лечения по курсу Стрельниковой при наличии заикания направлена на развитие правильного дыхания в процессе нарушенной речевой функции. Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой подойдет, как детям в 3 года, так и в возрасте от 5 лет.

Дыхательная гимнастика на рисунке

Стрельникова считает, что лечение заикания без предварительно налаженного нормального дыхания не может быть эффективным, поскольку от этого зависит работа голосовых связок, частота вдохов и выдохов. Обычно у детей с нарушенной речью разговор идет при ключичном дыхании. В это время перед репликой они делают глубокий вдох так, что при этом поднимаются плечи, а шейные и лицевые мышцы сильно напряжены. Речь же происходит на выдохе короткими фразами или словами.

Логопедические упражнения

Главный специалист, который проводит занятия – логопед. Он разрабатывает индивидуальную схему лечения. Методик существует множество, но есть и стандартные логопедические упражнения:

  • Разработка языка (повторять каждое упражнение минимум 10 раз): человек надувает щеки, после чего проводит языком вдоль собственных зубов с соблюдением ритмичности;
  • высунуть язык наружу и снова засунуть в ротовую полость – движения быстрые;
  • закладывание языка под губы (верхнюю и нижнюю);
  • скручивание органа в трубочку.
  • Надуть щеки, слегка ударить по ним, выпуская воздух.
  • Соединить губы, резко открыть, издавая звук. Это занятие напоминает действия рыб.
  • На протяжении 3-х минут логопед поднимает руку вверх, а лечащийся должен выкрикнуть слово.
  • Для выполнения этого забавного упражнения нужно встать на цыпочки и начинать двигаться по кругу. При этом больной должен громко произносить фразы: «Топ, хлоп, хлоп, ап, тап, цап, тип, тап, роп, рап, цып».
  • Угадывание слов. Доктор задает вопрос, больной дает быстрый ответ в виде выкрикивания.
  • Врач включает умеренно ритмичную музыку и просит пациента прочесть вслух стих или рассказ.
  • Полезно читать скороговорки. Изначально это делать трудно, но со временем всё получится.
  • Во время занятий логопед должен стараться раскрепощать пациента, чтобы он не ощущал неловкости, находился в спокойном состоянии. Довольно часто врачи прибегают к методу разговора «по душам». Если затронуть тему, которая волнует больного, то он начнет безостановочно об этом говорить. Это приведет к тому, что сам человек неосознанно станет произносить речи без заикания.

    Дыхательная гимнастика

    Дыхательная гимнастика применяется при многих патологических нарушениях, поэтому логоневроз не является исключением. Данные занятия направлены на укрепление мышечной системы грудной клетки, глотки, гортани. Благодаря этому человек учится правильно дышать. А это приводит к точному и плавному произношению речи. К тому же дыхательная гимнастика во много раз ускоряет процесс терапии.

    Что можно делать:

    1. Пациента укладывают на спину, а на область живота устанавливают груз (взрослым достаточно предмета в 2 кг, детям – 300-600 грамм). После этого на протяжении 2-х минут необходимо ритмично вдыхать и выдыхать воздух, но не грудной клеткой, а животом. При этом установленные предметы должны приподниматься. Количество подходов в сутки – 5 раз.
    2. Выдувание воздуха. Для этого больного просят надувать воздушные шарики, мячи, круги для плавания и подобное. Если ребенок слишком мал, можно совместно с ним сделать бумажный кораблик и пустить его по воде в ванной. Главное условие – малыш должен самостоятельно на него дуть.
    3. Выдувать воздух можно при помощи бутылки, заполненной водой. В нее вставляют трубочку, через которую пациент дует, создавая пузыри.

    В течение всего дня необходимо через каждые полтора часа вставать и совершать глубокие вдохи носом. В этот момент плавно тянуть руки вверх. Выдыхать ртом, опуская конечности. Количество вдохов/выдохов – 10 раз.

    Увидеть наглядно выполнение дыхательной гимнастики при заикании Вы можете в следующем видео:

    Еще несколько упражнений: ритмика при логоневрозе

    1. Насос. Ножки – на ширину плеч, тянемся прямыми руками до самого пола и делаем громкий вдох, округляя спинку.
    2. Часики. Ножки – на ширине плеч. Наклоняем голову вправо, прижимая ухо к плечу и делая громкий вдох носом. Затем выпрямляемся и выдыхаем, качаем головой «туда-сюда». Повторяем с левым плечом.
    3. Маятник. Опускаем голову и резко выдыхаем. Затем поднимаем ее, смотрим на потолок и шумно вдыхаем. Далее легко и незаметно выдыхаем.
    4. Перекаты. Выставляем левую ножку вперед и перекатываемся с правой (с носка) на левую. Затем опускаемся на корточки и, громко вдохнув, переносим вес на правую ногу.
    5. Обнимашки. Опускаем руки вниз, делаем громкий вдох, затем обнимаем себя же за плечи и спокойно выдыхаем.

    Упражнения для мышц

    Звуки выдавливаются из гортани посредством тесного взаимодействия мышечной системы и голосового аппарата, поэтому разработка мышц играет немаловажную роль. Правильное дыхание создается диафрагмой, которая окружена мышечными волокнами. Представленные ниже упражнения укрепляют голосовые связки, улучшают функциональность легких.

    Пример эффективных занятий:

    1. Встать прямо, сделать вдох как можно глубже. Вы должны почувствовать, как увеличивается объем в грудной клетке. Далее быстро и ритмично выдохните, сопровождая звуками по типу «ху-у-у-у-у-у». Один цикл дыханий составляет 15 раз. Минимальная дневная норма упражнения – 10 раз.
    2. Задержите дыхание на полминуты, выдохните.
    3. Исходное положение – стоя на ногах. Часто и быстро двигайте брюшной стенкой, увеличивая давление на пресс.
    4. Для увеличения экскурсии грудины и ускорения процесса кровоснабжения полезно ежедневно бегать минимум по 15 минут.
    5. Нетрадиционная медицина рекомендует занятия йогой. Конкретный комплекс подбирает специалист.

    Голосовые упражнения

    При помощи упражнений на голос можно добиться значительных результатов и избавиться от заминок в речи:

    1. Пение считается самым высокорезультативным методом. Для этого нужно включить музыку с песнями, которые Вам хорошо знакомы. Условие – ударение при напеве должно быть на гласные буквы («о», «а», «е» и пр.).
    2. Существует множество звучных слов, которые можно использовать для тренировки. Например, «калина», «солнышко», «кошечка» и т. д. Задача состоит в том, чтобы одно и то же слово произносить в разных интонациях – ласково, злобно, мягко, грубо.
    3. Театрализованные постановки актуальны больше для детей, но и взрослые люди могут в них участвовать. Особое условие – роль должна содержать много фраз и предложений.
    4. В этом занятии принимает участие сразу 2 человека. Один бросает мяч, а другой ловит. Каждый из участников должен резко произнести слово: если оно съедобное, мяч нужно поймать, если нет – оттолкнуть обратно.
    5. Можно использовать простые слоги – ца-ца, шо-шо, не-не и т. д. Изначально они произносятся в медленном и плавном темпе, далее происходит ускорение. В итоге больной должен научиться говорить их четко и ритмично.

    Какие народные средства могут помочь ребенку избавиться от заикания?

    Какими народными средствами можно вылечить заикание?

    На самом деле, лечение заикания «бабушкиными» средствами – это иллюзия. Невозможно избавиться от этого недуга с помощью трав.

    Многочисленные советы, распространяемые в Сети на эту тему, основываются на седативном действии трав. Да, есть растения, оказывающие успокаивающий легкий эффект, но большинство рекомендуемых «супер-средств для лечения заикания» как минимум не приносят никакого результата и обладают совсем другим действием, а некоторые могут даже навредить ребенку.

    Ритмическая гимнастика

    Довольно часто у заикающихся людей отсутствует правильное чувство ритма, поэтому его важно развивать. Это позволит снизить нервозность и тревожность (что, зачастую, возникает у больных при произношении слов). Достаточно совершать всего два действия:

    1. Читать стихи или прозу, но с выражением, так как одновременно с этим надо постукивать пальцами по поверхности стола. Главное условие – совпадение такта стуков с чтением.
    2. Произносить слова текста нужно под музыкальное сопровождение. Причем на каждом занятии музыка должна быть разной.

    Упражнения для дикции

    Разработка дикции позволяет укрепить мышцы, участвующие в формировании речи. Для этого существует ряд упражнений.

    Занятия для нижней челюсти:

    1. Принять удобное положение тела, максимально расслабиться, опустив челюсть вниз. Обратите внимание на то, что расстояние между верхними и нижними зубами должно составлять 2-4 см.
    2. Полностью исключить напряжение во время упражнения.
    3. Медленно выдохнуть, произнося протяжно гласную букву «и». Вслух проговаривать букву нельзя, она должна исходить из горла естественно, рот открыт на 2 пальца. После этого сказать так же беззвучно букву «ё», но при этом челюсть сжать наполовину (между зубами расстояние в 1 палец).
    4. Сделать такое же упражнение, но с четким звуковым выходом.
    5. Теперь можно использовать другие гласные буквы, комбинируя их между собой в пары.
    6. После этого произносится не по 2 гласные, а в большем количестве.
    7. Проговаривать пословицы с широко открытым ртом.
    8. Полезно вычитывать отрывки из книги «Евгений Онегин».

    Занятия, развивающие подвижность губ:

    • широко улыбнуться, но без оголения зубов;
    • растянуть губы, открыв взору зубы, но не расширяя рот;
    • сжать губы максимально плотно, сделать трубочку;
    • вытянуть губы трубкой из исходного положения в улыбке;
    • поочередно поднимать и опускать губы, оголяя зубы – сначала показываем верхний ряд, после нижний (руками не помогать);
    • комбинированно произносить гласные буквы с гласными;
    • так же сделать с согласными звуками;
    • сжать губы максимально плотно, сказать «б-п», сильно выдыхая воздух.

    Комплекс упражнений, в начале которых произносить буквы без голоса, после протяжно и вслух:

    • «и-и-и-и-и», растянуть губы;
    • «о-о-о-о-о-о», придать губам овальную форму;
    • «у-у-у-у-у-у», сделать губы трубочкой;
    • «с-с-с-с-с»;
    • «з-з-з-з-з-з»;
    • «ш-ш-ш-ш»;
    • «ж-ж-ж-ж».

    Читать стихи, проговаривать скороговорки и говорить, максимально проявляя мимику. Сниженная подвижность губ часто является первопричиной заикания. Именно поэтому данный комплекс необходим.

    Упражнения для языка:

    • максимально высунуть язык;
    • сделать движение сначала вправо, затем влево;
    • совершить языком круг в разные стороны поочередно;
    • всунуть язык в рот;
    • подвести к нёбу;
    • провести по зубам с внутренней стороны, потом с внешней.

    Во время выполнения тренировки строго следите за правильностью движений, что повысит выносливость языка и одновременно губ.

    Статья:

    Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных методов и путей преодоления этого заболевания. Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Следует отметить, что механизмы заикания неоднородны. В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом «сшибки» нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции). В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза. В-третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности. В-четвертых — механизм заикания можно объяснить органическими поражениями центральной нервной системы.
    Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность методических подходов к преодолению этой патологии объясняется сложностью ее структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о ее природе.

    На необходимость комплексного воздействия при коррекции заикания указывали И.А. Сикорский (1889) и И.К. Хмелевский (1897). Ими высказывались взгляды, не утратившие своего значения в настоящее время. Так, И.А. Сикорский в лечение заикания включал гимнастику речи, психотерапевтическое, фармацевтическое лечение и двигательные упражнения. Опираясь на учение отечественных физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики определили современный комплексный подход к преодолению заикания. Л.З. Андронова (1993), Н.М. Ассатиани (1980), В.А. Гиляровский (1932), К.М. Данилов и И.В. Черепанов (1970), В.С. Кочергина (1960), В.А. Куршев (1973), сотрудники лаборатории НИИ дефектологии под руководством Р.Е. Левиной (1963), С.С. Ляпидевский (1960, 1963), Л.Я. Миссуловин (1988), Ю.Б. Некрасова (1984), В.И. Селиверстов (2000), М.В. Серебровская (1925), Н.П. Тяпугин (1966), Ю.А. Флоренская (1949), М.Е. Хватцев (1959), В.М. Шкловский (1994), А.В. Ястребова (1963) и др. своими исследованиями способствовали развитию лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания.

    В трудах многих авторов встречаются указания по некоторым частным вопросам устранения заикания (Г.И. Ангушев, 1974; С.Ю. Бенилова, Т.С. Резниченко, 2001; Т.Г. Визель, 1997; В.А. Ковшиков, 1976; Ю.И. Кузьмин, 2000; В. Adamczyk, 1969; G. Andrews еt аl, 1982; С. Van Riper, 1982 и др.). В ряде зарубежных работ мы находим интересные наблюдения и рекомендации по поводу коррекции заикания. Многие исследователи-клиницисты приходят к выводу о необходимости комплексного всестороннего лечения этого дефекта речи, которое предусматривает логопедические упражнения, лекарственную терапию, а также целенаправленное психотерапевтическое воздействие на личность больного, помогающее ему адаптироваться к условиям социальной среды (K.P. Bekker, М. Sovak, 1984; О.А. Bloodstein, 1995; М. Опslowш еt аl., 1997; М. Sеетап, 1962). Научные исследования, основанные на экспериментальном и клинико-психологическом изучении заикающихся, позволили сформулировать ценные теоретические и практические положения, определить место логопедии и различных лечебных мероприятий в комплексной системе лечения. В настоящее время не вызывает сомнений целесообразность дифференцированного и индивидуального подхода к заикающимся разных возрастных категорий с учетом сложной структуры и этиопатогенеза речевого нарушения. Необходимо отметить, что до настоящего времени исследователями высказываются различные, а иногда и прямо противоположные точки зрения на эту речевую патологию. Большинство исследователей и практиков, работающих над данной проблемой, все же придерживаются мнения о необходимости комплексного изучения и лечения этого нарушения речи, выбора тех или иных приемов комплексной терапии. В этих условиях возникает необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия специалистов, координация их деятельности. При реабилитации заикающихся в настоящее время используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера. Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

    Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, ритмиста, специалиста по функциональной диагностике, физиотерапевта и социального работника.

    В настоящее время в специальной литературе представлены как некоторые приемы логопедической работы с заикающимися (освещающие только отдельные стороны интересующей нас проблемы), так и ряд комплексных реабилитационных систем, концептуальной базой которых является учет особенностей психофизического развития пациента, этиологии, механизмов и симптоматики нарушения, включающих речевые, психологические, моторные, возрастные особенности данного контингента больных. По мнению Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой (1998); В.А. Ковшикова (1976); М.И. Лохова, Ю.А. Фесенко (2000); В.М. Шкловского (1994) и др., при разработке реабилитационных мер следует учитывать характер первичного поражения нервной системы при различных формах заикания. При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов (стресс-терапия, гипноз, аутогенная тренировка). Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее. Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия для этой группы заикающихся должны быть регулярными в течение значительного времени. В комплекс лечебных и психологических воздействий обязательно включают методы, направленные на ритмизацию движений. Таким образом, согласно представлению авторов, в тех случаях, когда нервные механизмы заикания связаны с органо-функциональным поражением моторных структур мозга, нормализация в функциональной системе речи должна идти за счет выработки новых речедвигательных рефлексов, в то время как при невротическом заикании лечение направляется на восстановление и укрепление имеющихся речевых моторных автоматизмов, приобретенных в раннем речевом онтогенезе.

    В связи с задачами диагностики и патогенетического обоснования комплексной логотерапии В.М. Шкловским (1994) предложена классификация больных с заиканием, в которой наряду с проявлением собственно речевой патологии принимается во внимание степень дезорганизации отношений личности. Указанный дифференцированный подход к взрослым заикающимся позволил четко определить место логопедии и различных психотерапевтических мероприятий в комплексной системе лечения заикания. Разработанная автором комплексная медико-педагогическая система лечения заикания наиболее полно учитывает различные стороны клинико-психологической картины заикания.

    Такая оценка этиопатогенетической основы заикания во многом раскрывает сущность проблемы, нацеливает специалистов на комплексное воздействие при коррекции нарушений речи.

    На наш взгляд, исходя из направленности настоящего пособия несколько подробнее следует остановиться на особенностях коррекционно-педагогической работы при лечении заикания. Поскольку у заикающихся имеются специфические нарушения плавности речи, особенности темпоритмической ее организации, а также изменения в моторной сфере, касающиеся динамического праксиса и музыкально-ритмических способностей, это обусловливает необходимость формирования ритмоинтонационной организации устной речи, являющейся одним из важных звеньев в комплексном методе коррекции заикания. Исследователями и практиками было обращено внимание, что ритмизация движений приводит к нормализации плавности речи. Для выработки слитности речи у заикающихся используются различные методы, ритмизирующие речь: проговаривание слов, фраз под музыку, метроном, пение, тренировка речи в процессе логопедической ритмики, синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки и т.д. Занятия под музыкальное сопровождение с ритмическими движениями рук, ног, туловища, а в дальнейшем сочетание этих движений с пением, мелодекламацией, чтением стихотворных и прозаических текстов оптимизируют протекание речевого высказывания (Л.З. Андронова, 1993; Л.И. Белякова и др., 1992; Г.А. Волкова, 2003; Е.В. Оганесян, 1981; Н.А. Рычкова, 1999). По мнению Н.А. Власовой (1959), преодоление заикания наиболее эффективно в процессе постепенного воспитания речи от сопряженного произношения до нормальной речи. В.И. Рождественская (1960) предлагает систему расслабляющих, дыхательных, голосовых упражнений в игровой форме, а также задания для воспитания координации речи с различными движениями, направленными на коррекцию темпа речи. Этому аспекту работы автор придает ведущее значение.

    Развивая приведенные выше положения, Е.Ю. Рау (1994) рассматривает зависимость выраженности заикания от условий общения и пути адаптации заикающихся к трудным коммуникативным ситуациям. Г.А. Волкова (1979, 1994) считает, что, работая с детьми дошкольного возраста, посещающими логопедический детский сад, заикание необходимо преодолевать в игровой деятельности. Автор подчеркивает, что игровая деятельность позволяет создать различные ситуации, отражающие реальные события и взаимоотношения между людьми. Участие в разнообразных игровых ситуациях, выполнение ролей от второстепенных до ведущих воспитывает у заикающихся необходимые качества личности. В процессе дифференцированного использования игровой деятельности происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и на этой основе воспитание их речи. Несколько на иных теоретических позициях построена методика Н.А. Чевелевой (1978). Автор считает, что у заикающихся необходимо воспитывать только самостоятельную речь (ситуативную и контекстную) в процессе ручной деятельности. Автором не признается необходимым использование дыхательных, голосовых и других упражнений, направленных на коррекцию темпа речи. Н.А. Чевелева подчеркивает, что спокойный, несколько замедленный темп изготовления поделок нормализует темп речи дошкольников и школьников. Воспитание речи по этой методике проходит в несколько этапов: пропедевтический этап, сопровождающая речь с опорой на наглядные предметы и действия, завершающая речь о выполненном действии, предваряющая речь, без опоры на прошедшее действие, закрепление активной речи или контекстная речь. М.И. Геркина (1972), так же как в дальнейшем Е.М. Пеллингер с соавторами (1995), учитывая ситуативный характер заикания и нарушение у детей коммуникативной функции речи, предлагает методику сюжетных игр. Начинается коррекция с разыгрывания сюжетов с мнимым собеседником, что дает, по мнению автора, установку правильного речевого поведения в реальных ситуациях общения со сверстниками. На следующем этапе разыгрываются бытовые темы, в конце курса переходят к ролевым играм. Логопед предлагает сюжет игры, направляет на выполнение действия, стимулирует речевую активность.

    А.В. Ястребова (1999) разработала систему коррекционного обучения заикающихся школьников, предусматривающую в процессе логопедических занятий формирование у них навыков свободного общения, развитие наблюдательности, устойчивого внимания, умения достаточно легко и быстро переключаться от одного вида деятельности к другому. А.И. Богомолова (1977) утверждает, что значение невротических проявлений у заикающихся преувеличено. По мнению автора, по мере того как наступает улучшение речи в процессе логопедических занятий, исчезают вторичные невротические наслоения. Отсюда и вытекает направленность логопедических приемов, основанных на упражнениях в скандированной речи, которые должны сопровождаться дирижирующими движениями руки пациента. Трудно согласиться с утверждением автора о том, что особенности течения болезни у дошкольников и подростков основываются только на большом стаже заикания у детей старшего школьного возраста. Т. Веrendes (1963) в своей методике преодоления заикания предлагает использовать «сценотест» Г. Стаабс. В сценках (играх), которые ребенок выстраивает с помощью кукол, выясняется скрытая конфликтная обстановка и одновременно происходит разрядка психической напряженности. Для усиления воздействия, снятия психофизического напряжения автор предлагает включать упражнения аутогенной тренировки и раскрывать подсознательные переживания в гипнозе.

    Методика В.И. Селиверстова (2000) преимущественно рассчитана на работу с детьми в медицинских учреждениях. В предложенной автором схеме занятий речевые упражнения усложняются в зависимости от разной степени самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, от видов деятельности, в процессе которых происходит речевое общение. И.Ю. Абелева (1969), так же как и В.И. Селиверстов (2000), рекомендует начинать работу с подготовительных упражнений по технике речи: дыхательных, голосовых, артикуляционных. Речевые упражнения по коррекции заикания строятся по принципу постепенного усложнения компонентов речи.

    В литературе, посвященной проблеме заикания у подростков и взрослых, приводятся программы, в которых отмечаются наиболее общие взгляды на устранение заикания. Все современные системы логопедических занятий с заикающимися подростками и взрослыми объединяются наличием в них (помимо последовательно усложняемых речевых упражнений) различных методов психотерапии, физиотерапии, медикаментозного вмешательства. Вопрос применения аутотренинга при лечении заикания разрабатывался С.М. Любинской (1970), Л.Я. Миссуловиным (1988), Ю.Б. Некрасовой, С.Ф. Орловской (1966), В.М. Шкловским (1979, 1994). Общим в работах указанных авторов является то, что аутогенную тренировку рекомендуется использовать в комплексе лечебно-коррекционных мероприятий наряду с другими методами психотерапевтического воздействия. Специально вопросу применения различных методов групповой психотерапии при лечении взрослых заикающихся (дискуссия, невербальная коммуникация, проективное рисование, социометрия и др.) посвящена работа В.М. Шкловского, Л.М. Кроля, Е.Л. Михайловой (1985). Одним из наиболее известных в 50—70-х годах методов психотерапии, как указывает Б.Д. Карвасарский (1990), является групповой сеанс эмоционально-стрессовой терапии с элементами императивного внушения по К.М. Дубровскому (1966). В ходе сеанса отрицательные эмоции больных, связанные со страхом речи, противопоставляются жизнеутверждающим эмоциям новых психологических установок. Применительно к заиканию методика изучена Ю.Б. Некрасовой (1984), которая указывает на возможность за короткий промежуток времени изменить отношение больного к страданию. По ее мнению, совокупность психических состояний, вызываемых во время сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии, вызывает у заикающихся новые стенические состояния: активность, готовность преодолеть психологический барьер и говорить в экстремальных условиях. В.М. Шкловским (1994) сеанс внушения в бодрствующем состоянии был введен в курс комплексного лечения заикания как мощный психотерапевтический прием, направленный на устранение у больных страха речи в эмоционально значимых ситуациях. Им же подробно описана методика проведения сеансов, предусматривающая длительное закрепление достигнутых на сеансе результатов. Речевые упражнения в системах логопсихотерапевтических занятий с заикающимися строятся на основе общепринятых в логопедии методов с учетом возрастных особенностей пациентов. Многие исследователи, изучавшие темпоритмические нарушения речи (в частности, заикание), отмечают важную роль изменений просодической стороны речи в структуре речевого нарушения (Маx L., Саrиsо А., 1997; Опslow М., еt аl., 1997). Исследователи указывают, что эти характеристики могут меняться под влиянием обучения. По мнению М. Zеетап (1962), сознательное замедление темпа речи является основным принципом всех коррекционных мероприятий, несмотря на видимое их разнообразие. При замедлении речи у заикающихся устанавливается правильная согласованность дыхательных, голосовых и артикуляционных движений, в значительной мере уменьшается мышечная напряженность и судороги. Статистический анализ различных лечебных программ, проведенный G. Апdrews еt аl. (1982, 1983), вполне согласуется с этим мнением. Авторы полагают, что наиболее благоприятные результаты дают те программы коррекции заикания, которые предусматривают обучение замедленной речи. Некоторые исследователи считают замедление темпа речи не только необходимым, но и достаточным лечебным воздействием (Р. А. Resick, Р. Wendiggensen, S. Аtes, V. Меуеr, 1975).

    И.А. Поварова (2000, 2001, 2002) полагает, что нарушение темпоритмических параметров речи является одним из ведущих компонентов в структуре заикания, характеризуется полиморфностью, стойкостью и вариабельностью проявления. Особенности темпоритмических характеристик речи у заикающихся зависят от формы речи, степени выраженности нарушения и индивидуального психологического статуса и проявляются в изменении длительности структурных сегментов речевого сигнала и коэффициента их вариации. Динамика этих показателей позволяет прогнозировать результат логопедического воздействия и выбор методов коррекции.

    Следует отметить, что неотъемлемой частью каждой логопедической методики коррекции заикания является работа над интонацией. Одни авторы считают необходимым уже с первых занятий воспитывать у заикающихся эмоциональную, выразительную речь. Этого подхода придерживается М. Zеетап (1962), который отрицательно относится к монотонной и монодинамичной речи. А.Я. Ястребова (1962, 1999) предлагает направлять работу над интонацией на развитие умения вслушиваться в чужую речь и передавать в своей речи соответствующую интонацию. Выразительная речь требует от заикающегося умения владеть разным речевым темпом и модуляциями голоса. На начальных этапах коррекции обучающиеся затрудняются в переносе сформированного на занятиях навыка в условиях естественной коммуникации, поэтому необходим постепенный путь овладения заикающимися различным темпом речи.

    Некоторые специалисты предлагают уделять внимание работе над интонацией в конце курса логопедических занятий (А.Г. Шембель, 1961), что противоречит целостному формированию функциональной системы речи в процессе логопедической работы.

    Другие авторы рекомендуют заикающимся монотонную, монодинамичную речь, способствующую преодолению речевых судорог и обеспечивающую слитность речи. В этом случае трудно не согласиться с A. Liebmann (1901), который отмечал, что искусственная речь обращает на себя внимание окружающих может «ухудшить» речевое расстройство. Однако если рассматривать монотонность как средство, уменьшающее судороги, то, вероятно, необходимо применять ее на первом этапе логопедических занятий. На положительные свойства монотонности указывал еще И.А. Сикорский (1889). Автор установил, что монотонная речь лишена естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, превращение естественной речи в монотонную упрощает речь и облегчает задачу артикулирования для заикающегося. Противоречивы рекомендации по воспитанию темпа речи как заикающихся детей, так и взрослых.

    Н.П. Тяпугин (1966) указывает на то, что лечение заикания в любом возрасте и в любом периоде начинается с перевоспитания речи заикающегося на основе обучения его несколько замедленной и плавной речи, которая имеет регулирующее значение. По мнению J. Вrаdу (1969), при некотором замедлении темпа речи судороги могут быть устранены практически у любого заикающегося. Эффективность приемов замедления речи отмечается также в работе Р. Rеsick (1975).

    Однако существует и другое мнение относительно формирования темпа речи у заикающихся. Например, Л.Н. Мещерская (1982) считает, что все известные способы устранения заикания основаны на замедлении темпа речи. Неестественность замедленного темпа речи, боязнь насмешек со стороны окружающих являются причинами нарушения рекомендованного речевого режима, что приводит к рецидивам заикания. Автор предлагает проводить работу по преодолению заикания, формируя нормальный или близкий к нормальному темп речи. Представляет интерес мнение отдельных авторов относительно тактики формирования темпа речи у заикающихся. Их рекомендации сводятся к тому, что после отработки речевых навыков при использовании замедленного темпа речи следует проводить работу по его ускорению. М. Zеетап (1962) указывал на то, что все лечебные упражнения при заикании основаны на едином принципе — сознательном изменении акцента и темпа речи в первом периоде лечения и постепенном переходе к нормальной речи. Наиболее подробно настоящий подход к преодолению заикания у взрослых заикающихся описан в работе G. Апdrews, Р. Ноwie (1981). Первоначальное обучение осуществляется при скорости речи, равной 50 слогам в минуту, что составляет, по мнению авторов, примерно четвертую часть нормативного темпа и является оптимальной скоростью, при которой заикание проявляется редко. Затем постепенно (в течение недели) скорость речи заикающихся увеличивается до нормативной.

    Т.Г. Визель (1997) полагает, что при всех видах работы по коррекции плавности фразовой речи ее темп должен быть нормальным и учитывать индивидуальные особенности скорости проговаривания. При этом автор отмечает необходимость постепенного усложнения ритмико-смысловой структуры отрабатываемых фраз в соответствии с лингвистическими закономерностями. Л.З. Андронова (1993), принимая во внимание необходимость замедления скорости речи заикающихся, полагает, что ее нельзя навязывать насильственно. Поэтому на начальной стадии лечения она считает целесообразным введение послоговой речи с внешней опорой (ритмизация речи с движениями пальцев ведущей руки).

    В ряде работ было показано, что аппаратурные воздействия, применяемые при коррекции заикания, влияют на скорость речи по-разному. Заглушение речи шумом незначительно влияет на временные характеристики речи заикающихся (О.В. Вессарт, 1983). Задержка акустической обратной связи приводит к значительному замедлению речи и значительному снижению числа запинок (Н.И. Жинкин, 1958; Ю.И. Кузьмин и др., 1991). Л.Я. Миссуловиным (1988) были определены показания к применению аппарата «АИР», основанного на использовании эффекта задержанной акустической обратной связи, и предложена методика коррекции темпа и ритма речи в курсе комплексного лечения заикания, уровень задержки сигнала определяется в каждом конкретном случае индивидуально. И.В. Данилов и И.М. Черепанов (1970) исследовали влияние различных ритмов метронома на речь заикающихся и установили, что при «тонической форме заикания» максимальное увеличение скорости речи (на 83%) происходит при частоте 1 Гц (60 ударов метронома в минуту), а при «клонической форме заикания» — при частоте 2,17 Гц (130 уд./мин). По данным М.И. Лохова и Ю.А. Фесенко (2000) при смешанном типе заикания максимальная слитность речи достигается на частотах 1,3—1,5 Гц (80—90 уд./мин), что согласуется с данными других авторов (Demuth еt аl. 1981). Л.З. Андронова, М.И. Лохов (1983) понимают заикание в соответствии с концепцией Н.П. Бехтеревой (1988) как устойчивое патологическое состояние. Ими разработан способ лечения заикания, который предусматривает дестабилизацию устойчивой патологической речевой системы путем фотофоностимуляции на фоне введения в субклинических дозах этимизола, формирование на этом фоне новых стабильных ритмически управляемых связей и использование нового функционального состояния мозга с целью усвоения логопедических (в частности, суггестивных) воздействий для формирования новой речевой системы. Частота фоностимуляции сочетается с частотой фотостимуляции, которую выбирают на основании данных ЭЭГ-реакции усвоения ритма данного больного. Исследователи изучали воздействие ритмической фотостимуляции на речь заикающихся, которая значительно улучшалась на фоне фотостимуляции при низких частотах (1,2—2,3 Гц). Указанные данные были получены при исследовании взрослых заикающихся (Л.З. Андронова, М.И. Лохов, 1983; М. И. Лохов, 1994).

    Искусственные управляющие связи, сформированные при сочетании световых и звуковых воздействий, поддерживаются при помощи портативных метрономов «Ри. По утверждению авторов, использование метронома в кодовой частоте предохраняет речь от срывов и обеспечивает снижение числа рецидивов. В процессе овладения новыми речевыми стереотипами осуществляется развитие артикуляционного аппарата, овладение ритмизированной слоговой речью, релаксацией мышц тела и артикуляционного аппарата, устранение сопутствующих движений, освоение упражнений по психотренингу, включающему элементы аутогенной тренировки на фоне заданного ритма. Некоторые исследователи отмечают, что введение простой метрономной обратной связи на определенной частоте, без сложной аппаратуры по анализу ЭЭГ-ритмов также дает значительный положительный эффект (Аrmsоп еt аl., 1997; Christenfeld, 1996). Г.И. Ангушев (1974), изучая роль произвольного управления выполняемой деятельности, получил экспериментальные данные, указывающие на иерархию уровней саморегуляции. Автор указал, что различие между заикающимися и лицами без речевой патологии заключается в характере соотношения двух уровней регуляции: произвольного (сознательно контролируемого) и непроизвольного (бессознательно контролируемого). У заикающихся регуляция осуществляется с привлечением более высокого уровня, чем у здоровых. В результате этого затруднен процесс автоматизации деятельности, что обусловливает нестойкость сформированных в ходе коррекционно-педагогического процесса динамических стереотипов и требует проведения регулярных упражнений. В процессе коррекции заикания ведущая роль принадлежит тренировкам, направленным на выработку нового стереотипа речеобразования. Работа проводится с использованием различных технических средств. В педагогической практике с 60-х годов XX века начал применяться метод биологической обратной связи (БОС). Метод БОС, базирующийся на основе механизмов саморегуляции организма, ведет к установлению в центральной нервной системе новых, необходимых для получения желаемого эффекта функциональных связей, закрепляемых в процессе обучения. С помощью этого метода заикающиеся получают возможность самостоятельно контролировать и регулировать отдельные параметры своих функций (дыхания, голосообразования и др.). БОС, основанная на преобразовании речевого сигнала в зрительный образ, эффективно применяется в процессе комплексной реабилитации заикающихся и оказывает положительное влияние на процесс речеобразования (Т.К. Королевская, 1996; О.С. Орлова, 2003; И.А. Поварова, 1995, 2003; А.А. Сметанкин, 1999, 2002 и др.).

    Вопрос эффективности комплексного лечения заикания освещается в работах Г.А. Волковой (1983); Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской (2002); Н.А. Власовой, К.П. Беккер (1983); В.Г. Казакова (1973); В.А. Ковшикова (1972); В.А. Куршева (1973); М.И. Лохова (1994, 2000); В.И. Селиверстова (2000); В.М. Шкловского (1967, 1994) и многих других исследованиях. Неоднозначность взглядов исследователей на результаты лечения обусловлена различными подходами к определению оценок и критериев эффективности коррекции этого нарушения речи. Эффективность коррекции заикания определяется рядом факторов: • характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики (речевых, моторных и нервно-психических особенностей); • сроками начала коррекционного воздействия и его продолжительностью; • комплексностью воздействия; • адекватностью выбранных методик коррекционного воздействия, учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и др.; установкой на учение. Высокая пластичность центральной нервной системы, выбор правильных средств и методов воздействия и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса коррекции заикания. Таким образом, в вопросах преодоления заикания исследователи до сих пор высказывают различные точки зрения, из которых, на наш взгляд, наиболее правильной представляется та, которая предусматривает комплексный медико-педагогический и психологический подход к проблеме реабилитации заикающихся.

    Медитации

    Медитационные методы при заикании применяются с целью успокоения нервной системы. Пациент медленно входит в транс, абстрагируется от существующих проблем с речью, настраивается на позитив, благодаря чему нормализуется его состояние. Медитация позволяет ускорить процесс восстановления речевого дефекта, используется в комплексе с другими методиками.

    Для проведения процедуры необходимо успокоиться и расслабиться, включить умиротворяющую музыку. Полезно зажигать ароматические лампы с эфирными седативными маслами. Это может быть лаванда, чабрец, чайное дерево. Дополнительно можно принять ванну с этими же травами.

    Подведём итоги

    «Полезные упражнения» — это те, которые выполняются под контролем специалиста как дополнение к комплексной работе по устранению от заикания. Правильное отношение к собственной речи — надежный фундамент для закрепления новых знаний о работе с речью. «Вредные упражнения» — это те, которые были найдены в интернете и выполняются без контроля компетентного преподавателя. При этом такие упражнения могут быть и безвредными, но в то же время не давать никаких результатов. В каких-то редких случаях могут происходить временные «улучшения», которые, как правило, довольно быстро будут сменяться «откуда вдруг ни возьми появившимися» ухудшениями в речи.

    Занятия перед зеркалом

    Тренировки перед зеркалом позволяют лучше и быстрее выработать точность произношения слов. Именно так поступают все дикторы и актеры. Для этого нужно встать перед зеркалом и прочитать стих (наизусть), рассказать самому себе историю и т. д. Психологи рекомендуют в этот момент заниматься самонастроем и внушением (я больше не заикаюсь, у меня нет этой проблемы, я говорю четко, без запинок и т. д.).

    Слова нужно произносить не только правильно, но и разными интонациями, тембрами. Если сначала проговаривать басом, а потом альтом, можно значительно укрепить мышечный аппарат.

    Прием медикаментов

    Медикаментозная терапия назначается в основном для успокоения нервной системы совместно с выполнением упражнений для достижения лучшего эффекта. Группы препаратов:

    • Психостимуляторы способствуют устранению напряженности, тревожности, восстановлению сна. Медикаменты-транквилизаторы: Ноофен, Фенибут, Анвифен.
    • Седативные средства: Глицин, Персен, Новопассит, Мидокалм. Антидепрессанты: Циталопрам, Флуоксетин.
    • Нейролептические средства синтезируют дофамин в центральной нервной системе, успокаивают. Препараты: Тиоридазин, Рисперидон.
    • Аминокислоты ускоряют обменные процессы, происходящие в отделах головного мозга.
    • Ноотропы снимают судороги, усиливают защитные свойства организма. Лекарства: Пантокальцин, Гопантам, Пантогам.
    • Противоэлептические препараты: Прегабалин, Клоназепам.

    Больше о медикаментозном лечении заикания читайте в следующей статье.

    Другие методы коррекции заикания

    В дополнение к основной терапии используются и другие упражнения, которые тоже обладают высокой эффективностью:

    1. Очень полезно нараспев произносить мягкие ноты. Чтобы заинтересовать ребенка, достаточно в игре использовать обычный мяч. Например, при его броске на пол, произносится «до», об стену – «ми» и т. д.
    2. Колокол. Изначально басом нужно пропеть «бо-о-о-ом», затем, сделав голос немного тоньше – «бэ-э-э-э-эм», потом – «би-и-и-им». После этого озвучить «колокол» в обратном порядке.
    3. Произносить нараспев гласные буквы с нарастанием и убыванием громкости: сначала тихо, потом громче, еще сильнее, а затем тише.
    4. Фыркать, как лошадь, задействуя губы.
    5. Надувать и сдувать щеки.
    6. Покусывать поочередно губы.
    7. Перекидывать язык из одной стороны рта в другую.
    8. Надуть щеки и втянуть внутрь ритмично.
    9. Открыть ротовую полость, создать искусственную зевоту (сильно зевнуть 6 раз), после чего не закрывая рта, столько же раз прокашлять.

    Продукты, которые способствуют улучшению речи ребенка — еда, помогающая в лечении логоневроза

    Да, есть и такие. Конечно, они не являются волшебными таблетками, мгновенно действующими на дефект речи, но их действие основано на поставке/транспортировке «строительного материала» для нервных клеток, а также клеток мозга, и проч.

    То есть, это — не средство лечения, а вспомогательные продукты, которые усилят действие основной терапии.

    1. Творог, сметана, натуральные йогурты.
    2. Льняное масло. Его можно мазать на хлеб — или же принимать по ложке.
    3. Квашеная капустка с растительным маслом.
    4. Рыбий жир. Его можно принимать в капсулах или в качестве приготовленной жирной морской рыбы. Например, палтус, сельдь, семга и проч. В этой рыбе, помимо «строительного материала» для разных клеток, имеются еще и жиры Омега 3.

    Что касается сладостей – их дозировку для ребенка с логоневрозом следует сильно уменьшить. Сахар повышает гиперактивность, что в данном случае совершенно ни к чему.

    Особенности занятий с детьми

    В отличие от взрослых, дети еще не осознают всю сложность проблемы с речью. Поэтому у них нет особого желания проводить постоянные тренировки. Следовательно, родители должны их к этому подталкивать, но так, чтобы малышу занятия были не в тягость. Для этого нужно придерживаться таких правил:

    • Никогда не заставляйте и не доводите ребенка до слез уговорами. Просите сделать то или иное упражнение ласковым тоном. Помните, дети должны находиться в спокойном состоянии.
    • Исключите дома крики, ссоры и скандалы. Когда малыш находится в доброжелательной обстановке, в нем просыпается интерес к занятиям.
    • Всегда преподносите тренировки в качестве игры.
    • Не пытайтесь заниматься с ним в присутствии посторонних людей. Малыш замкнется.
    • Контролируйте его дыхание и точность выполнения каждого действия. При этом поправляйте неправильные движения с любовью.
    • Больше пойте вместе, разучивайте стихи. Сначала в медленном темпе, потом ускоряясь.
    • Снизьте количество требований в повседневной жизни, чтобы оставалось больше времени на занятия.
    • Всегда хвалите и поощряйте.
    • Никогда не говорите ребенку о том, что его заикание – это позорно.
    • Обязательно обращайтесь за помощью к специалистам.

    Вывод:

    • Травы – это нагрузка для детского организма. Если в травах нет острой необходимости (их не прописал врач), то лучше отказаться от подобного самолечения.
    • Внимательно изучайте свойства растений, которые вы завариваете для лечения какой-либо болезни вообще.
    • Не назначайте отвары трав самостоятельно, тем более для ребенка: прием любых средств – только после консультации у врача!
    • Не полагайтесь целиком и полностью на информацию с сайтов в интернете – пусть даже специфических, медицинских: консультируйтесь у специалистов!
    • Само по себе, лечение травами без комплексной терапии – занятие бессмысленное.

    И самое главное – пока вы пытаетесь вылечить свое чадо от логоневроза дома, травками, заболевание переходит в стадию, на которой даже реальное лечение станет сложным и долгим.

    Ребёнок заикается – в чём причины, и как помочь?

    Особенности упражнений для взрослых

    Взрослым людям гораздо проще проводить тренировки, потому что они осознают суть проблемы, умеют концентрировать внимание, понимают, как правильно делать упражнения. По этой причине особых требований к ним нет. Главное – строго следовать рекомендациям лечащего доктора, не заниматься самолечением и не слушать советы тех, кто далек от медицины.

    Упражнения от заикания являются основой для избавления от данной проблемы. На просторах Интернета можно найти множество самых разнообразных рекомендаций по выполнению тренировок, комплексов занятий. Но здравомыслящий человек должен руководствоваться предписаниями доктора, который составит индивидуальную схему ЛФК на основании разных факторов.

    Почему скороговорки не помогают при заикании

    Вот те раз, удивитесь вы, писал в начале статьи одно, а в конце иное. И еще примеры скороговорок выложили…

    Да, чтение скороговорок само по себе не избавит вас от заикания. Но не надо слушать советов наподобие этого «бегите от того логопеда, который предлагает вам чтение скороговорок»

    — почти цитата с одного сайта. Скороговорки важны, как средство развития речевого аппарата и четкости дикции, но они должны идти в комплексе со стихами (на первоначальном этапе), с пением (для тех, кто любит), с прозой (обязательно), артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями.

    Скороговорки при заикании и не только, помогут вам научиться преодолевать сложные для вас сочетания звуков. Я например всегда жила (ну везло мне так) в доме и/или квартире «тридцать», «тридцать два», «тридцать три». Сочетание ТР — буквально было непроизносимое для меня

    Так что узнать у меня адрес: «Девочка, ты потерялась? Где живешь?» Не представлялось возможным

    Для шпионов важное качество:). Главное! Правильно работать со скороговорками при заикании. Объясню еще раз на примере:

    Главное! Правильно работать со скороговорками при заикании.

    Объясню еще раз на примере:

    На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

    • 1. Делаем вдох и произносим медленно и четко: На дворе трава, на траве дрова…
    • 2. Воздух закончился, делаем новый вход носом и далее: не руби дрова на траве двора.

    И повторяем так изо дня в день несколько скороговорок, которые вы выбрали. Как только в заданном медленном темпе стало все получаться хорошо, чуть ускоряемся и так до тех пор, пока не достигнем безошибочного уровня высокой скорости, на которой говорят скороговорки те, кто не заикается.

    Проблема заикания встречается и у детей, и у взрослых. Она доставляет массу неудобств и может серьезно подкосить самооценку. И дело не только в самом дефекте речи, а в общей неуверенности в себе. Это как замкнутый круг: чем больше ты заикаешься, тем больше стесняешься, от чего еще сильней заикаешься… Но все решаемо, если верить в себя.

    Мы спросили экспертов о том, как избавиться от заикания раз и навсегда. Яна Борисовна Полей, логопед высшей категории, говорит: Чаще всего заикание появляется в детском возрасте. Самым опасным бывает период от 3 до 5 лет, во время бурного развития речи. Но и взрослого человека может коснуться этот недуг. Заикание — это нарушение темпа, ритма плавности речи в следствии судорог артикуляционного аппарата. Заикающийся человек может теребить одежду, совершать непроизвольные движения руками, ногами, у него могут появится нервные тики. Некоторые заикающиеся« маскируют» свой дефект, вставляя в речь бессмысленные слова или звуки: «так», «вот», «ммм», «ээээ»…

    Как вылечить заикание? Помни, что это дефект не только речевой. Он сопряжен с нарушеннием нервной системы. Часто выясняется, что и телесное здоровье человека неидеально. У взрослого, заикание может остаться с детства или появится спонтанно. Частенько проблема« затухает» в условиях спокойствия и гармонии, и появляется вновь, когда человек подвергается стрессу. В таких случаях следует обратится к ряду специалистов: невропатологу, логопеду, клиническому психологу. Психолог поможет снять напряжение, страх речи. Логопед обучит или поможет вспомнить навыки речевого дыхания, плавной и слитной речи. А невролог со своей стороны обеспечит помощь нервной системе.

    Заикающимся людям полезно заниматься некоторыми видами спорта: плаванием, йогой, карате. Пение, театральные кружки, танцы — все это тоже помогает человеку раскрепостится, почувствовать себя уверенным, развить дыхание, пластику, справится с общим телесным напряжением.

    Популярное

    А пока доктор лечит, воспользуйся популярными практиками борьбы с заиканием.

    Ссылка на основную публикацию
    Похожее