Понятие, которое охватывается словом «социализация», включает в себя процесс соединения с обществом. Вся сущность этого явления заключается в усвоении личностью ценностей, ролей и норм, которые одобряются большинством людей. Понятию «социализация» противостоят два других. Их названия образованы при помощи добавления приставок. Таковыми являются «десоциализация» и «ресоциализация». Первое из них означает такие процессы, при которых личностью усваиваются антиобщественные и антисоциальные ценности и нормы. При этом человек приобретает негативные установки и стереотипы поведения. Это приводит к дестабилизации и деформации общественных связей.
Механизм десоциализации
Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На первоначальном этапе это происходит неосознанно. Дети и подростки перенимают манеры поведения тех взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни. При этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды. К тому же так, по их понятиям, они быстрее становятся взрослыми. В таком случае негативной микросредой над личностью осуществляется социальный контроль. При этом подростки или дети получают похвалу, одобрение и поддержку, если встали на путь антиобщественного поведения. Трудолюбие, милосердие и доброта в такой среде попросту высмеиваются.
Весь процесс десоциализации иногда осуществляется стихийно. Однако в некоторых случаях его проводят целенаправленно. Примером тому может служить воспитание у подростков преступного поведения для вовлечения их в незаконную деятельность. При этом широко используется механизм наказаний и поощрений.
Что такое ресоциализация личности?
Ресоциализация не всегда происходит у лиц, которые длительное время находились вдали от социума. Порой обычный человек начинает ресоциализироваться. Это может происходить с каждым, причем в течение всей жизни. Так, что же такое ресоциализация личности? Это повторная социализация индивида к условиям окружающего социума. Это неизбежно приводит к тому, что человек начинает менять свои ценности, мировоззрение, цели и даже интересы. В зависимости от того, как именно человек социализируется, он становится более или менее приспособленным.
Ресоциализация требуется отдельным лицам и может происходить абсолютно с каждым человеком. Так, ресоциализация становится необходимой:
- Бывшим заключенным.
- Бывшим военнослужащим.
- Лицам после длительной болезни.
- Бывшим больным психиатрической лечебницы.
- Лицам, которые проживали в неблагоприятных условиях.
- Бывшим алкоголикам и наркоманам.
- Бывшим рабам или похищенным.
- Бездомным.
Также ресоциализация требуется в случае смены места жительства, изменения культурных ориентиров. Нередко и обычный человек начинает по-новому приспосабливаться к социуму. Это происходит не на кардинальном уровне, а лишь в отдельных аспектах. К примеру, человек меняет круг своего общения, где новыми друзьями являются люди, с которыми он никогда не имел опыта общения. Человек может просто начать новую жизнь, которая полностью исключает все прежние привычки, бывших друзей и даже образ жизни.
Другими словами, когда индивид вынужден или хочет адаптироваться к социальной жизни с целью большего приспособления и получения всех ее благ, тогда у него начинается повторная социализация. Она может длиться всю жизнь, если человек постоянно занимается своим развитием и изучением того, как стать счастливым членом своего общества.
Первоначально социализацией личности занимается семья, затем детские учреждения (сады и школы) и кружки. Корректировать социализацию человека могут правоохранительные органы. Когда человек становится взрослым, у него возникают права и обязанности, необходимость жить самостоятельно, работать, создавать свою семью, справляться с возникающими проблемами. Все это заставляет его повторно социализироваться. Зачастую это происходит в самостоятельном порядке, когда индивид пересматривает свои мнения и позиции, начинает корректировать свое поведение. Порой это происходит принудительно или под давлением.
Каждый человек рано или поздно проходит ресоциализацию. Обычно это связывают с необходимостью взрослеть. Ресоциализация – это необходимость человека не просто пересмотреть свои взгляды, поведение, навыки, знания, убеждения и пр., но и полностью их заменить, то есть начать жить новой жизнью. Чтобы начать жить по-новому, человеку нужно отказаться от прежнего и выработать в себе новое.
У здоровых людей ресоциализация может происходить в любой период жизни, затрагивать не все аспекты, а лишь отдельные ее части. В каждый период происходит та или иная смена деятельности, которая влияет лишь частично на смену жизни в целом. Во время ресоциализации человек может укрепить свои прежние позиции или выработать новые. Даже при частичной смене мировоззрения и установок человек может стать более адаптированным к социуму.
Путь исправления
К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, различными государственными институтами социального контроля применяется ресоциализация. Это понятие означает определенный вид изменений, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего. В этом случае приставка «ре-» означает разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В ходе этого процесса происходит принятие человеком тех позитивных понятий, которые одобряются обществом.
Использование термина
Понятие «ресоциализация» достаточно широко используется не только представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и педагоги. Касается он социальных мер, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь.
В педагогике ресоциализация – это усвоение новых навыков и ценностей, которые должны заменить прежние устаревшие или недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих различные виды отклоняющегося поведения. Цель, которую преследует ресоциализация, — это восстановление утраченного социального статуса, а также переориентация негативных установок. Решение данной задачи кроется в позитивном отношении педагогически ориентированной среды к личности. «Ресоциализация осужденных» – это термин, который используют юристы при решении проблем уголовно-исполнительной политики. Применяется он к молодежи. При этом отмечается, что у субъектов молодого возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его результат.
Ресоциализация в детском возрасте
Процесс социализации характеризуется своей обширностью и бесконечностью, происходя. Фактически, в течение всей жизни человека. Особой интенсивностью он выделяется в детском возрасте, в то время как по мере взросления этой характеристикой начинает преобладать ресоциализация.
Следует отметить, что также своими особенностями выделяется и ресоциализация в детском возрасте. При этом данные особенности достаточно важны для дальнейшей жизни малыша. В первую очередь обращает на себя внимание то, что для взрослого человека ресоциализация представляет собой корректировку внешнего поведения и сопутствующих этому установок, в то время как для ребенка – это формирование его конкретных ценностных ориентиров.
Не следует забывать, что взрослый человек способен к анализу и оценке, определяя для себя какое-то свое, субъективное понятие «нормы», сопровождающее его в течение всей жизни. У малыша отсутствует такая способность, поэтому в ходе вторичной социализации он неспособен сформировать личностное понятие норм, а лишь принимает те из них, что приходят со стороны родителей и воспитателей.
В подростковом возрасте процесс ресоциализации не менее важен. Он заключается не только в привитии подростку способности к принятию различных социальных ролей и функций, но также и корректировку ранее не состоявшихся или забытых социальных умений, морали, способности к общению и формированию отношений, социальных связей. Также своей спецификой обладает ресоциализация, проводимая в учебных заведениях. Она должна в обязательном порядке выстраиваться с учетом индивидуальности каждого ребенка, выявлять специфику их воспитания, возможные упущенные социальные навыки. При этом важнейшим инструмент ом в процессе ресоциализации ребенка или подростка является постоянный упор на их положительные качества и сильные стороны.
Кем осуществляется ресоциализация?
Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые осуществляют социальный контроль. При этом ими же и могут быть приняты соответствующие меры ресоциализации. В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, общественные организации, а также правоохранительные органы в лице своих профилактических структур. Зачастую ресоциализация личности проводится без лишения свободы. Однако при совершении человеком социально опасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отправляется в места лишения свободы. При этом ресоциализация – это определенный этап, призванный восстановить социально полезные связи личности с обществом. В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы социальных ценностей. Специальными институтами, которые осуществляют процесс ресоциализации в данном случае, являются следующие:
— воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;
— исправительно-трудовые колонии;
— тюрьмы.
Основная задача, которую призваны решать данные социальные институты, — это перевоспитание и исправление осужденных, то есть ресоциализация.
Определение в психологии
Социализация – процесс овладения нормами поведения, усвоения культурных ценностей, социальных ролей, установок и стереотипов, которые приняты в обществе. В ходе социализации индивид адаптируется к условиям внешней среды, перенимает убеждения, умения, одобряемые в обществе. Человек усваивает коллективный опыт, накопленный обществом, и определяет свою жизненную позицию.
В этот период формируются взгляды, мировоззрение, избирательно выбираются стереотипные поведенческие модели и установки, которые соответствуют собственным ценностям и ориентирам личности. На становление личностных свойств человека влияют нормы морали и убеждения, принимаемые и культивируемые в социуме. Социализация протекает в несколько этапов:
- От рождения до подросткового возраста. Характеризуется отсутствием критического анализа, подражательными моделями поведения.
- Подростковый возраст. Желание выделяться трансформируется в индивидуальность личности. Критическое отношение к социальным нормам и правилам лежит в основе формирования комплекса собственных взглядов и убеждений.
- Период взрослой жизни. Характеризуется стремлением найти свое место в обществе, влиться в его иерархическую структуру.
Формирование личности сопровождается интеграцией индивида в социум или отторжением от общества в силу несогласия с социальными законами и стандартами. Асоциальность – это социальное безразличие, отсутствие мотивов к взаимодействию с другими людьми, что отражается на поведении индивида, которое не соответствует общепринятым стандартам.
В ходе социализации происходит формирование личности под влиянием условий социальной среды, десоциализация отражает утрату приобретенных ранее навыков, ресоциализация означает улучшение адаптивных способностей и восстановление социального статуса. Без предварительной социализации невозможно возникновение состояния десоциализации и ресоциализации.
Стадию социализации проходит любая неущербная личность в ходе взаимодействия с людьми – сначала родителями и родственниками, затем друзьями, одноклассниками, коллегами. Ресоциализация личности в узком понимании предполагает социальную адаптацию лиц, утративших навыки социальной адаптации – правонарушителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, людей с делинквентным (антиобщественным, противоправным) поведением.
Ресоциализация в широком смысле слова– это такой процесс, который представляет собой форму социализации, что предполагает усвоение навыков, норм и ценностей, не перенятых ранее по тем или иным причинам. Эта форма социализации затрагивает людей без выраженного уклона к криминальным и антиобщественным интересам. В ряде случаев речь идет о приспособлении индивида к новым условиям жизни, об усвоении правил и убеждений, которые претерпели эволюционные изменения.
Ресоциализация – это в психологии осознанное изменение психологических установок и моделей поведения, обусловленное социальным неуспехом, например, неоправданными ожиданиями, невозможностью достичь поставленных целей. В современном мире ресоциализации не всегда предшествует этап десоциализации, примером может служить получение индивидом второго образования с целью овладения новой востребованной специальностью.
Молодые люди, оканчивая школу, нередко выбирают будущую сферу деятельности исходя из соображений престижа и популярности профессии среди сверстников. Изменение конъюнктуры на рынке труда приводит к сокращению числа представителей определенной специальности. Невостребованные молодые специалисты не могут найти работу и вынуждены менять профиль деятельности, чтобы получать доход, средства к существованию.
Умение найти мотивы для личностного роста, перестроить психологические установки, овладеть новой специальностью – это в социологии рассматривается как успешная ресоциализация личности. В ходе получения второго образования индивид приобретает новые знания, одновременно овладевает нормами, мотивами, ценностями, которые способствуют формированию обновленной жизненной стратегии.
Острота проблемы
Тему ресоциализации связывают не только с теми, кто совершил уголовно наказуемые деяния. Она касается и других категорий людей. Так, большое значение для общества имеет ресоциализация наркозависимых, больных, а также тех, кто пережил стресс во время природных бедствий, боевых действий или аварий.
Таким людям нужна не только социальная помощь. Для проведения нормального процесса ресоциализации понадобится психотерапия, психокоррекция (аутотренинг и пр.). Социальной адаптации таких людей ожидать не следует, если не будет снята эмоциональная напряженность личности.
Работа по ресоциализации
Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и различные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Аналогичная работа в России проводится реабилитационными центрами. В связи с этим возникает необходимость ускоренного развития такой гуманистической психологии, которая была бы ориентирована на нужды данной социальной практики.
Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует практически у каждого человека. При этом положительные результаты появляются только при снятии эмоционального напряжения.