Воля это в психологии основное качество, позволяющее добиться успеха. Чтобы получить хороший результат в будущем, нужно порой напрячься в настоящем. Без развитых волевых качеств это сделать сложно.
Прикладывать волевые усилия порой очень тяжело
Понятие «воля человека» психология не рассматривает в отрыве от эмоций. Все психические процессы человека связаны. Что понимать под этим термином и как развить силу воли, чтобы добиваться желаемых результатов?
Воля определение в психологии
В психологии воля – это способность человека обдумывать существующие варианты решений, выбирать правильное и следовать ему. Также ее можно рассматривать как психический процесс, позволяющий делать то, что не хочется. Нередко воля понимается как способность контроля своего поведения и мобилизации себя на достижение целей.
Качество, способное вознести человека
Важно! С этим понятием тесно связано волевое усилие – непосредственно акт совершения действия, несмотря на сиюминутные желания. Его особенность заключается в том, что сначала нужно осознать их, а потом уже прикладывать усилие для подчинения психики уму.
В истории европейской философии
понятие В. имело два осн. значения: 1) способность разума к самоопределению (в т. ч. моральному) и порождению специфич. причинности (рационалистич. традиция, исторически более влиятельная и не прерывающаяся от античности до настоящего времени); 2) фундам. свойство сущего, предшествующее разуму; основа всех объяснит. моделей (традиция волюнтаризма 19–20 вв., представленная преим. Ф. В. Шеллингом, А. Шопенгауэром, Э. фон Гартманом, Ф. Ницше и отчасти А. Бергсоном).
В классич. рационалистич. традиции В. выступает как относительно самостоят. функция разума. Конфликт разума и В. здесь почти непредставим, а противоположность волевого иррациональному разумеется сама собой. В понятии В. выделяется прежде всего интеллектуально-императивный аспект твёрдого разумного намерения, деятельной мысли, стремящейся к осуществлению цели. Эта проблематика начала оформляться в рамках концепции свободы воли и первоначально ограничивалась сферами этики, гносеологии и психологии.
Понятие В. не сразу получило терминологич. фиксацию (поэтому грекам порой ошибочно отказывали во всяком представлении о В.). У Платона «волевое» начало впервые становится особым предметом рефлексии и понимается как синтез разумной оценки и стремления, причём последнее выделяется в отд. способность души («Пир», 201 dе; «Федр», 252 b сл.). Аристотель разработал «аналитику» волевого акта, рассматривая В. как специфич. причинность, отличную от чистой интеллектуальной сферы (созерцат. разум) и от чистых аффектов. Фундам. способностью души является стремление, а В. – единств. вид стремления, который зарождается в разумной части души и является синтезом разума и стремления, причём предмет стремления в акте воления осознаётся как цель («О душе», II, 3, 414 b 2; III, 9, 432 b 1 сл.). Сфера В. соответствует «практическому» разуму, размышляющему о деятельности и направляющему на неё. Неоплатонизм, не предложив принципиальных новшеств в области проблематики В., переместил её в сферу онтологии (В. как «тяготение» ума к себе и к Единому у Плотина – «Эннеады», VI, 8: «О произволе и желании Единого»).
Наметившийся в рамках этой классич. традиции процесс вычленения В. как способности к действию, получающей известную самостоятельность по отношению к разуму и к аффекту, нашёл своё выражение в лат. термине «voluntas» (уже у Лукреция и Цицерона), акцентировавшем динамич. момент В. и вобравшем в себя всю ту совокупность значений, которая была представлена в разл. греч. терминах. Кроме того, в латиноязычной традиции уже довольно рано наметилось чёткое разграничение разума и В. (напр., Цицерон, «Тускуланские беседы», IV, 38, 82; Ювенал, «Сатиры», VI, 223).
Христианство, утвердившее примат сверхрациональной веры и любви, ускорило вычленение В. в качестве отд. способности и привело к возникновению своеобразной «метафизики В.», особенно ярко проявившей себя на лат. Западе начиная с 4 в. В тринитарном учении Мария Викторина В. понимается прежде всего субстанциально: в Боге В. совпадает с бытием и является чистой потенцией, способностью к самореализации Абсолюта («Против Ария», I, 52, 1080 B и т. д.). Августин, выделяя динамически-психологич. момент воления, в силу которого любой аффект свидетельствует о некоем волевом стремлении («Ведь воля, конечно, присуща всем [движениям души]; мало того, все они суть не что иное, как воля» – «О Граде Божьем», XIV, 6), в своём учении о «троичной» структуре разума утверждает субстанциальное единство ума, памяти и воли. В. есть такая же непосредств. очевидность, как бытие и знание о нём («О свободном решении», I, 12, 25).
Средневековая проблематика В. не выходила за рамки августинианства (Ансельм Кентерберийский и др.), аристотелизма и их возможных комбинаций. Аристотелевские мотивы преобладают у Фомы Аквинского: В. – «причина самой себя», способность самоопределения разума; В. и разум – разные, но тесно связанные способности души. Самый «радикальный» вариант августинианства предполагает динамический примат В. над разумом: у Дунса Скота структура мышления задаётся В. как первичной интенцией: «Воля, повелевающая умом, является более высокой причиной с точки зрения её действия» («In I sententiarum», IV, 49, 4).
У Р. Декарта понятие В. несколько шире понятия разума, но по сути своей воление – модус мышления. Для Б. Спинозы В. и разум – одно и то же, ибо разум познаёт причинную связь вещей и идей: человек определяется к действию познанием. С точки зрения Г. В. Лейбница, воление определяется разумом, хотя в моральной плоскости и не детерминируется им полностью. У И. Канта В. есть способность желания, определяющее основание которой находится в разуме: В. – это способность определять самоё себя к действию сообразно представлению о законах, или «вид причинности живых существ, поскольку они разумны» («Основы метафизики нравственности», раздел III). Цель действия есть объективное основание для самоопределения В. По Г. В. Ф. Гегелю, «различие между мышлением и волей – лишь различие между теоретическим и практическим отношением, воля есть особый способ мышления: мышление как перемещающее себя в наличное бытие, как влечение сообщить себе наличное бытие» («Философия права», Введение, § 4). У И. Г. Фихте В. выступает внутри субъекта как равноправная способность наряду с разумом, причём акт В. (как у Дунса Скота) обладает логич. первенством в процессе самоопределения разумного «я». Новейшим примером классич. традиции может служить феноменологич. концепция П. Рикёра, понимающего В. как «фундаментальную способность» – интеллектуальную интенцию, содержащую «проект» действия, т. е. стремление к цели, не совпадающее с «чистым» мышлением, хотя «сила» В. – «это аспект cogito»: «желать – значит мыслить».
Основой волюнтаристич. традиции является онтологич. понимание В., исходящее из того, что не В. есть акциденция разума, а разум – акциденция В. Волюнтаристич. потенциал в рамках классич. традиции был в полной мере реализован Августином, Дунсом Скотом и Фихте. Элементы собственно волюнтаристич. традиции можно найти у Я. Бёме (благая или злая В. – онтологич. характеристики сущего) и Мен де Бирана, но как цельная позиция она представлена философией Ф. В. Шеллинга и особенно А. Шопенгауэра. У Шеллинга В. впервые выступает в рамках креационистской модели как иррациональная подоснова сущего, из которой выделяется «сознательная» В. («Философские исследования о сущности человеческой свободы…»). У Шопенгауэра В. получает онтокосмич. статус в качестве иррациональной «воли к жизни», выступающей как универсальное метафизич. начало и вместе с тем объяснит. модель («Мир как воля и представление», кн. II, § 17 сл.). Комбинация идей Шеллинга и Шопенгауэра присутствует в «Философии бессознательного» Э. Гартмана, а у Ницше шопенгауэровская «воля к жизни» преобразуется в столь же онтологическую по своему характеру «волю к власти». Своеобразным продолжением волюнтаристич. традиции является иррационалистич. концепция «жизненного порыва» Бергсона. Для целого ряда филос. течений 20 в. проблема В. не представляет самостоят. интереса (аналитическая философия, экзистенциализм и др.).
Проблема воли в психологии
Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование
Изначально это понятие начало формироваться в рамках философии. Там оно понималось, как способность человеческого ума самостоятельно определять дальнейшие действия. Тогда оно имело четко выраженный моральный аспект, но потом психологи назвали это высшей психической функцией, так это качество стало считаться исключительно человеческим.
Справедливости ради, ряд ученых психологической науки опровергает этот тезис, поскольку в результате опытов над животными было обнаружено: они также могут иногда откладывать удовольствие на потом для получения большего.
Девушка движется вперед, несмотря на усталость
В любом случае в психологии воля определяется, как способность человека сознательно управлять собой. Направлена она на два разных вектора:
- Совершение нежелаемого поступка;
- Отказ от желаемого действия.
Волевой акт, описанный выше, – это центральное понятие воли. Немаловажную роль в характере протекания этого психического процесса играют ценности личности. Вкратце структура воли состоит из таких уровней:
- Постановка целей;
- Возникновение побуждения;
- Борьба мотивов;
- Принятие и исполнение решения.
Важно! Основная характеристика явления волевого акта заключается в том, что на каждом из его этапов может проявляться усилие, выраженное в нервно-психическом напряжении.
Сознательно-управляемое поведение
Нервные импульсы в человеческом мозге опережают течение событий извне. Основой такого типа функционирования нервной системы является прошлый опыт индивида, позволяющий ему предвосхищать воздействия на нервную систему и предполагать возможные их последствия. В мозге образуется комплекс связей и ассоциаций, выработанных в результате многократных повторений.
В процессе размышлений над различными ситуациями происходит сравнение разных путей достижения цели и выбирается наиболее приемлемый. Система ассоциаций, сформированная опытом, может восстанавливать от малейшего раздражителя всю цепь мыслей и действий от первого побуждения до воплощения желаемой цели в жизнь.
Люди обладают способностью накапливать сведения и использовать их как основу для дальнейших действий и умеют обобщать полученную извне информацию. На этих свойствах человеческого разума основывается все сознательное и целесообразное поведение каждого индивида.
Волевые качества человека
Рефлексия — что это в психологии, определение
Есть ряд черт, свойств характера, обеспечивающих умение отказываться от сиюминутных выгод в пользу будущему персональному или общему благу. К таким относятся:
- Целеустремленность – направленность действий личности на определенный результат. Специалисты выделяют две разновидности этого качества. Стратегическая целеустремленность – это способность человека действовать, исходя из своих ценностей. Тактическая – это постановка целей и сосредоточение на них.
- Инициативность. Чтобы совершить активное действие, необходимо волевое усилие. Это качество, направленное на преодоление инертности.
- Самостоятельность. Это способность человека удерживаться от влияния внешних стимулов, в результате чего он может критически подходить к чужим советам и ориентироваться на свои взгляды и убеждения в процессе принятия решений.
- Выдержка – умение затормозить вредные для целей человека побуждения.
- Смелость – способность игнорировать страх и разумно рисковать.
- Решительность – умение быстро ориентироваться в ситуации и принимать на ее основе решения, которые немедленно исполняются. Если это качество выражено чрезмерно, оно превращается в импульсивность, когда решение принимается без анализа ситуации, или нерешительность (человек только обдумывает проблему, не предпринимая никаких действий).
- Настойчивость – способность в течение длительного времени бороться с трудностями на пути к цели. При чрезмерной выраженности может перерасти в упрямство, когда волевые усилия прикладываются в ущерб поставленной задаче.
- Организованность и дисциплинированность. Способность упорядочивать, планировать свои действия и подчинять их созданному распорядку.
Важно! Главное качество волевого человека, лежащее в основе всех остальных, – самоконтроль. Это способность делать то, что нужно для выполнения задачи.
Что такое воля
Воля в психологии – это одна из функции психики, проявляющаяся в умении принимать сознательные решения, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Это активный, намеренный процесс по сравнению с автоматическими реакциями на окружающую среду. Приведу пример, который ясно покажет отличие одного от другого.
Представьте двух людей, обладающих вспыльчивыми характерами. Они понимают, что такая черта доставляет им массу неудобств: частые конфликты в семье, на работе, в компании друзей. Оба принимают решение изменить ситуацию, научившись сдерживать свой гнев.
Один из них успешно справляется с поставленной задачей: читает соответствующую литературу, ходит на встречи с психологом, насильно заставляет себя останавливать возникающие эмоции, контролирует свое поведение и речь. Второй продолжает жить на автопилоте, срываться на окружающих по мелочам, несмотря на принятое ранее решение (о котором он вообще, возможно, забыл).
Что отличает этих вымышленных персонажей? Почему их результаты оказались совершенно разными при условии, что изначально они хотели одного и того же? Ведь воля, как психическая функция присутствует у любого человека (мы ходим, чистим зубы, работаем), но на деле получается, что «работает» она у всех по-разному.
Отсюда плавно вытекает следующее понятие – сила воли.
Виды воли в психологии
Воображение — что это в психологии, определение
Легко понять, как работает воля, на примере страха. Если человек бежит, к примеру, от собаки, то это инстинктивное решение. Если он осознанно идет в зону боевых действий, чтобы помочь раненым военным, то оно становится волевым. Существует несколько видов воли в психологии.
Свободная воля
Тесно связана с инициативностью – умением человека самостоятельно задавать себе цели и следовать им. Сам процесс сознательного формирования таких задач – проявление свободной воли. В науке все еще идут споры касаемо того, существует ли она действительно. Две противоположные позиции следующие:
- Метафизическая. Свободная воля возможна.
- Детерминизм – человек является рабом внешних обстоятельств, он только реагирует на сиюминутные стимулы.
Преодоление трудностей
Истина, как говорится, посередине. С одной стороны, привычки и инстинкты толкают человека совершать определенные действия. Но, с другой, он всегда может пойти наперекор им в нужной ситуации..
Естественная воля
Эта концепция больше относится к христианской, присущей Богу. Основное отличие естественной божественной воли от человеческой заключается в том, что принятию решения не предшествует длительный период обдумывания, поскольку он осуществляется при недостаточности знаний. Цель этого процесса – получить новую информацию из имеющихся фактов. Бог все знает, поэтому способен моментально принимать правильное решение.
Вынужденная воля
Это разновидность воли, при которой человек идет наперекор своим желаниям, но под внешним давлением. Типичный пример – приближение дедлайна. Человек не прикладывает никаких волевых усилий до тех пор, пока ни появится реальная опасность. Даже в такой ситуации ему приходится заставить себя садиться за неприятное дело.
Освобождение от зависимости от сиюминутных стимулов
Связь с другими словами
Слова содержащие -воля-:
- безволие
- дьяволица
- криволинейность
- позволительность
- своеволие
- символизация
- символизм
- символика
- символист
- символичность
- слабоволие
- словолитчик
- стволик
- криволинейный
- непозволительный
- еще 12 слов…
Слова начинающиеся на воля-:
- волил
- волин
- волино
- волиный
- волить
Гипо-гиперонимические отношения
воля произвол
Какой бывает воля (прилагательные)?
Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.
таковой божьей железной сильной последней доброй злой чужой собственной свободной стальной народной несгибаемой непреклонной твердой могучей человеческой святой нужной лишенной политической полной королевской божественной высшей единой слабой крепкой царской вольной неукротимой несокрушимой общей коллективной предсмертной личной непоколебимой творческой известной упорной всякой отцовской другой жестокой некой никакой посторонней огромной необходимой слепой мощной разумной могущественной горячей данной неумолимой холодной упрямой мужской сознательной монаршей направленной большей ясной
Что может воля? Что можно сделать с волей (глаголы)?
Подбор глаголов к слову на основе русского языка.
заставить подавить взять улыбнуться оказаться заставлять сдержать отогнать обратиться покинуть прогнать рассмеяться удерживать помочь привести попытаться потянуться удержаться пытаться понадобиться удержать дать сделать подняться переключить выйти появиться остановить сдержаться поднять изменить постараться бороться заинтересоваться вырваться вернуться управлять почувствовать возобладать засмеяться суметь побороть вернуть позволить окрепнуть овладеть остаться бросить смочь оторваться позволять ответить сохранить открыть слабеть отвести уйти подавлять ощутить помогать кивнуть сосредоточиться сдерживать стараться
Ассоциации к слову воля
кулак жизнь сопротивление победа власть борьба действие воля смерть отношение достижение сторона человек мир голос глаз свобода помощь творчество выживание поиск земля сотрудничество расстояние вид голова память плен слово конец название процесс истина спасение клетка добро комок знание рука разум преодоление осуществление животное труд душ разрушение подвиг счастье самоуничтожение тема убийство исполнение битва выбор город работа создание цель грудь ужас решение извлечение лицо продолжение
Синонимы слова воля
алчность власть вожделение вольность вызов готовность домогательство жажда желание зов зуд клич нетерпение охота похоть претензия приглашение призыв притязание простор свобода спрос требование хотение
Гипонимы слова воля
- произвол
Сфера употребления слова воля
Общая лексика Юридический термин Религия Пословица Психология
Как развить силу воли
Сила воли подобна мышце. Если она не накачана, то тяжело будет тянуть на себе сложные задачи. Поэтому развитие силы воли – всегда последовательный процесс. Каждый день нужно прикладывать малейшие краткие усилия. Когда это будет делать проще, можно усложнять задачу. Например, отказаться от сладкого хотя бы один раз или прекратить работать по первому требованию ума, но не сразу, а через 10 минут.
Также хорошо помогает развивать силу воли медитация, потому что она тренирует те участки мозга, которые отвечают за это качество.