Поведе́нческая терапи́я; бихевиора́льная терапи́я (от англ. behaviour — «поведение») — одно из ведущих направлений современной психотерапии. Поведенческая психотерапия основана на теории научения, а также на принципах классического и оперантного обуславливания. В основе этой формы психотерапии лежит идея, что симптомы некоторых психических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам. Поведенческая психотерапия ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента навыков поведения. Наиболее успешно поведенческая терапия применяется для лечения фобий, поведенческих расстройств и зависимостей, то есть тех состояний, в которых возможно выделить какой-то определенный симптом как «мишень» для терапевтического вмешательства. Научной базой поведенческой психотерапии является теория бихевиоризма.
Поведенческая терапия может применяться как самостоятельно, так и в комплексе с когнитивной психотерапией (когнитивно-поведенческая психотерапия). Поведенческая психотерапия представляет собой директивную и структурированную форму психотерапии. Её этапами являются анализ поведения, определение этапов, необходимых для коррекции поведения, постепенная тренировка новых навыков поведения, отработка новых навыков поведения в реальной жизни. Основная цель поведенческой терапии — не понимание причин проблем, возникших у пациента, а изменение его поведения .
В процессе поведенческой терапии улучшение часто наступает раньше, чем при других видах психотерапии, и проявляется более конкретно. Быстрое улучшение может проявляться даже при расстройствах, длившихся многие годы (например, при длительной алкогольной зависимости, нарушениях приёма пищи, фобиях).
История
Несмотря на то, что поведенческая терапия является одним из новейших методов лечения в психиатрии, приемы, которые в ней применяются, существовали уже в глубокой древности. Издавна было известно, что поведением людей можно управлять с помощью положительных и отрицательных подкреплений, то есть вознаграждений и наказаний (метод «кнута и пряника»). Однако лишь с появлением теории бихевиоризма эти методы получили научное обоснование.
Бихевиоризм как теоретическое направление психологии возник и развивался примерно в то же время, что и психоанализ (то есть с конца XIX века). Тем не менее, систематическое применение принципов бихевиоризма для психотерапевтических целей относятся к концу 50-х — началу 60-х годов.
Методы поведенческой терапии в значительной степени основаны на идеях русских ученых Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927) и Ивана Петровича Павлова (1849—1936). Работы Павлова и Бехтерева были хорошо известны за границей, в частности, книга Бехтерева «Объективная психология» оказала большое влияние на Джона Уотсона. Павлова называют своим учителем все крупнейшие бихевиористы Запада. (См. ещё: рефлексология)
Уже в 1915—1918 годах В. М. Бехтерев предложил метод «сочетательно-рефлекторной терапии». И. П. Павлов стал создателем теории об условных и безусловных рефлексах и о подкреплении, с помощью которого поведение может быть изменено (благодаря выработке желательных условных рефлексов или «угасанию» нежелательных условных рефлексов). Проводя эксперименты с животными, Павлов установил, что если кормление собаки сочетается с нейтральным стимулом, например, со звоном колокольчика, то в дальнейшем этот звук будет вызывать слюноотделение у животного. Павлов также описал феномены, связанные с выработкой и исчезновением условных рефлексов:
- Угасание условного рефлекса: если в течение определенного времени нейтральный стимул больше не сопровождается подкреплением (например, звон колокольчика не сопровождается кормлением), то выработанный ранее условный рефлекс постепенно исчезает.
- Генерализация условного рефлекса: рефлекторный ответ может возникнуть не только под воздействием подкрепляемого стимула, но и под воздействием стимулов, более или менее близких к нему. В дальнейшем эта идея была использована для создания теории фобий: например, если изначально фобия пациента касалась лишь какой-то конкретной ситуации, то в дальнейшем, под воздействием процесса генерализации, страх будут вызывать все большее количество ситуаций, имеющие какое-либо сходство с тем, что вызывало страх в начале.
Таким образом, Павлов доказал, что новые формы поведения могут возникать в результате установления связи между врожденными формами поведения (безусловными рефлексами) и новым (условным) раздражителем. Позднее метод Павлова получил название классического обуславливания.
Идеи Павлова получили дальнейшее развитие в работах американского психолога Джона Уотсона (1878—1958). Уотсон пришел к выводу, что классическое обуславливание, которое Павлов наблюдал у животных, существует также и у людей, и именно оно является причиной возникновения фобий. В 1920 году Уотсон провел эксперимент с грудным ребёнком. В то время, как ребёнок играл с белой крысой, экспериментаторы вызывали у него страх с помощью громкого звука. Постепенно ребёнок начал боятся белых крыс, а позднее также и любых пушистых животных . (См. ещё: метод «свиста» (НЛП))
В 1924 году ассистентка Уотсона, Мэри Кавер Джонс применила сходный метод для излечения ребёнка от фобии. Ребёнок боялся кроликов, и Мэри Джонс использовала следующие приемы:
- Кролика показывали ребёнку издалека, во время кормления ребёнка.
- В момент, когда ребёнок видел кролика, экспериментатор давал ему игрушку или конфету.
- Ребёнок мог наблюдать, как другие дети играют с кроликами.
- По мере того, как ребёнок привыкал к виду кролика, животное подносили все ближе и ближе.
Благодаря применению этих приемов страх у ребёнка постепенно исчез. Таким образом, Мэри Джонс создала метод систематической десенсибилизации, который успешно применяется для лечения фобий. Психолог Джозеф Вольпе (1915—1997) назвал Джонс «матерью поведенческой терапии».
Термин «поведенческая терапия» впервые был упомянут в 1911 году Эдвардом Торндайком (1874—1949). В 1940-х годах этот термин использовался исследовательской группой Джозефа Вольпе.
Вольпе проделал следующий эксперимент: поместив в клетку кошек, он подвергал их ударам электрического тока. У кошек очень скоро развилась фобия: они начали бояться клетки, если их приближали к этой клетке, они пытались вырваться и убежать. Затем Вольпе начал постепенно уменьшать дистанцию между животными и клеткой и давать кошкам корм в тот момент, когда они оказывались рядом с клеткой. Постепенно страх у животных исчез. Вольпе предположил, что с помощью сходного метода могут быть устранены фобии и страхи у людей. Таким образом был создан метод систематической десенсибилизации. Вольпе использовал этот метод главным образом для лечения фобий, социофобии и сексуальных расстройств, связанных с повышенной тревожностью.
Дальнейшее развитие поведенческой терапии связано в первую очередь с именами Эдварда Торндайка и Фредерика Скиннера, создавших теорию оперантного обуславливания. В классическом обуславливании Павлова поведение может быть изменено с помощью модификации исходных условий, в которых проявляется это поведение. В случае оперантного обуславливания, поведение может быть изменено благодаря стимулам, которые следуют за поведением («награды» и «наказания») .
Эдуард Торндайк (1874—1949), проводя эксперименты с животными, сформулировал два закона, которые до сих пор используются в поведенческой психотерапии :
- «Закон упражнения» (англ. Law of exercise), утверждающий, что повторение определённого поведения способствует тому, что в дальнейшем это поведение будет проявляться с все более высокой вероятностью.
- «Закон эффекта» (англ. Law of effect): если поведение имеет положительный результат для индивида, в будущем оно будет повторяться с более высокой вероятностью. Если же действие приводит к неприятным результатам, в будущем оно будет проявляться все реже или вообще исчезнет.
Фредерик Скиннер (1904—1990) продолжил исследования Торндайка и внес существенный вклад в развитие теории оперантного обуславливания. С точки зрения Скиннера, как у животных, так и у людей вероятность появления того или иного поведения напрямую связана с тем, к каким последствиям приводило это поведение в прошлом. В частности, Скиннер установил, что к исчезновению того или иного паттерна поведения может привести не только неприятный для индивида результат, но и отсутствие какого-либо результата. Разница заключается лишь в том, что при наличии неприятного результата паттерн поведения исчезает быстрее, чем при отсутствии какого-либо результата.
Метод классического обуславливания применялся также в клинике условно-рефлекторной терапии Эндрю Сальтера (1914—1996).
Идеи поведенческой терапии получили широкое распространение благодаря публикациям Ганса Айзенка (1916—1997) в начале 1960-х годов. Айзенк определил поведенческую терапию как применение современной теории научения в целях лечения поведенческих и эмоциональных расстройств. В 1963 г. был основан первый журнал, посвященный исключительно поведенческой психотерапии «Behavior Research and Therapy».
В 1950—1960 годах теория поведенческой терапии развивалась в основном в трех исследовательских центрах:
- В ЮАР — Вольпе, Арнольд Лазарус и Стенли Рахман. Эта группа разрабатывала главным образом методы тренинга самоутверждения и систематической десенсибилизации.
- В США ученики Скиннера Огден Линслей и Теодоро Айлон начали применять принципы оперантного обуславливания для лечения психических больных, в том числе с помощью методики жетонного подкрепления. Кроме того, в Стэндфордском университете работала группа Альберта Бандуры и Ричарда Х. Уолтерса (англ. Walters Richard H.), занимавшаяся развитием теории научения.
- В Институте психиатрии при Лондонском Университете работали Шапиро (англ. Shapiro M.B.), Йетс (англ. Yates A.J.) и Айзенк.
Оформление поведенческой психотерапии как самостоятельного направления произошло около 1950 года. Популярности этого метода способствовало растущее недовольство психоанализом, из-за недостаточной эмпирической базы аналитических методов, а также из-за длительности и высокой стоимости аналитической терапии в то время как поведенческие методики доказали свою результативность, причем эффект достигался всего за несколько сеансов терапии .
К концу 60-х годов поведенческая психотерапия была признана как самостоятельная и эффективная форма психотерапии. В настоящее время это направление психотерапии стало одним из ведущих методов психотерапевтического лечения. В 1970 годы методы поведенческой психологии стали использоваться не только в психотерапии, но и в педагогике, менеджменте и бизнесе .
Изначально методы поведенческой терапии были основаны исключительно на идеях бихевиоризма, то есть на теории об условных рефлексах и на теории научения. Но в настоящее время наблюдается тенденция к значительному расширению теоретической и инструментальной базы поведенческой терапии: в неё может быть включен любой метод, эффективность которого была доказана экспериментальным путём. Арнольд Лазарус назвал этот подход «Поведенческой терапией широкого спектра» или «мультимодальной психотерапией». Например, в настоящее время в поведенческой терапии применяются методы релаксации и дыхательные упражнения (в частности,диафрагмальное дыхание) . Таким образом, хотя поведенческая терапия основана на научно-обоснованных методах, она отличается эклектическим характером. Приемы, которые в ней используются, объединяет лишь то, что все они нацелены на изменение поведенческих навыков и умений. По определению Американской Ассоциации Психологов, «Поведенческая психотерапия включает, прежде всего, использование принципов, которые были развиты в экспериментальной и социальной психологии… Основной целью поведенческой терапии является построение и укрепление способности к действиям, повышение самоконтроля» .
Методы, сходные с приемами поведенческой терапии, использовались и в Советском Союзе начиная с 1920-х годов. Однако в отечественной литературе долгое время вместо термина «поведенческая психотерапия» использовался термин «условно-рефлекторная психотерапия».
Бихевиоризм как наука о поведении
Определение 1
Сущность идей бихевиоризма состоит в том, что любое поведение человека определено реагированием его на окружающую внешнюю среду. Это может быть реакция на имеющуюся ситуацию, или образ действий человека, которые обращены на приобретение подкрепления, или поведение, предопределенное стремлением избежать наказания.
Начало бихевиоризма было положено американским психологом и педагогом Эдвардом Торндайком. В исследованиях над животными им были выведены две закономерности:
- «Закон упражнения» ‒ суть этого закон состоит в том, что учение совершается быстрее при повторении установленного действия.
- «Закон эффекта» ‒ если развитие связи между стимулом и реакцией порождает чувство удовлетворения, то связь закрепляется; если же формирование связи сопровождается болью или раздражением, связь слабеет. Данный закон с течением времени был пересмотрен.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Торндайк разработал метод проб и ошибок, в котором сама по себе ситуация может выступать стимулом, а поведение вырабатывается в процессе актов (действий). Торндайк сформировал теорию, которая основывалась на том, что поведение складывается чувствами: дискомфорта и удовольствия.
В начале XX столетия Иван Петрович Павлов, советский и российский физиолог, также проводил исследования над животными с задачей установить взаимосвязь стимулов и реакций. Он обнаружил присутствие у животных рефлексов, которые были заложены самой природой, а также способность формировать искусственно отдельные рефлексы при помощи стимулирования.
Соотечественник Торндайка Джон Бродес Уотсон отвергал факт сознания как такового. По его мнению, психология – это естественнонаучная дисциплина, целью которой является расчет проявления реакций человека на стимулы, предугадывание поведения и его контроль. В своих исследованиях он определил три первичных реакции – любовь, гнев и страх. Все остальное поведение, по суждению Уотсона, это наслаивание на первичное реактивное поведение. Исследования Джона Уотсона не были оценены пуританской американской публикой, а их выводы носили сомнительную достоверность.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Бихевиоральная психотерапия 490 ₽ Реферат Бихевиоральная психотерапия 230 ₽ Контрольная работа Бихевиоральная психотерапия 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Показания
Поведенческая психотерапия применяется при широком спектре расстройств: при психических и так называемых психосоматических расстройствах, а также при чисто соматических заболеваниях. Она особенно полезна при лечении тревожных расстройств, в частности при панических расстройствах, фобиях, навязчивостях, а также лечении депрессий и других аффективных расстройств, нарушениях приёма пищи, сексуальных проблемах, шизофрении, асоциальном поведении, расстройствах сна и внимания, гиперактивности, аутизме, трудностях в обучении и других нарушениях развития в детском возрасте, а также при языковых и разговорных проблемах .
Кроме того, поведенческая психотерапия может использоваться для преодоления стрессов и лечения клинических проявлений повышенного артериального давления, головных болей, астмы и некоторых желудочно-кишечных заболеваний, в частности энтеритов и хронических болей .
Основные принципы
- Постулатом поведенческой терапии является идея о том, что шаблоны поведения играют решающую роль в развитии психологических расстройств. Например, при депрессии социальная изоляция является не только следствием депрессии, но и фактором, который утяжеляет депрессивное состояние пациента. Предполагается, что поведение может быть изменено с помощью применения тех или иных терапевтических методов.
- В поведенческой терапии используются лишь методы, эффективность которых была подтверждена экспериментальным путём, причем предпочтение отдается техникам, которые имеют однозначно позитивное влияние.
- Исходным пунктом терапии является проблема, которая беспокоит пациента в данный момент. Одним из основных принципов поведенческой терапии является правило «здесь и теперь».
- «Принцип минимального вторжения» (Kafner, 1991) постулирует, что в поведенческой терапии следует вмешиваться во внутреннюю жизнь пациента лишь в той степени, в которой это необходимо для решения его актуальных проблем.
- Относительность понятий «здоровье-болезнь» и «норма-отклонение». Поведенческий терапевт не навязывает клиенту свои представления о том, что является нормальным и здоровым поведением — целью терапии является выработка поведения, которое будет оптимальным и желательным для данного конкретного клиента.
- В поведенческой терапии обычно терапевт играет активную и директивную роль. Техника «выговаривания» своих проблем и переживаний в поведенческой терапии не приветствуется. Пациент главным образом отвечает на вопросы, которые ему задают, и выполняет упражнения, которые рекомендует терапевт. Терапевт обычно работает по заранее выработанному плану, от которого он не отступает без необходимости.
- Одной из особенностей поведенческой терапии является то, что в ней иногда используется помощь членов семьи пациента (с согласия пациента), например, для выполнения «домашних заданий», для помощи при самонаблюдении, для усиления мотивации, и т. д.
Схема поведенческой терапии
Оценка состояния клиента
Эта процедура в поведенческой терапии называется «функциональным анализом» или «прикладным анализом поведения». На этом этапе в первую очередь составляется список паттернов поведения, которые имеют негативные последствия для пациента. Каждый паттерн поведения описывается по следующей схеме:
- Когда и как проявляется данный тип поведения?
- Насколько часто?
- Как долго он длится?
- Каковы его последствия в краткосрочной и в долгосрочной перспективе?
- При этом в поведенческой терапии принимается во внимание лишь то, что может быть наблюдаемо. Например, вместо того, чтобы говорить о страхе, который он испытывает, пациент должен рассказать о конкретных ощущениях связанных со страхом (сердцебиение, нарушения дыхания, и т. д.)
Затем выявляются ситуации и события, которые вызывают невротическую поведенческую реакцию (страх, избегание, и т. д.). С помощью самонаблюдения пациент должен ответить на вопрос: какие факторы могут увеличить или уменьшить вероятность появления желательного или нежелательного паттерна поведения? Следует также проверить, не обладает ли нежелательный паттерн поведения какой-либо «вторичной выгодой» для пациента, то есть скрытым положительным подкреплением данного поведения. Затем терапевт определяет для себя, какие сильные стороны в характере пациента могут быть использованы в терапевтическом процессе. Важно также выяснить, каковы ожидания пациента в отношении того, что может дать ему психотерапия: пациенту предлагается сформулировать свои ожидания в конкретных терминах, то есть указать, от каких поведеческих паттернов он хотел бы избавиться, и каким формам поведения он хотел бы научиться. Необходимо проверить, являются ли эти ожидания реалистическими . Для того, чтобы получить наиболее полную картину состояния пациента, терапевт выдает ему вопросник, который пациент должен заполнить дома, с использованием, в случае необходимости, метода самонаблюдения. Иногда этап начальной оценки занимает несколько недель, поскольку в поведенческой терапии крайне важно получить полное и точное описание проблемы пациента.
В поведенческой терапии данные, полученные на этапе предварительного анализа, называются «базовым уровнем» или «отправной точкой» (англ. baseline). В дальнейшем эти данные используются для оценки эффективности терапии. Кроме того, они позволяют пациенту осознать, что его состояние постепенно улучшается, что повышает мотивацию для продолжения терапии .
Составление плана терапии
В поведенческой терапии считается необходимым, чтобы в работе с пациентом терапевт придерживался определенного плана, поэтому после оценки состояния пациента терапевт и пациент составляют список проблем, которые следует решить. Однако не рекомендуется работать с несколькими проблемами одновременно. Множественные проблемы должны решаться последовательно. Не следует переходить к следующей проблеме, пока не будет достигнуто значительное улучшение в работе с предыдущей проблемой. При наличии сложной проблематики целесообразно разбить её на несколько компонентов. При необходимости терапевт составляет «лестницу проблем», то есть диаграмму, которая показывает, в каком порядке терапевт будет работать с проблемами клиента. В качестве «мишени» выбирается паттерн поведения, который следует изменить в первую очередь. При этом для выбора используются следующие критерии:
- Тяжесть проблемы, то есть то, насколько большой ущерб данная проблема приносит пациенту (например, препятствует его профессиональной деятельности) или представляет опасность для пациента (например, тяжелая алкогольная зависимость);
- То, что вызывает наиболее неприятные ощущения (например, панические атаки);
- «Центральность» проблемы. Этот критерий учитывает, насколько решение данной проблемы поможет решению прочих проблем пациента.
В случае недостаточной мотивации пациента или неверия в свои силы терапевтическую работу можно начать не с самых важных проблем, а с легкодостижимых целей, то есть с тех паттернов поведения, которые проще всего изменить, или которые пациент хочет изменить в первую очередь. Переход к более сложным задачам производится лишь после того, как решены более простые задачи. В ходе терапии психотерапевт постоянно проверяет эффективность используемых методов. Если изначально выбранные техники оказались нерезультативными, терапевту следует изменить стратегию терапии и использовать иные методики.
Приоритет в выборе цели всегда согласуется с пациентом. Иногда терапевтические приоритеты могут быть пересмотрены в ходе терапии.
Теоретики поведенческой терапии считают, что чем конкретнее будут сформулированы цели терапии, тем эффективнее окажется работа терапевта. На этом этапе следует также выяснить, насколько велика мотивация пациента для изменения того или иного типа поведения.
В поведенческой терапии крайне важным фактором успеха является то, насколько хорошо пациент понимает смысл приемов, которые применяет терапевт. По этой причине обычно в самом начале терапии пациенту подробно объясняются основные принципы этого подхода, а также разъясняется цель каждого конкретного метода. Затем с помощью вопросов терапевт проверяет, насколько хорошо пациент понял его объяснения, и при необходимости отвечает на вопросы. Это не только помогает пациенту правильно выполнять упражнения, которые рекомендует терапевт, но и увеличивают мотивацию пациента ежедневно выполнять эти упражнения.
В поведенческой терапии широко распространено использование метода самонаблюдения и применение «домашних заданий», которые пациент должен выполнять ежедневно, или даже, при необходимости, несколько раз в день. Для самонаблюдения используются те же вопросы, которые были заданы пациенту на этапе предварительной оценки:
- Когда и как проявляется данный тип поведения?
- Насколько часто?
- Как долго он длится?
- Что является «пусковым механизмом» и подкрепляющими факторами данного паттерна поведения?
- Каковы его последствия в краткосрочной и в долгосрочной перспективе?
Давая пациенту «домашнее задание», терапевт обязательно должен проверить, правильно ли пациент понял, что он должен делать, и имеет ли пациент желание и возможность ежедневно выполнять это задание.
Не следует забывать, что поведенческая терапия не сводится лишь к устранению нежелательных паттернов поведения. С точки зрения теории бихевиоризма, любое поведение (как адаптивное, так и проблемное) всегда выполняет какую-то функцию в жизни человека. По этой причине, при исчезновении проблемного поведения в жизни человека образуется своего рода вакуум, который может оказаться заполненным новым проблемным поведением. Для того чтобы этого не произошло, составляя план поведенческой терапии, психолог предусматривает, какие формы адаптивного поведения следует выработать для замены проблемных паттернов поведения. Например, терапия фобии не будет полной, если не будет установлено, какие формы адаптивного поведения заполнят время, которое пациент посвящает фобическим переживаниям. План терапии должен быть составлен в позитивных терминах и указывать, что пациент должен делать, а не то, чего он делать не должен. Это правило получило в поведенческой терапии название «правило живого человека» — поскольку поведение живого человека описывается в положительных терминах (то, что он способен делать), в то время как поведение мертвого человека может быть описано лишь в отрицательных терминах (например, мертвый человек не может иметь вредные привычки, испытывать страх, проявлять агрессию, и т. д.).
Завершение терапии
Как подчеркивает Джудит Бек, терапия, ориентированная на изменение поведения, не устраняет раз и навсегда проблемы клиента. Целью терапии является лишь научение тому, как справляться с трудностями по мере их появления, то есть «стать своим собственным психотерапевтом» . Известный поведенческий психотерапевт Махони (англ. Mahoney, 1976) считает даже, что клиент должен стать «ученым-исследователем» собственной личности и своего поведения, что поможет ему решать проблемы по мере их возникновения (в поведенческой терапии это обозначается термином самоменеджмент) . По этой причине на завершающем этапе терапии терапевт спрашивает клиента о том, какие приемы и методики оказались наиболее полезными для него. Затем терапевт рекомендует применять эти приемы самостоятельно, не только при возникновении проблемы, но и в профилактических целях. Терапевт также обучает клиента распознавать признаки возникновения или возвращения проблемы, поскольку это позволит клиенту принять заблаговременные меры для того, чтобы справиться с проблемой или, по крайней мере, уменьшить негативный эффект этой проблемы .
Что собой представляет метод бихевиоральной психотерапии?
Бихевиоральная терапия — это психотерапевтическая методика, направленная на изменение специфических форм поведения человека. В её основе лежат систематические манипуляции с внешними воздействиями, позволяющие подкреплять или подавлять определенные поведенческие формы.
При этом личность рассматривается как сумма поведенческих реакций, каждая из которых основывается на генетических особенностях и предшествующем опыте. Таким образом, в основе метода бихевиоральной психотерапии лежит оперантное обусловливание (процесс формирования и поддержания характера поведения посредством его последствий).
Методы поведенческой терапии
- Имитационное научение — при использовании этого метода клиенту предлагается наблюдать и имитировать желательные паттерны поведения (например, поведение терапевта или ассистента терапевта). Для этого может использоваться не только «живая модель» (реальный человек), но и «символическая модель», которой может быть герой книги или образ, созданный воображением самого клиента. Одной из форм научения по образцу является самомоделирование. Этот прием заключается в том, что терапевт производит видеозапись успешных моментов поведения клиента, а затем демонстрирует клиенту эту видеозапись.
- Ролевой тренинг — методика, используемая для научения определенным типам поведения (например, тренинг навыков общения), является разновидностью ролевой игры. Эффект ролевого тренинга основан на сочетании приемов конфронтации, систематической десенсибилизации (что способствует снижению тревожности) и подкреплении удачного поведения в виде положительной обратной связи со стороны терапевта. При применении этой техники пациент и терапевт разыгрывают проблемную ситуацию. Эта техника может быть также использована в групповой терапии. Чаще всего пациент играет самого себя, но иногда это делает терапевт или кто-то из членов группы, что позволяет пациенту увидеть свою проблему со стороны, а также понять, что в этой проблемной ситуации можно действовать по-другому.
- Биологическая обратная связь — методика, в которой используется аппаратура, отслеживающая признаки стресса у пациента. По мере того как пациенту удается достичь состояния мышечного расслабления, он получает положительное зрительное или звуковое подкрепление (например, приятная музыка или изображение на экране компьютера).
- Методы отучивания (аверсивная терапия)
- Систематическая десенсибилизация
- Имплозивная терапия
- Шейпинг (моделирование поведения)
- Метод аутоинструкций
- Стресс-прививочная терапия
- Метод «остановки мысли»
Методы поведенческой терапии в образовательной практике
Функциональный анализ поведения — дисциплина, основанная на научных взглядах Б. Ф. Скиннера, а частности, на концепции оперантного обусловливания. Ведущим методом анализа поведения является метод функциональной оценки — выявления антецедентов (предшествовавших условий) и постцедентов (последствий) определенных действий с целью нахождения факторов, связанных с проявлением интересующего терапевта поведения. Прикладной анализ поведения — технологическая реализация функционального анализа поведения: методы разбора и изменения условий с целью коррекции поведения . Прикладной анализ поведения применяется в системе образования как для улучшения показателей — учебной успеваемости, дисциплины, посещаемости у всех детей, так и для инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами с социальнизацией (например, с РАС) в общеобразовательные классы .
Проблемы, возникающие в ходе терапии
- Склонность клиента к многословной вербализации того, что он думает и чувствует, а также к стремлению найти причины своих проблем в том, что он пережил в прошлом. Причиной этого может быть представление о психотерапии как о методе, который «позволяет выговориться и понять самого себя». В этом случае следует объяснить клиенту, что поведенческая терапия заключается в выполнении конкретных упражнений, и её целью является не понимание проблемы, а устранение её последствий. Тем не менее, если терапевт видит, что клиенту необходимо выразить свои переживания или найти глубинную причину своих трудностей, то к поведенческим методам можно добавить, например, приемы когнитивной или гуманистической психотерапии.
- Страх клиента по поводу того, что коррекция его эмоциональных проявлений превратит его в «робота». В таком случае следует объяснить ему, что благодаря поведенческой терапии, его эмоциональный мир не станет беднее, просто на смену негативным и неадаптивным эмоциям придут приятные эмоции.
- Пассивность клиента или страх перед усилием, необходимым для выполнения упражнений. В этом случае стоит напомнить клиенту, к каким последствиям такая установка может привести в долгосрочной перспективе. В то же время можно пересмотреть план терапии и начать работу с более простых задач, разбивая их на отдельные этапы.
Иногда в подобных случаях в поведенческой терапии используется помощь членов семьи клиента.Иногда у клиента присутствуют дисфункциональные убеждения и установки, мешающие его вовлечению в терапевтический процесс. К этим установкам относятся:
- Нереалистические или негибкие ожидания в отношении методов и результатов терапии, что может быть разновидностью магического мышления (предполагается, что терапевт способен устранить любую проблему клиента). В этом случае особенно важно выяснить, каковы ожидания клиента, а затем составить четкий план терапии и обсудить этот план с клиентом.
- Убежденность в том, что за успех терапии ответственен лишь терапевт, а клиент не может и не должен прикладывать какие-либо усилия (внешний локус контроля) . Эта проблема не только существенно замедляет прогресс лечения, но и приводит к рецидивам после прекращения встреч с терапевтом (клиент не считает необходимым выполнять «домашние задания» и следовать рекомендациям, которые были ему даны в момент завершения терапии). В этом случае полезно напомнить клиенту, что в поведенческой терапии успех невозможен без активного сотрудничества клиента.
- Драматизация проблемы, например: «У меня слишком много трудностей, я никогда не справлюсь с этим». В этом случае полезно начать терапию с простых задач и с упражнений, позволяющих добиться быстрого результата, что повышает уверенность клиента в том, что он способен справиться со своими проблемами.
- Страх осуждения: клиент стесняется рассказывать терапевту о некоторых своих проблемах, и это препятствует выработке эффективного и реалистического плана терапевтической работы.
При наличии подобных дисфункциональных убеждений имеет смысл применить методы когнитивной психотерапии, помогающие клиенту пересмотреть свои установки.
Одним из препятствий к достижению успеха является недостаточная мотивация клиента. Как было указано выше, сильная мотивация является необходимым условием успешности поведенческой терапии. По этой причине мотивация к изменению должна быть оценена в самом начале терапии, а затем, в ходе работы с клиентом, её уровень следует постоянно проверять (не следует забывать, что иногда демотивация клиента принимает скрытые формы. Например, он может прекратить терапию, уверяя, что его проблема решена. В поведенческой терапии это называется «бегство в выздоровление»). Для повышения мотивации:
- Необходимо давать четкие и ясные объяснения по поводу важности и полезности применяемых в терапии приемов;
- Следует выбирать конкретные терапевтические цели, согласуя свой выбор с желаниями и предпочтениями клиента;
- Замечено, что часто клиенты концентрируют внимание на проблемах, которые ещё не решены, и забывают об уже достигнутых успехах. В этом случае полезно периодически оценивать состояние клиента, наглядно показывая ему прогресс, достигнутый благодаря его усилиям (это можно продемонстрировать, например, с помощью диаграмм).
- Особенностью поведенческой терапии является нацеленность на быстрый, конкретный, наблюдаемый (и измеряемый) результат. Поэтому, если существенного прогресса в состоянии клиента не наблюдается, то мотивация клиента может исчезнуть. В этом случае терапевт должен немедленно пересмотреть выбранную тактику работы с клиентом.
- Поскольку в поведенческой терапии терапевт работает в сотрудничестве с клиентом, следует объяснить, что клиент не обязан слепо выполнять рекомендации терапевта. Возражения с его стороны приветствуются, и любое возражение следует немедленно обсудить с клиентом и при необходимости вести изменения в план работы.
- Для повышения мотивации рекомендуется избегать однообразия в работе с клиентом; полезно использовать новые методы, вызывающие у клиента наибольший интерес.
При этом терапевт не должен забывать, что неуспех терапии может быть связан не с дисфункциональными установками клиента, а со скрытыми дисфункциональными установками самого терапевта и с ошибками в применении методов поведенческой терапии. По этой причине необходимо постоянно использовать самонаблюдение и помощь коллег, выявляя, какие искаженные когнитивные установки и проблемные типы поведения мешают терапевту добиться успеха в работе. Для поведенческой терапии характерны следующие ошибки:
- Терапевт дает клиенту «домашнее задание» или вопросник для самонаблюдения, но затем забывает об этом или не находит времени для того, чтобы обсудить полученные результаты. Такой подход может значительно снизить мотивацию клиента и уменьшить его доверие к терапевту.
- Для неопытных поведенческих терапевтов характерны отступления от предварительно выработанного плана терапии: терапевт может перейти к устранению новой проблемы, не завершив работу с предыдущей проблемой. Все это снижает эффективность терапии и уменьшает мотивацию клиента. По этой причине в поведенческой терапии рекомендуется заранее составлять четкий и реалистический план работы; терапевт должен, насколько возможно, следовать этому плану и не менять его без согласования с клиентом. Если изменение плана все-таки необходимо, не следует импровизировать — терапевт должен, совместно с клиентом, выработать новый план работы.
- Иногда терапевт работает лишь с отдельными симптомами и проблемами, которым соответствуют те или иные техники. При этом не принимается во внимание и не анализируется целостная картина нарушений, что неизбежно снижает эффективность работы и даже может привести к обратному негативному эффекту. По этой причине поведенческий психотерапевт должен обладать углубленными знаниями о клинической картине и психологических механизмах различных синдромов и патологий, и в своей работе он всегда должен стремиться к пониманию того, что стоит за той или иной частной проблемой.
Сила когнитивно-поведенческой терапии и как она помогает решать проблемы психического здоровья
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является популярной формой психотерапии или «разговорной» терапии.
КПТ является распространённым методом лечения широкого спектра проблем психического здоровья и часто, благодаря своей ненавязчивости и простоте, является первой формой лечения. КПТ работает путем выявления негативных моделей мышления с последующей над ней работой.
В этой статье мы расскажем об основах когнитивно-поведенческой терапии, перечислим расстройства, при которых она наиболее эффективна, и приведём пример некоторых проверенных методов, которые вы можете применить самостоятельно, чтобы справиться с широким спектром стрессоров.
Что такое КПТ?
КПТ помогает идентифицировать негативные и иррациональные мыслительные процессы, а затем использует тщательно подобранные методы для тренировки ума, чтобы по-разному обрабатывать информацию. Это приводит к значительным улучшениям. В Англии 1 из 6 человек сообщают о распространенных проблемах психического здоровья, таких как тревога или депрессия, в течение недели.1 Для таких распространённых проблем психического здоровья, как эти, психотерапевтические методы, такие как КПТ, являются наиболее эффективным методом лечения.
Благодаря своей структуре, простоте, универсальности и эффективности, психологи часто используют КПТ в качестве начального метода лечения, где она может затем использоваться независимо или в качестве дополнительной терапии.
КПТ помогает вам осознать, что вы предполагаете худшее. Затем он помогает изменить те негативные шаблоны мышления, которые оказывают пагубное влияние на поведение, мысли, эмоции и, в конечном итоге, действия. Когнитивно-поведенческая терапия в основном направлена на выявление негативных мыслительных процессов. После выявления проблемы в дело входят такие методы, как ведение дневника, осознание и ролевые игры, могут быть использованы для преодоления негативных мыслей.
Как можно использовать КПТ?
Когнитивно-поведенческая терапия лучше всего работает в краткосрочной перспективе. Она наиболее эффективно, когда используется для лечения конкретной проблемы и негативных мыслей, которые у клиента возникают в связи с этой проблемой.
КПТ доказала свою эффективность при работе с:
- Наркомания и алкоголизм
- Тревожность
- Депрессия
- Расстройства пищевого поведения
- Фобия
- Стресс
- Эмоциональное выгорание
- Травма
- Сексуальная и любовная зависимости
Когнитивно-поведенческая терапия является предпочтительным видом лечения во многих из этих случаев, поскольку она может быстро выявить проблемы. КПТ — это инструмент, который клиент может использовать для управления повседневными симптомами, в то время как другие формы терапии и медикаментозного лечения устраняют корень проблемы. Другим значительным преимуществом КПТ является то, что он практически не оказывает неблагоприятного воздействия как на развивающиеся, так и на взрослые умы и тела, что делает его эффективным средством лечения подростковой депрессии.2
Каковы преимущества разговорной терапии?
КПТ может использоваться для управления симптомами психического расстройства и предотвращения рецидива симптомов психического расстройства, поскольку он основан на концепции, что мысли и чувства в конечном итоге влияют на поведение. Простым примером этого может быть то, что человек, напуганный акулами, будет избегать купания в океане.
Рассматривая такие мыслительные процессы рационально и исследуя их всесторонне, клиент видит вещи ясно и, в конечном счете, такими, какие они есть. Хотя они не могут контролировать всё вокруг себя, они могут контролировать свои чувства и эмоциональные реакции на определенные стрессоры.
Когнитивно-поведенческая терапия также является способом стимулирования развития навыков преодоления трудностей и решения проблем. Его также можно использовать для борьбы с горем или потерей, для управления эмоциями и для того, чтобы по-новому взглянуть на проблемы.3 Из-за универсальности и эффективности многие опытные психологи рассматривают КПТ как полезный жизненный навык для решения повседневных ситуаций.
КПТ шаги и стратегии
Вы можете спросить себя: «Как выглядит психотерапевтическая встреча»? Хотя не существует ответа «один размер подходит всем», есть некоторые общие элементы большинства сеансов КПТ и психотерапии.
Вот несколько основных этапов, которые вы можете наблюдать во время сеанса:
Выявление и изучение негативных мыслей Первый и зачастую самый сложный шаг — найти источник негативной мысли. Это не всегда означает запуск мысли, но может включать обсуждение проблемы, которую вы хотели бы решить.
Осознавая свои чувства к этим мыслям Как только источник негативного мышления выявлен, вам будет предложено поделиться своими мыслями об этом. Это может включать в себя размышление вслух, разговор о других случаях, когда вы испытывали эти чувства, а также изучение других вещей, которые вызывают у вас негатив, тревогу, стресс или депрессию.
Выявление негативных или иррациональных мыслей Ваш терапевт может поговорить с вами более подробно о ваших мыслях по конкретному вопросу и попросить вас попытаться определить закономерности в ваших мыслях. При этом вас также могут попросить обратить внимание на вашу физическую и эмоциональную реакцию.
Строим новый процесс После того, как мыслительный процесс будет идентифицирован и проанализирован, ваш терапевт поможет вам спланировать процесс, который вы сможете использовать в любое время, когда вы обнаружите, что думаете так же.
Постепенный прогресс Теперь, когда вы знаете о деструктивном мыслительном процессе и инструментах, необходимых для его изменения, вы можете самостоятельно реализовать эту терапию, когда возникнет такая необходимость.
Подобно отказу от принятия наркотических веществ, КПТ — это постепенный процесс, основанный на шагах, адаптированных к вашей индивидуальной ситуации. Имея конечную цель в поле зрения и делая меньшие, более частые шаги к ней, вы видите прогресс, что делает конечную цель более достижимой.
Рациональная эмоциональная терапия (РЭТ)
Альберт Эллис (1913-2007) предложил каждому из нас придерживаться уникального подхода к себе и миру. Они направляют нас по жизни, а также определяют, как мы реагируем на различные ситуации. Некоторые из наших предположений могут быть иррациональными, что означает, что некоторые люди реагируют таким образом, что ситуация может не привести к радости или счастью.
Эллис назвал эти основные иррациональные предположения.4
Эллис разбил эти предположения на три части:
- Активирующее событие
- Убеждения
- Последствия
Используя данный метод, иногда называемый методом ABC, (5)Эллис, утверждал, что не активирующее событие вызывает негативные эмоции, а скорее нереалистичная интерпретация этого события человеком. Эти нереалистичные интерпретации способствуют развитию иррациональной системы убеждений, а не рациональной. В результате со временем эти иррациональные убеждения приводят к нездоровым негативным эмоциям.
Проблемы КПТ
Хотя психотерапия и когнитивно-поведенческая терапия по сути являются ничем иным, как разговорной терапией, они всё же представляют небольшой риск.
Воздействие горя и травмы Психотерапия часто включает в себя выявление и изучение негативных мыслей, что может быть довольно травмирующим для некоторых людей. Быть расстроенным или злым является нормальным делом, но к концу сеанса может привести к ощущению истощения.
Экспозиционная терапия Экспозиционная терапия, такая как противостояние страху, может быть эффективным способом его преодоления. Тем не менее, ожидание столкновения со страхом может быть хуже, чем на самом деле противостоять ему. Несмотря на то, что стресс и беспокойство носят временный характер, важно помнить, что терапия воздействия может быть эффективным методом для вас.
Эмоциональная готовность и стремление КПТ работает лучше всего, если человек открыт для перемен и готов попробовать то, что может быть несколько неприятным, чтобы преодолеть проблему.
Умение следовать строгим правилам Когнитивно-поведенческая терапия основана на чётких шагах. Он подходит для клиентов, которые готовы конструктивно говорить о себе и отвечать на вопросы, на которые может быть сложно ответить.
Открытость для долгосрочных изменений
Хотя КПТ является эффективной формой терапии. Проведённая опытным специалистом, она является серьёзным жизненным опытом, который можно применять при необходимости. Если вы обнаружите, что у вас есть негативные стереотипы мышления относительно частей вашей жизни, активность в реализации данных психотерапевтических методов самостоятельно может также быть полезной для повышения качества вашей жизни.
Важно отметить, что, хотя обсуждение некоторых тем может быть стрессовым и трудным, опытный профессионал создаст комфортную среду, чтобы поговорить об этих сложных вещах и поддержать вас на протяжении всего процесса.
Коронавирус и его влияние на психическое здоровье Коронавирус оказывает смертельное воздействие на организм человека. Но мы начинаем понимать,6 что это также наносит ущерб психическому здоровью миллионов людей во всем мире. Усиление социального разделения и изоляции вызывает беспокойство, стресс и депрессию у многих в остальном здоровых людей. Исследования показали,7 что экономический спад также привел к более тревожному поведению.
Комиссия по азартным играм Великобритании утверждает, что 42% игроков приобрели больше игорных продуктов в апреле 2021 года. В той же статье говорится, что игроки, использующие три или более сервисов азартных игр, тратят больше времени и денег на свои игровые привычки.
Британское управление национальной статистики (ONS) сообщило о росте продаж алкоголя в апреле 2021 года на 5,1%, хотя розничные расходы в среднем сократились на 10,4% 9. В Австралии социальное дистанцирование резко ограничило эффект от безопасных помещений для инъекций и увеличило время ожидания обычных лекарств и лечения алкоголизма10.10
Коронавирус и КПТ
Многие ограничения по прекращению физического распространения коронавируса привели к нарушению рутины и структуры. Это повлияло на то, как многие люди заботятся о своем психическом здоровье, изменило возможности получения помощи и лечения.
В отношении нарушений психического здоровья, связанного с коронавирусом, регулярно применяется когнитивно-поведенческая терапия.
Со всем страхом и неуверенностью в отношении нынешней эпидемии легко понять, как можно создать у себя иррациональный страх перед коронавирусом.
«Я не могу выйти на улицу, потому что заболею». Для тех, кто страдает от тревоги, депрессии и других психических расстройств, такие мыслительные процессы не являются редкостью. Но когнитивно-поведенческая терапия может помочь решить эти мыслительные процессы и переписать их.
Задавать себе вопросы о том, что звучит разумно и основано на фактах, является отличным способом решения иррациональных мыслей.
«Имеет ли это смысл, и есть ли доказательства того, что ношение маски, мытье рук и удаление рук от лица уменьшает мои шансы заразиться вирусом?»
«Имеет ли это смысл, и есть ли доказательства того, что дезинфекция моего дома каждый день уменьшает мои шансы заразиться вирусом?»
Ясно, что первый ответ — рациональное и разумное «да», а второй — иррациональное и связанное со страхом «да». Изменение вашего отношения от «Я заболею» к «Я следовал рекомендациям ученых, которые знают об этом больше, чем я», может помочь вам взглянуть на ситуацию в более рациональном и разумном свете.
Разговор с любимым человеком о встрече с терапевтом
За последние 30 лет отношение к психическому здоровью и получение помощи, а также способы его получения значительно изменились. Для многих людей просто говорить о своих заботах с другом или членом семьи — адекватная форма терапии. Для других посещение опытного терапевта — лучший вариант. Если у вас есть друг или член семьи, который, по вашему мнению, может нуждаться в посещении терапевта, вот несколько способов, как вы можете помочь им получить необходимую помощь:
Время никогда не бывает идеальным Нет идеального времени, чтобы сказать кому-то, что вы беспокоитесь о них. Спокойная ситуация один на один может быть наилучшим временем для разговора о том, чтобы обратиться за помощью.
Будьте честным и искренним «Я заметил, что вы не чувствовали себя хорошо в последнее время».
«Мне интересно, чувствуешь ли ты себя перегруженным всем, что происходит».
Простые вопросы, основанные на искренней заботе, а не на указывании пальцем и обвинении, могут стать эффективным способом начать разговор о психическом здоровье.
Вы можете не быть правильным человеком Если в жизни вашего близкого человека есть кто-то, с кем вы подозреваете, что он может чувствовать себя лучше, поговорите с ним. «Я лучший человек для общения или есть кто-то, с кем вам удобнее говорить об этом?»
Поставь себя в уравнение Используйте «Я», «Я» и «Мой». Ставя себя в уравнение, но не вступая в разговор о вас, вы показываете, что их поведение влияет на других. Кроме того, рассмотрим некоторый «компромисс» — «Сделай это для меня на мой день рождения. Видеть, как ты помогаешь себе в депрессии, будет для меня лучшим подарком на день рождения».
Будьте готовы к различным ответам Поймите, что вы можете столкнуться с большим сопротивлением и негативным отношением вашего близкого, когда он будет думать о встрече с терапевтом. Возможно, вам придется рассказать им о том, на что похож сеанс терапии, или заверить их, что терапевт не пытается их «сломать» или «исправить».
Используйте, но не угрожайте вашим отношениям Попробуйте использовать ваши отношения и объяснить, насколько важен для вас ваш друг или член семьи, и как обращение к терапии улучшит ваши отношения. Тем не менее, избегайте ультиматумов.
Объясните проблемные области Многие люди утверждают, что у них нет проблем, и поэтому они не нуждаются в терапии. Попробуйте указать на конкретные ситуации, в которых психическое здоровье вашего близкого человека повлияло на вас, и объясните, как вы себя чувствовали. Выполнение этого без осуждения может помочь вашему близкому человеку увидеть потребность в терапевте.
Показать подлинную поддержку Легко сказать «вам нужна помощь, и я здесь, если вы когда-нибудь захотите». Но сделать этот первый шаг может быть невероятно сложно для вашего любимого человека без реальной поддержки. Подумайте о том, чтобы записаться на прием к любимому человеку и заплатить за него. Это уменьшает объем работы, которую ваш близкий человек должен сделать, чтобы начать процесс. Если они отказываются идти, обратитесь к психотерапевту самостоятельно, чтобы получить больше поддержки о помощи своему любимому человеку.
Оказание постоянной поддержки Оказывайте искреннюю поддержку вашему близкому человеку.
«Эта терапия для вас, но вы не одиноки. Я буду здесь, чтобы поддержать вас, независимо от того, в каком направлении вы движетесь».
Подобные слова показывают, что вы готовы помочь больше, если можете, но также уважаете их личную неприкосновенность и доверие между ними и терапевтом.
Закончите на позитивной ноте Если вы впервые говорите о психическом здоровье со своим близким или предлагаете терапию, это может быть весьма утомительным для обеих сторон. Заверьте своего любимого человека в том, что вы счастливы поговорить, и напомните ему, что вы по-прежнему будете рядом с ним.
Когнитивная терапия в The Kusnacht Practice
«Многие из наших клиентов считают когнитивно-поведенческую терапию очень эффективной для психического благополучия». – Профессор Вульф Рёсслер, всемирно известный специалист по психиатрии в The Kusnacht Practice.
В The Kusnacht Practice наши квалифицированные психиатры регулярно используют психотерапию, КПТ и другие методы «разговорной» терапии для лечения широкого спектра проблем. Занятие КПТ в The Kusnacht Practice включает в себя несколько сеансов один на один с одним психотерапевтом. Вместе вы изучите негативные чувства, эмоции и образ мыслей, которые негативно влияют на ваше поведение и общее настроение. Многих наших клиентов просят вести обдуманные дневники, чтобы отслеживать их настроение и обсуждать, что они написали во время регулярных сессий.
Если кто-то из ваших знакомых страдает от психического расстройства, и вы хотели бы найти для него помощь, обратитесь в The Kusnacht Practice. Оказание поддержки и помощь любимому человеку в обсуждении его чувств может изменить его жизнь к лучшему. Свяжитесь с нами по поводу лечения по +41 43 499 60 50 или по адресу
Противопоказания к применению поведенческой психотерапии
Поведенческая психотерапия не должна применяться в следующих случаях:
- психозы в стадии обострения;
- тяжелые депрессивные состояния;
- глубокая умственная отсталость.
В этих случаях основной проблемой является то, что пациент неспособен понять, для чего он должен выполнять упражнения, которые рекомендует психотерапевт.
В случае наличия у пациента личностных расстройств поведенческая терапия возможна, но она может оказаться менее эффективной и более длительной, поскольку терапевту будет труднее добиться активного сотрудничества со стороны пациента. Недостаточно высокий уровень интеллектуального развития не является препятствием для проведения поведенческой терапии, но в этом случае предпочтительно использовать простые техники и упражнения, цель которых пациент способен понять .
Новые данные о мозге и когнитивно-поведенческая терапия
В 60-70 гг. 20-го столетия появляются новые данные о мозге и когнитивных процессах. Развиваются компьютерные науки (знания о мозге и когнитивных процессах кладутся в основу составления компьютерных программ, в свою очередь мозг и когниция объясняются по аналогии с компьютером) и теперь уже становится невозможным относиться к мозгу, как к черной дыре.
Как следствие, работы Пиаже и его учеников, описывающие когнитивные процессы занимают все большее место в работе психолога. Работы Выготского активно переводятся на другие языки и занимают прочное место в западной академической психологии. В психотерапии, Арон Бек развивает когнитивную теорию, а Альберт Эллис рационально-эмотивную теорию, впоследствии объединенные в когнитивно-поведенческую терапию (CBT). Главный упор в этих теориях делается на когнитивные процессы, во многом определяющие психику человека, его личность, поведение и психопатологию.