Россия, Карачаево-Черкесская Республика, пос. Мара-Аягъы, Коммунистическая улица
Телефон:
+7 (800) 201-95- Показать номер
Пн-пт: 10:00—17:00; сб: 10:00—16:00 по предварительной записи: пн-сб
whatsapp telegram vk email

Ребёнок эмоционально нестабилен… Почему и как это исправить?

Многие современные родители часто обращают внимание на то, что их дети общаются на повышенных тонах, часто капризничают и впадают в неконтролируемые истерики по самым нелепым поводам или вдруг проявляют агрессию по отношению к окружающим.

Некоторые списывают всё на «кризисы» у детей. Но как таковые кризисные периоды обычно не длятся более 3-4 месяцев. Если поведение ребенка долго характеризуется эмоциональной нестабильностью, стоит задуматься о возможных причинах такого состояния.

Какие факторы могут негативно повлиять на эмоциональное развитие ребенка?

Тревоги

Бывает, что ребенок подвержен эмоциональным «взрывам» вследствие родовой травмы. Но часто причиной являются и ошибки в воспитании ребенка, в результате которых ребенок постоянно испытывает чувство тревоги. Тревога проявляется в гиперактивности, трудности концентрации внимания, излишней импульсивности, эмоциональной неуравновешенности.

Причиной таких нарушений могут быть даже мультфильмы с участием магических, фантастических персонажей. Также родители, стремящиеся как-то воздействовать на ребенка, часто используют рассказы о «чужом дяде» или «волке», который придет и заберет ребенка из-за его непослушания.

Разговоры родителей на повышенных тонах и частые ссоры в присутствии детей также являются фактором проявления тревожности и беспокойств у малыша.

Эмоциональная нестабильность

А вот эмоциональная лабильность – это негативное проявление каких-либо патологий или отклонений.

В частности, вызывать состояние эмоциональной нестабильности могут:

— Возрастная деменция;

— Шизофрения;

— Последствия черепно-мозговых травм;

— Новообразование головного мозга;

— Инсульты, инфаркты;

— Атеросклероз.

По многочисленным заключениям экспертов, подобный вид лабильности является следствием истощенной нервной системы. И при проявлениях агрессии, эмоциональной нестабильности стоит обратиться к врачам.

Недостаток родительской любви

Данный фактор влияет на эмоциональное состояние ребенка, на его успехи в учебе и творческой деятельности. Ребенок всегда нуждается в подтверждении родительской любви через похвалу. Но часто родители начинают требовать от ребенка слишком много. К сожалению, не все дети имеют врожденные таланты и если их еще за это ругать, то могут проявиться неоднократные нервные срывы.

Что же делать в таком случае родителям? Как скорректировать негативное влияние?

  • Если родители заметили, непривычное беспокойство, эмоциональный плач или ребенок начал бояться чего-либо, лучшим лекарством будут совместные положительные впечатление, добрые книги и ежедневные прогулки на свежем воздухе. А также взрослые не должны запугивать детей «страшилками» в воспитательных целях.
  • Побороть страх, тревогу или напряжение помогут рисунки, где малыш сможет выразить свой страх, продолжит сюжет борьбы со злом. Во время приступов эмоциональной нестабильности ребенку необходимо рассказать о чувствах, об эмоциях, которые он испытывает в тот или иной момент, и как они могут выражаться. Простой способ – нарисовать рожицы с различным выражением лица и разместить на стене. В момент эмоционального изменения спросить у ребенка на какого героя из рисунка он похож. Так же об эмоциях можно поговорить при разглядывании картинок из книг, спрашивать у ребенка, что испытывает тот или иной персонаж. Чем больше ребенок будет знать о чувствах и как их контролировать в момент изменения настроения, тем меньше он будет решать свои проблемы плачем и криком.
  • Мамы и папы также должны контролировать свои разговоры на темы, которые могут спровоцировать тревогу у детей.
  • Если ребенок постоянно капризничает и плаксив, то в исключительных случаях, необходимо обратиться к детскому психологу.

Занять ребёнка в дороге (в самолёте, поезде, авто), в кафе/ресторане, в поликлинике, на выставке, в гостях, в отеле или в любом общественном месте (ведь планшеты с мультиками — не самая полезная альтернатива, да и работает не вечно!), стоит набором полезных и интересных «развлекашек», подобранных по возрасту.

Заказать готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят можно у нас на сайте>>> (20+, 30+ или 50+ предметов): это сэкономит Вам уйму сил и времени на подбор и упаковку игр и занятий для ребёнка.

Кстати, такие детские наборы — это еще и отличный подарок ребёнку и егородителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).

Вам также может быть интересно:

  • Агрессия ребёнка в 2,5 года
  • Первый год жизни ребёнка: к чему готовиться?
  • Что делать, если ребёнок кусается?
  • Так ли необходим режим в воспитании ребёнка?
  • Когда ребёнок на Вас обиделся…
  • Дети из неблагополучных семей.. какие они?
  • Дети от разных отцов…как наладить отношения в такой семье, чтобы комфортно было всем?
  • Отцовский инстинкт: существует ли и он где обитает?
  • Как вести себя с первым ребенком, когда родился второй?
  • Чем занять ребёнка от 0 до 1 года: необходимые игрушки!
  • Чем занять ребёнка от 1 до 2 лет: необходимые игрушки!
  • Чем занять ребёнка от 2 до 3 лет: необходимые игрушки!
  • Несколько полезных советов для супер-отдыха с детьми!
  • Как приучить ребёнка играть самостоятельно?
  • Едем с ребенком на море: советы родителям!
  • Дизайн комнаты для подростка
  • Что обязательно должны знать родители, путешествующие с детьми?
  • Если малыш заболел за границей?! Как помочь или предотвратить проблемы?
  • Путешествуете с детьми? Какую еду / закуски взять с собой в самолет…
  • Топ-10 семейных аэропортов мира: лучшие для путешествий с детьми
  • Сервисы для путешествующих с детьми в российских аэропортах
  • 10 веселых игр, в которые можно играть с ребёнком в дороге
  • 7 вещей, которые обязательно нужно сделать во время беременности

У таких людей отмечается повышенная раздражительность, возбудимость в сочетании со взрывчатостью, злобностью, злопамятностью, мстительностью, вязкостью аффективных реакций. Свойственные им колебания настроения с преобладанием угрюмо-злобного фона сочетаются с бурными взрывами эмоций. При этом аффективные колебания, как и разряды эмоций, обычно связаны с внешними причинами, хотя эти поводы для раздражения и недовольства могут быть незначительными. Эти люди постоянно всем недовольны, ищут повода для придирок. Обычно таким личностям не хватает рассудительности для спокойной холодной оценки ситуации. Повседневные обыденные неприятности воспринимаются с оттенком несчастья, приводят их к эмоциональному напряжению, нередко по ничтожному поводу возникают вспышки гнева. Особенно заметна такая несдержанность при внутрисемейных конфликтах, когда ссора нередко завершается насильственными поступками от битья посуды до избиения членов семьи.

Эмоционально неустойчивые (возбудимые) личности не переносят возражений, они крайне нетерпеливы, в спорах не выслушивают чужого мнения, не согласны с ним. Они не считаются с интересами других, эгоистичны, из-за этого у них часто происходят конфликты с окружающими. При этом они совершенно неспособны уяснить собственную роль в частых конфликтах. Постоянные ссоры, сопровождающиеся выяснением отношений, обусловливают их убеждение в особой своей роли и значимости. Появляются представления о предвзятом к ним отношении, о том, что их не ценят и не понимают в коллективе и семье.

Выделяются два типа этого варианта расстройств личности — импульсивный и пограничный.

Импульсивный тип соответствует возбудимой психопатии. Психопатии этого типа, свойственна необыкновенно сильная эмоциональная возбудимость. Начальные ее проявления обнаруживаются еще в дошкольном возрасте. Дети часто кричат, озлобляются. Любые ограничения, запреты и наказания вызывают у них бурные реакции протеста со злобностью и агрессией. В младших классах это «трудные» дети с излишней подвижностью, необузданными шалостями, капризностью и обидчивостью. Наряду со вспыльчивостью и раздражительностью им свойственны жестокость и угрюмость. Они злопамятны и неуживчивы. Рано обнаруживающаяся склонность к мрачному настроению сочетается с периодическими непродолжительными (2—3 дня) дисфориями. В общении со сверстниками они претендуют на лидерство, пытаются командовать, устанавливать свои порядки, из-за чего нередко возникают конфликты. Учеба их чаще всего не интересует. Они не всегда удерживаются в школе или ПТУ, а поступив на работу, вскоре увольняются.

Сформировавшаяся психопатия возбудимого типа сопровождается приступами гнева, ярости, аффективными разрядами, иногда с аффективно суженным сознанием и резким двигательным возбуждением. В запальчивости (особенно легко возникающей в период алкогольных эксцессов) возбудимые личности способны совершить необдуманные, порой опасные действия. В жизни это активные, однако неспособные к длительной целенаправленной деятельности, неуступчивые, жесткие люди, с мстительностью, с вязкостью аффективных реакций. Среди них нередки лица с расторможенностью влечений, склонные к перверсиям и сексуальным эксцессам.

Последующая динамика возбудимых психопатий неоднородна.

При благоприятном течении психопатические проявления стабилизируются и даже относительно полно компенсируются, чему в немалой степени способствуют положительные влияния окружающей среды и необходимые воспитательные мероприятия. Нарушения поведения в таких случаях к 30—40 годам значительно сглаживаются, постепенно уменьшается и эмоциональная возбудимость.

Однако возможна иная динамика с постепенным усилением психопатических особенностей. Беспорядочная жизнь, неспособность сдерживать влечения, присоединяющийся алкоголизм, нетерпимость к любым ограничениям, наконец, склонность к бурным аффективным реакциям служат в таких случаях причинами длительного нарушения социальной адаптации. При наиболее тяжелых вариантах акты агрессии и насилия, совершаемые во время аффективных вспышек, приводят к столкновению с законом.

Пограничный тип прямых аналогов в отечественной систематике психопатий не имеет, хотя по некоторым личностным параметрам сопоставим снеустойчивым типом психопатий. Пограничное расстройство личности нуждается в дифференциации с шизотипическим расстройством, шизофренией, тревожно-фобическими и аффективными расстройствами.

Пограничную личность отличают повышенная впечатлительность, аффективная лабильность, живость воображения, подвижность когнитивных процессов, постоянная «включенность» в события, относящиеся к сфере актуальных интересов или увлечений, крайняя чувствительность к препятствиям на пути к самореализации, функционированию на максимуме возможностей. Обостренно воспринимаются и затруднения в сфере интерперсональных отношений, особенно ситуация фрустрации. Реакции таких субъектов даже на тривиальные события могут приобретать гиперболизированный, демонстративный характер. Они слишком часто испытывают те чувства, которые обычно обнаруживаются лишь в ситуации стресса.

Начальные патохарактерологические проявления (эмоциональная лабильность, внушаемость, склонность к фантазиям, быстрая смена увлечений, нестабильность отношений со сверстниками) обнаруживаются уже в подростковом периоде. Эти дети игнорируют школьные порядки и родительские запреты. Несмотря на хорошие интеллектуальные возможности, они плохо успевают, так как не готовятся к занятиям, отвлекаются на уроках, отвергают любые попытки регламентации их распорядка дня.

К отличительным свойствам пограничных личностей относятся лабильность самооценки, изменчивость представлений как об окружающей действительности, так и о собственной личности — нарушение аутоидентификации, непостоянство жизненных установок, целей и планов, неспособность противостоять мнению окружающих. Соответственно они внушаемы, податливы влияниям извне, легко перенимают не одобряемые обществом формы поведения, предаются пьянству, принимают возбуждающие средства, наркотики, могут даже приобрести криминальный опыт, совершить правонарушение (чаще всего речь идет о мелком мошенничестве).

Психопаты пограничного типа легко впадают в зависимость от других, подчас малознакомых людей. Сближаясь, они быстро образуют сложную структуру отношений с чрезмерной подчиняемостью, ненавистью или обожанием, формированием сверхценных привязанностей; последние служат источником конфликтов и страданий, связанных со страхом разрыва и грядущего одиночества, и могут сопровождаться суицидальным шантажом.

Жизненный путь пограничных личностей представляется весьма неровным, изобилует неожиданными поворотами в социальном маршруте, семейном статусе. Периоды относительного затишья сменяются разного рода коллизиями; легки переходы из крайности в крайность — это и внезапная, преодолевающая все препятствия любовь, завершающаяся столь же внезапным разрывом; и увлечение новым делом с объективно высокими профессиональными успехами, и внезапная резкая смена места работы после незначительного производственного конфликта; это и страсть к путешествиям, ведущая к перемене места жительства и прогрессии. Однако, несмотря на все жизненные потрясения, эти лица не теряют здравомыслия, попав в беду, бывают не столь беспомощны, как могли бы показаться, могут в нужный момент найти приемлемый выход из создавшегося положения. Присущие большинству из них «зигзаги» поведения не препятствуют достаточно хорошей адаптации. Легко приспосабливаясь к новым обстоятельствам, они сохраняют трудоспособность, находят работу, устраивают заново быт.

В рамках динамики пограничного личностного расстройства наблюдаются длительные периоды подъема с повышенной активностью, ощущением оптимального интеллектуального функционирования, обостренного восприятия окружающей жизни, которые могут сменяться (чаще всего в связи с психогенной или соматической — беременность, роды, заболевание, провокацией) дистимическими фазами. На первый план в клинической картине в этих случаях выдвигаются жалобы на снижение психических возможностей, ощущение неполноты чувств и когнитивных функций, а в более тяжелых случаях — явления психической анестезии.

Среди других патологических реакций при пограничных расстройствах чаще всего встречаются психогенно спровоцированные транзиторные вспышки с пестрой клинической картиной, включающей наряду с аффективными диссоциативные истерические, малосистематизированные бредовые расстройства. В отличие от шизофрении их характеризует психогенная провоцированность, транзиторный характер, обратимость.

Патогенез пограничного расстройства личности

Как и в случае других психических расстройств, патогенез ПРЛ является многофакторным и не до конца изученным. По данным некоторых исследований, пограничное расстройство имеет общие черты и причины с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Кроме того, возможна их патогенетическая взаимосвязь.

Большинство исследователей согласны с тем, что присутствие в анамнезе детской хронической эмоциональной травмы способствует развитию ПРЛ. Однако стоит отметить, что уделяется недостаточное внимание исследованию роли других патогенетических факторов: врождённым дисфункциям головного мозга, генетике, нейробиологическим факторам и факторам социального окружения.

Под социальными факторами подразумевается взаимодействие людей в процессе роста и взросления в своих семьях, в окружении друзей и других личностей.

Психологические факторы включают в себя личностные особенности и темперамент, адаптацию к окружению, а также сформированные навыки, позволяющие справляться со стрессом.

Генетика

Наследуемость ПРЛ составляет примерно 40%. В действительности, добиться объективной оценки генетических факторов достаточно сложно. Так, например, близнецовый метод может дать переоценённые показатели в связи с наличием травмирующих факторов в общей семье сиблингов (родных братьев-сестёр).[9] Тем не менее одно из исследований показало, что ПРЛ находится на третьем месте из десяти по наследуемости среди личностных расстройств. Исследование в Нидерландах (Trull & colleagues) выявило, что генетический материал в девятой хромосоме связан с симптомами ПРЛ. Исходя из этого учёные сделали вывод, что генетические факторы играют ключевую роль в индивидуальных особенностях расстройства у каждого отдельно взятого пациента. Эти же исследователи ранее установили, что 42% симптоматики ПРЛ определено генетикой и 58% — влиянием среды.[10]

Особенности головного мозга

Целый ряд исследований в области нейровизуализации при ПРЛ показал наличие редукции (уменьшения) вещества мозга в конкретных отделах. Эти отделы в норме вовлечены в регуляцию ответа на стресс и регуляцию эмоциональной сферы. Речь идёт о гиппокампе, глазнично-лобных участках коры головного мозга (префронтальная кора), миндалевидном теле.[11]

  • Миндалевидное тело меньше в абсолютном объёме и более активно у людей с ПРЛ. Уменьшенный объём миндалины так же был обнаружен у пациентов с обсессивно–компульсивным расстройством. Одно из исследований показало аномально высокую активность в левой миндалине у людей с ПРЛ в момент, когда они рассматривали карточки с изображением людей в негативных эмоциях. В связи с тем, что миндалина генерирует все эмоции, в том числе и негативные, это необычно высокая активность может объяснять сильные и продолжительные эмоциональные проявления страха, горя, злости и стыда, испытываемые людьми с ПРЛ. Этим же фактом трактуется и их способность тонко распознавать эмоции других людей.[12]
  • Префронтальная кора имеет тенденцию к меньшей активности у лиц с ПРЛ, особенно в момент оживления воспоминаний об их «эмоциональной заброшенности». Это относительное снижение активности более всего определяется в правой передней извилине. Отдавая должное роли префронтальной коры в регуляции эмоционального возбуждения, относительная неактивность названых участков может объяснять сложности у людей с ПРЛ в регуляции их эмоций и реакции на стресс.[13]
  • Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая (ГГН) ось регулирует продукцию кортизола, который высвобождается в ответ на стресс. Уровень этого гормона надпочечников у людей с ПРЛ фактически более высок, чем в популяции. Это является признаком гиперреактивности ГГН оси. Гиперреактивность может объяснять более высокую биологическую реакцию на стресс и большую уязвимость к тревожащим факторам. Так же высокий уровень кортизола ассоциирован с высоким риском суицидального поведения.[12]

Нейробиологические факторы (эстрогены)

Контролируемое исследование в 2003 году показало, что симптомы ПРЛ у женщин предсказуемо связаны с уровнем эстрогена (женского полового гормона) в течение менструального цикла.[14]

Факторы личностного развития (детская травма)

Существует прочная взаимосвязь между насилием над детьми, особенно детского сексуального насилия, и развитием ПРЛ.

Предполагается, что дети, которые в раннем возрасте испытали хроническое плохое обращение по отношению к себе и трудности с формированием привязанностей, встают на путь формирования ПРЛ.[15]

Зачем всё это?

Такой вопрос зададут многие психиатры, ведь система работает. Но разработчики новой международной классификации болезней так не считают. Например, у половины пациентов, имеющих критерии одного расстройства личности, также обнаруживаются признаки других личностных расстройств. Часть РЛ встречаются слишком редко, в тоже время, значимая когорта людей, имеющих серьезные личностные нарушения, не вписываются в критерии ни одного из существующих расстройств личности. Пациенты с одинаковым диагнозом могут разительно отличаться друг от друга, как по личностным качествам, так и по выраженности их состояния. Кроме того, в настоящее время в МКБ существует дихотомическое разделение популяции на людей с РЛ и без него. На самом же деле, существует и промежуточная категория «акцентуаций характера», которая хоть и была выделена достаточно давно, в классификации болезней ранее ей не находилось места. Что лишает психиатров возможности достоверным образом регистрировать субсиндромальные изменения.

Но самой главной причиной столь глобальных изменений является то, что РЛ образца МКБ-10 и DSM-IV основаны главным образом на несистематическом клиническом опыте, который практически не подкреплялся научно-обоснованными доказательствами, подтверждающими их существование как дискретных категорий. В имеющихся описаниях РЛ проигнорированы основные черты характера личности, которые в настоящее время установлены и имеют согласованную структуру независимо от наличия или отсутствия расстройства личности.

Основные методы психотерапии при ПРЛ

  1. Диалектико-поведенческая психотерапия (DBT).
  2. Схемная (схематическая) терапия.
  3. Психотерапия основанная на ментализации (МВТ).
  4. Transference-Focused Psychotherapy (TFP) — психотерапия, сфокусированная на анализе переноса.

Пограничное расстройство личности — это не приговор. Изменения возможны, если есть желание меняться и улучшать качество жизни. Надеюсь, статья помогла Вам лучше понять структуру и проявления ПРЛ, а также подходы к психотерапевтическому лечению и методы самопомощи в трудной ситуации.

Как бороться с профессиональным выгоранием?

Для борьбы с профессиональным выгоранием есть действенные методы:

  • техники релаксации для снятия напряжения и восстановления ресурса;
  • анализ и коррекция ожиданий и фактических условий работы;
  • смена деятельности или места работы (как в условиях одной организации, так и полная смена сферы работы);
  • качественный перерыв – лучше взять отпуск за свой свет и окунуться в творчество или поездку куда-либо, чем окончательно сгореть.

Если самостоятельные методы борьбы с выгоранием не помогают, то необходимо обратиться за консультацией к психологу. Специалист разберет конкретно вашу ситуацию, научит справляться с негативными эмоциями, восстанавливать собственный ресурс, что в итоге улучшит качество жизни и эмоциональный фон. Для диагностики и коррекции профессионального выгорания запишитесь на консультацию специалиста по телефону или заполните форму заявки на сайте.
Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Профилактика профессионального выгорания

Профилактикой развития выгорания могут быть: качественный отдых, внеплановый отпуск или переструктурирование деятельности. При эмоциональной напряженности будет очень полезно посещение психолога или психотерапевта. При начальной стадии профессионального выгорания следует больше внимания уделять своему эмоциональному состоянию и брать паузу, когда есть ощущение, что руководитель, коллеги или клиенты требуют невозможного, срываются на негатив, пытаются переложить ответственность. Что делать: 1. Прежде всего, необходимо осознать и дать имена всем своим негативным эмоциям: усталость, злость, грусть, обида, раздражение и т.д. 2. Четко сформулировать причины появления этих чувств: «Я злюсь, потому что ученик проявляет равнодушие к моему предмету», «Этот пациент меня раздражает, потому что выдвигает невыполнимые требования». Важно обойтись без оценочной лексики в адрес того, на кого направлены негативные эмоции («наглый», «зажравшийся», «самодовольный» и т.д.). Обязательно необходимо выделять время после работы на личные отношения, отдых, хобби, путешествия. Все занятия, связанные со сменой деятельности, восполняют потраченный ресурс. Кроме того, если у человека есть только работа, он начинает сильнее переживать об увольнении, что также стимулирует выгорание. В выбранной деятельности необходимо полностью убрать всю идеализацию, разделить объективные обстоятельства и субъективное восприятия условий работы: не жить ожиданием, когда бюджетная организация превратится в творческое креативное пространство. Чем меньше внутреннее несоответствие, тем меньше ожиданий и разочарований. Главное – правильно расставлять приоритеты. Ни один проект не должен становиться важнее сна, еды и полноценного отдыха, если не приносит глубочайшего удовлетворения. В противном случае стоит задуматься о смене профессии.

Ссылка на основную публикацию
Похожее