Особенности формирования самооценки
Любой человек склонен сравнивать себя с другими людьми. На основе этого формируется его самооценка. Само понятие включает в себя оценивание человеком своих качеств, возможностей, способностей и особенностей собственной деятельности. В зависимости от успехов в учёбе и труде, от пребывания в определённой возрастной группе самооценка имеет тенденцию изменяться.
На ранних этапах развития малыш оценивает преимущественно личные физические качества и возможности. Ребёнок считает себя умным, сильным, красивым и большим человеком. Позднее он начинает осознавать свои поступки, действия, практические умения и нравственные ценности. Большое влияние оказывают взаимоотношения между ребёнком и родителями. Сложное эмоциональное состояние испытывают подростки, которые начинают ощущать себя зрелой личностью и чувствуют притеснение от ограничения их воли и постоянного контроля со стороны взрослых. Самооценка тинейджеров подвергается большим испытаниям.
Дети с адекватной самооценкой общительны, активны, находчивы, не лишены чувства юмора. Они охотно идут на контакт с окружающими. Заниженное восприятие самого себя приводит к пассивности, мнительности, чрезмерной ранимости и обидчивости. Боязнь оказаться хуже других детей приводит к отказу от участия в различных мероприятиях. Малыши с высоким самомнением часто выражают агрессию по отношению к другим детям, потому что окружающие должны слушаться только их и делать так, как они этого хотят.
Личность формируется в результате социальной адаптации. Самооценка отражается на взаимодействии с посторонними людьми. Она влияет на дальнейшую судьбу человека.
Для продвижения вперёд требуется укреплять и поднимать доверие к себе, к собственным возможностям. Узнать свою самооценку можно с помощью различных техник.
Изучение самооценки личности
Специалисты утверждают, что изучение самооценивая личности выполняет три основных функции12:
- развивающая функция: данная функция есть толчок к развитию личности;
- защитная функция: данная функция обеспечивает и независимость личности, и относительную стабильность;
- регуляторная функция: данная функция разрешает проблемы личностного выбора.
Психологи утверждают, что необходимо каждому человеку заглядывать в себя. Это связано с тем, что внутри индивида кроются решения большинства трудностей. Если человек «покопается в себе», то это привет к тому, что он может избавиться от мусора, который там присутствует. При всем при этом те веще, которые являются нужными, а так же полезными для человека, выдвигаются на первый план.13 А вещи, в которых не нуждается индивид, прячутся по – дальше.
Самооценка личности способна сформировать самосознание индивида. Человек в процессе собственного оценивания, подключает и оценивание своих свойств, качеств, возможностей. Данное осуществляется через анализ, самоотчет, самонаблюдение, сопоставления себя с иными людьми. С такими людьми, с которыми он пребывает в непосредственном контакте.
Самооценивание – это не есть простейшее удовлетворение любопытства. 14Здоровое чувство самолюбия, стремление к успеху, самосовершенствование – все это и есть движущие мотивы. Это связано с тем, что человеческая жизнь является, своего рода, затяжной борьбой с самим собой.
При помощи самооценивания личности можно и просмотреть реальное «Я», и связать его с собственным прошлым и будущим. Самооценка личности дает возможность человеку просмотреть собственные корни как слабых сторон, так и сильных сторон, а так же увериться в их объективности, научиться обретать адекватные модели для собственного поведения в ежедневных ситуациях.15 Тот индивид, который смог познать себя, автоматически превращается в абсолютного иного индивида.
В структуре самооценивания личности имеется несколько элементов:16
- эмоциональный элемент;
- когнитивный элемент.
Когнитивный элемент подразумевает под собой абсолютно все, что индивид узнал о самом себе из совершенно разных источников информации.
Эмоциональный элемент подразумевает под собой свое отношение к совершенно разным сторонам личности. Сюда можно отнести следующее:
- привычки;
- характер;
- черты;
- поведение.
Интерпретация результатов
Анализируя полученные при проведении методики «Лесенка» данные, психологи устанавливают отношение ребёнка к самому себе. Обычно дошкольники и дети младшего школьного возраста размещают себя в верхней части лестницы. Они считают себя хорошими детьми, но при этом зачастую не могут обосновать свой выбор. Если ребёнок ставит себя на одну из трёх верхних ступенек, то это свидетельствует о завышенной самооценке. Если он оказывается на 4-7 ступени, то малыш оценивает себя адекватно. Три нижние ступеньки означают заниженное восприятие самого себя.
Малыш может занизить свои возможности и способности в результате недавней ссоры с близкими. Такое снижение оценки является временным явлением. В ходе беседы необходимо выяснить устойчивость полученных данных. Критически низкая самооценка свидетельствует об эмоциональном стрессе из-за частых нареканий педагогов, неодобрительных отзывов ровесников и родительского осуждения.
Интерпретация данных, полученных в результате исследования по методике А. В. Захарова, такова:
- в первом тесте нормой является указание на третий и четвёртый кружок, выбор первого шарика означает завышение самооценки, указание на 6,7 и 8 круг свидетельствует о низком восприятии самого себя;
- второе тестовое задание помогает определить отношения с окружающими: ребёнок чувствует своё превосходство над расположенными в нижних шариках близкими и испытывает давление на себя людей, помещённых в верхние кружки;
- третий тест определяет включённость ребёнка в окружающий мир и степень близости с разными категориями людей, при этом, если респондент оказался вне треугольника, то он не заинтересован в социальных контактах и, возможно, чувствует неприятие его обществом;
- в четвёртом задании помещение самого себя в самый центр кружка означает высокую степень эгоцентризма, свойственную обычно дошкольникам, но не детям школьного возраста;
- последний тест свидетельствует об осознании своей уникальности при помещении себя в правый кружок и о признании своего сходства с другими при указании на левый шарик.
Способ С. А. Будасси позволяет выявить разность между реальными и идеальными представлениями субъекта о самом себе. Восприятие собственной персоны основывается на объективном знании и субъективном мнении, которые не всегда адекватны. Индивид иногда приписывает себе качества, не свойственные ему. Оценка самого себя осуществляется посредством сопоставления личных желаний с реальными результатами своих действий, а также сравнения с окружающими.
Чтобы рассчитать коэффициент показателя степени восприятия субъектом самого себя, надо сначала вычислить разность рангов по каждому качеству. Потом необходимо выполнить действие возведения их в квадрат. Затем сумму квадратов разности, полученной при ранжировании, следует умножить на 0,00075. Так как коэффициент соотношения рангов может располагаться в промежутке от -1 до +1, то нужно от единицы вычесть полученный ранее результат.
Адекватное оценивание самого себя связано с самоуважением и осознанием собственной полноценности. В данном случае человек принимает себя как личность. Значение коэффициента корреляции при положительном восприятии самого себя составляет от +0,38 до +1. Занижение означает отрицательное отношение к своей персоне, неприятие самого себя, чувство неполноценности. Тогда значение коэффициента рангового соотношения находится в промежутке от -0,38 до -1.
В технике Дембо-Рубинштейна определение средней величины показателей уровня оценивания самого себя и степени притязаний производится по четырём или по семи шкалам. Размер одной линии составляет 100 мм, которые соответствуют 100 баллам.
Степень притязаний измеряется в миллиметрах от нижней точки до крестика. Высота оценки восприятия самого себя составляет расстояние в миллиметрах от нижней части линии до изображённой респондентом чёрточки.
Содержание:
Определение 1
Самооценка – основа самосознания, а развитие самооценки и понимание своей самодостаточности являются движущей силой самовоспитания.
Человек новой формации сможет сформироваться лишь тогда, когда его признают высшей ценностью. Если человек является средством для экономического и общественного процесса, то скорее это его исчезновение, и углубление процесса дегуманизации. Новый человек сможет появиться, когда он будет иметь измерение глубины, когда он духовное, а не плоскостное существо. Если этого нет, то приходится говорить не о человеке, а об общественной функции.
Общая информация
Тест на самооценку Дембо-Рубинштейн считается частью психодиагностики. Она помогает определить несколько параметров:
- уровень самооценки;
- как человек воспринимает себя;
- настроение;
- адекватность;
- уровень зрелости;
- наличие или отсутствие проблем;
- уровень критичности;
- требовательность к себе;
- удовлетворенность своей жизнью.
Создатель метода – Тамара Фульфовна Дембо, американский психолог, ученица Курта Левина, доктор Университета Кларка. Тест создан в 1962 году. В 1970 году он был доработан Сусанной Яковлевной Рубинштейн (психолог, сотрудник лаборатории патопсихологии). Правки заключались в добавлении расшифровки результатов.
Завышенная и заниженная самооценка
Существует множество экспериментальных приемов изучения самопознания. Человек представляет себя многопланово. Если самооценка у человека понижена, он лишается надежд на хорошее к себе отношение, на успехи и достижения. А то, что достигнуто в жизни, он воспринимает как случайность и временное явление. Такие люди ранимы, их настроение часто колеблется. Реакция на критику и порицание острая, существует яркая зависимость от оценки и мнения окружающих. Частое уединение приводит в результате к одиночеству. Человек, недооценивающий свою полезность, нужность, менее активен социально, безынициативен, не конкурентен.
Если самооценка завышена, человек не оценивает реальных обстоятельств, не анализирует те условия, при которых он мог бы быть успешным. Такие люди переживают и разочаровываются при неудачах и винят в своих бедах других. Как правило, они переоценивают свои возможности, а внутренней уверенности в себе не имеют. Результатом становится повышенная впечатлительность и беспомощность.
Неадекватная самооценка ярко проявляется в поведении людей. Такое поведение носит название аффективного. С такими людьми трудно взаимодействовать и сотрудничать.
Самооценка психических состояний
Самооценка формируется у человека еще в детстве. Для этого необходимо наличие самосознания, которое образуется до достижения 3 лет. При взрослении появляется способность осознавать себя по элементарным характеристикам. А также анализировать отношение окружающих. При этом можно обнаружить первые признаки наличия самооценки. Но формируется она весьма долго и всю жизнь проявляет динамику изменений. О том, как формируется личность читайте в этой статье.
В результате изучения были выработаны методы расчета параметров этого понятия и выделены разновидности самооценки:
- низкая, с неуверенностью в себе;
- адекватная, с поведением, соответствующим ситуации.
- завышенная, при которой идеализируют себя.
Для исследования видов самооценки выработаны психологические инструменты. Это следующие методики:
- Айзенка;
- Дембо-Рубинштейн;
- Будасси для концепции «Я».
Рассмотрим первый способ самооценки психических состояний.
Определение коэффициента ранговой корреляции
Родоначальник психологии спорта в России А.Ц.Пуни описал вариант, когда можно получить качественные данные для анализа самооценки и количественные показатели.
Участнику эксперимента предоставляют список разных качеств личности. В списке 51 качество, предлагается выбрать 20, которые часто встречаются в его жизни и общении. Можно расширить список, добавив свои качества. Выбранные качества записываются в бланк в любой последовательности.
Рисунок 1. Вариант списка выбранных качеств
Участник эксперимента получает две инструкции. В первой предлагается внимательно прочитать все слова и рассмотреть их со стороны социальной полезности и приемлемости. Каждое качество нужно оценить от одного до двадцати баллов. Баллы проставляются слева. Балл 1 ставится напротив того качества, которое является менее желательным и приемлемым, а напротив самого желательного качества ставится балл 20 Оценки от 2 до 19 располагаются в соответствии с отношением ко всем остальным качествам. Затем левая часть загибается, чтобы цифры не были видны. Во второй инструкции предлагается справа от столбика с качествами в графе N2 отметить баллом 20 качество, которым обладает испытуемый в большей степени и далее по убыванию. Оценкой 1 будет отмечено качество наименее присущее испытуемому.
После проделанной работы предстоит обработка результатов. Нам необходимо определить коэффициент ранговой корреляции между выбором социально значимых качеств и образом “Я”. Формула Спирмена применяется для определения степени согласованности обоих рядов.
r = 1 — 6 ∑ d 2 N 2 — 1 n ,
r — коэффициент ранговой корреляции, N — количество качеств, I — разность между рангами.
Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Метод настолько прост, что что возможно произвести подсчет корреляционной связи в ручном режиме . Применяется следующий алгоритм:
- определить разность ( c 1 ) между рангами и занести в графу й;
- возвести значение й в квадрат и записать в графе сР ;
- сложить все значения с 12 и записать полученную сумму внизу;
- умножить полученную сумму на , 00075 . Это результат, получившийся при делении 6 на ( 202 — 1 ) · 20 — в соответствии с формулой ранговой корреляции Спирмена;
- из единицы вычесть полученное произведение.
Число, которое получилось и является коэффициентом ранговой корреляции и имеет значение от + 1 до — 1 .
Данное значение проверяется на статистическую значимость. Существуют специальные таблицы распределения критических значений, по ним определяется уровень значимости. Если значение коэффициента корреляции меньше или равно табличному для уровня в 5 % ( р = , 05 ) , то корреляция не является значимой. Если же значение больше табличного для уровня 1 % , корреляция статистически значима (существенна, реальна).
Следует обратить внимание на прием исследования самооценки по методике С.Я.Рубинштейна, которая стала доработанным вариантом идеи психолога Т.В.Дембо
Содержание
- 1 Описание
- 2 Теоретические основы
- 3 Внутренняя структура
- 4 Процедура проведения
- 5 Модификации
- 6 Интерпретация 6.1 Математическая модель подсчёта результатов
- 6.2 Интерпретация коэффициентов
- 8.1 Лист первичных качеств
Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна
Методика основывается на прямом оценивании (шкалировании) ряда личных качеств, исследуется самооценка инвалидов. Предлагается свободная беседа, которая позволяет получить данные для анализа индивидуальных особенностей самосознания. Неадекватная самооценка деструктивно влияет на поведение, общение, деятельность. Материалом является карточка, где имеется 7 вертикальных шкал. Указаны верхняя, нижняя точки и середина шкалы. В инструкции сказано, что каждый человек оценивает свои возможности, способности, характер. Уровень развития каждого качества условно изображается вертикальной линией, где нижняя точка — низкое развитие, верхняя — наивысшее. 7 шкал обозначают:
- Здоровье;
- Ум;
- Характер;
- Отношения с окружающими;
- Общение;
- Семейные отношения;
- Отношение к себе.
На каждой линии знаком — следует отметить, как оценивается развитие этого качества у себя на данный момент. Далее знаком + следует отметить, какой уровень развития этих качеств принес бы удовлетворение. Остается обработать результаты. По каждой шкале определяются: уровень притязаний, высота самооценки. Уровень притязаний — это расстояние в мм от нижней точки шкалы до знака + . Высота самооценки — от нижней точки до знака — . Расстояние от знака + до знака — является величиной расхождения между уровнем притязаний и самооценкой. Если уровень притязаний ниже, он выражается отрицательным числом. Далее определяется среднее значение каждого параметра по всем семи шкалам. Ниже приведены количественные характеристики уровня притязаний и уровня самооценки.
Рисунок 2.
Уровень притязаний и уровень самооценки
Уровень притязаний: нормой является результат от 60 до 89. Наиболее оптимален уровень от 75 до 89, который говорит о том, что человек оптимально оценивает свои возможности, что является важным фактором развития личности. Результат от 90 до 100 баллов говорит о нереалистичном оценивании своих возможностей. Результат менее 60 – это заниженный уровень притязаний и говорит о неблагополучном личностном развитии.
Уровень самооценки: результат от 45 до 74 показывает, что самооценка у человека реалистичная. Итог от 75 до 100 говорит о завышенной самооценке, следствием являются отклонения в формировании личности: личностная незрелость, неспособность правильно оценивать результаты своей деятельности. Такие люди, как правило, закрыты для того, чтобы перенимать опыт, не признают и не чувствуют своих ошибок. Итог ниже 45 свидетельствует о заниженной самооценке. Личность развивается крайне неблагополучно. Низкая самооценка скрывает как неуверенность в себе, так и защитную позицию, когда человек пользуется неумением, отсутствием способностей для того, чтобы не прилагать никаких усилий.
Всё ещё сложно?Наши эксперты помогут разобратьсяВсе услугиРешение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р.
История из жизни
Мой близкий друг – внешне достаточно уверенный в себе человек. Но вот беда, он несколько лет пытался сделать карьеру, подняться до начальника своего отдела. Но ничего не получалось! В отчаянии он обратился к психологу.
Скорее для того, чтобы с кем-то поговорить, и трезво оценить проблему. Психолог был опытным, предложит моему другу тест Будасси. И выяснилось, что самооценка у моего друга низкая.
При этом есть упорство, честолюбие, профессионализм, другие важные навыки. К счастью, после 6 месяцев работы над собой мой друг получил желанное повышение. А его самооценка стала высокой и адекватной!
Тест Будасси на самооценку помогает стать более осознанной личностью. А его результаты и рекомендации от автора – путь для вас к самопознанию и самосовершенствованию. Обязательно подпишитесь на этот блог, если и дальше желаете проходить интересные тесты, и работать над собой, в психологическом плане. До новых встреч!
Обработка результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;
б) высоту самооценки — от «0» до знака «х»;
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.
Основные функции самооценки человека
Критерием оценивания служит система смыслов и не смыслов человека, а также такие функции как:
- развивающая — побуждает субъекта развиваться и становиться совершеннее;
- адаптационная — позволяет стать полноценным членом общества, приспособиться к окружающему миру;
- прогностическая — оценивает и регулирует активность индивида в самом начале деятельного процесса;
- отражающая — допускает оценку адекватности действий и демонстрирует настоящее отношение субъекта к самому себе;
- эмоциональная — обеспечивает индивиду получение удовлетворенности собственными личностными качествами;
- корригирующая — дает возможность человеку контролировать текущую деятельность;
- мотивирующая — стимулирует индивида к действиям, для получения им одобрения окружающих и собственных оценочных реакций, таких как самоуважение, удовлетворенность собственным поступком, гордость;
- терминальная — обязывает субъекта прекратить начатое дело, если его поступки вызывают самокритику и недовольство.
Благодаря адекватной самооценке, человек способен развиваться и жить без внутренних конфликтов души и разума. Быть уверенным в собственных силах, стремиться к реализации всех своих возможностей.
Оценка и интерпретация отдельных параметров
В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)
Параметр | Количественная характеристика (балл) | |||
норма | очень высокий | |||
низкий | средний | высокий | ||
Уровень притязаний | менее 60 | 60-74 | 75-89 | 90-100 |
Уровень самооценки | менее 45 | 45-59 | 60-74 | 75-100 |
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.
Самопознание
Самооценка включает в себя самопознание. Самопознание это понимание себя и знания, что заставляет Вас жить. Каждый из нас индивидуален и ни один из нас не совершенен.
Первый шаг к достижению того, на что вы способны, узнать о себе все ваши сильные и слабые стороны. Чем больше вы понимаете себя, тем больше будет ваше развитие.
Первый шаг на пути к достижению самопознания — быть честным с самим собой. Каждый из нас может достичь даже больше, чем мы добились на сегодняшний день, постоянно изучая свои действия и убеждения.
Многие люди уверены в том, что они не меняются, хотя мир, в котором мы живем, постоянно меняется. Они глубоко заблуждаются и поэтому отстают от жизненных аспектов.
Самопознание поможет вам понять, что вы делаете, что удерживает вас — когда вы найдете отрицательное, вы должны работать, чтобы изменить свое отношение, потому что отрицательность это болезнь, которая блокирует ваше продвижение в жизни.
Любовь к себе
Любовь к себе составляет вашу основу, это наиболее важные отношения — с самим собой. Сила всех других отношений в точности равна силе, что этот фундамент. Любить себя это не только повышение чувства собственного достоинства.
Это является необходимым условием по-настоящему любить других. Золотое правило говорит нам: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Скорее всего, вы слышали это много раз, думая, что это о любви к другим.
Посмотрите внимательнее и вы увидите, что в самом ее центре находится команда любить себя. Любите себя (повышайте свою самооценка). Любите себя безоговорочно.
Любите себя таким, кокой вы есть, со всей силой и мужеством, которые можно собрать, потому что в конце концов, это только ты, наедине со своими мыслями. Любите себя, потому что вы достаточно настрадались. Любите себя, потому что вы это заслуживаете.
Преимущества любви к себе: любовь к себе является беспроигрышным для всех. Она предоставляет вам внутреннее счастье, уверенность и спокойствие, что не так легко поколебать внешними событиями и мнениями.
Это позволит вам сделать здоровый выбор и лучшие решения во всех сферах вашей жизни от интимных отношений, до ваших финансов. Она позволяет по-настоящему радоваться счастью других людей. В конечном счете, чем больше вы любите себя, тем более все и всех и от этого вам становится еще лучше.
Уверенность в себе
Уверенность в себе позволяет людям иметь положительные, но реалистичные виды на себя. Своим способностям доверяют уверенные в себе люди, они имеют общее чувство контроля в своей жизни. Они понимают, в пределах разумного, что смогут сделать то, что они хотят, планируют и рассчитывают.
Уверенность в себе не означает, что люди смогут сделать все. Уверенные в себе люди реалистичны, у них высокая самооценка. Даже если некоторые из их ожидания не оправдываются, они продолжают быть положительным и любить себя.
Люди, которые не уверены в себе (низкая самооценка), чрезмерно зависят от одобрения других, чтобы чувствовать себя хорошо. Они склонны избегать риска, потому что боятся отказа. Как правило, они не ожидают, что будут успешны. Они часто опускают себя и, как правило, игнорируют комплименты.
С другой стороны, уверенные в себе люди готовы рисковать, потому что они обычно доверяют своим способностям. Они склонны принимать себя, они не чувствуют, что они должны соответствовать чьему-то мнению, чтобы быть принятым.
Сегодня мы живем во все более сложном и многогранном мире. Для того, чтобы решать проблемы, мы должны создать прочную основу личного. Фундамент, состоящий из самопознания, себялюбия и уверенности в себе (высокая самооценка).
На наши чувства и отношения большое влияние оказывает наша самооценка. Мы будем избегать взаимодействия с другими людьми, если считаем, что у нас есть недостатки или слабые и плохие стороны в нашем характере.
Необходимо проанализировать, являются ли эти личные недостатки реальными или воображаемыми, и как мы можем их преодолеть. Наша самооценка должна быть пересмотрена и изменена в свете этих новых данных.
Избавьтесь от убеждений, порождающих низкую самооценка. Не надо принимать на свой счет ничего лишнего. Все бывает. Случается тяжелый день. Джоу-Джонс все время куда-то падает. Идет дождь. Иногда дождь идет на вас.
Погода или что-то другое повлияло на произошедшее это решать вам. Ваши эмоции, Ваши убеждения, Ваши взгляды на жизнь и Ваши действия подвластны только вам. Заботьтесь о вашей самооценке и этих четырех вещах, и благоприятный исход обеспечен!
Теоретические основы
Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания — представления о себе. «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельностей, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.
Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе — его «Я-концепцию». Однако зания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользающими от сознания, неосознанными.
Поэтому методика была разработана на основе представления о степени различия между вербализованными сравнениями между представлением о себе и представлением о личностном идеале; математическая корреляция между двумя рядами чисел является коэффициентов самооценки (аналогично методике КИСС, где используется тот же математический подход, но с другим стимульным материалом).