Не все люди используют в своей жизни понятие толерантности. Что это такое? Это принятые в социальной среде нормы поведения, которые выражаются в терпимости людей друг к другу, вероисповеданиям, обычаям и чувствам. Можно сказать, что
основой толерантности принято считать право на выражение мыслей и личную свободу каждого человека.
Это человеческие чувства, которые выражаются в положительном отношении людей к чему-либо, но не к нарушениям моральных и общечеловеческих принципов. Это слово не так давно вошло в обиход, попробуем подробнее разобраться с этим понятием.
Цветок пиона Толерантность включает в себя такие человеческие качества, как:
- Сострадание и терпимость;
- Прощение и милосердие;
- Восприятие ближнего со всеми его недостатками;
- Уважение прав и свобод людей;
- Желание сотрудничать;
- Поддержание в среде людей духа партнерства и паритета.
В 1995 году была принята Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.
Согласно этому документу толерантность – это:
- Терпение;
- Отсутствие агрессии;
- Философское мировосприятие и способность философски оценивать жизненные позиции и проявления характера других людей.
В зависимости от сферы проявления толерантность делится на следующие категории:
- Политическая;
- Педагогическая;
- Врачебная;
- Научная;
- Административная и т.д.
Виды и типы толерантности в современном обществе
Понятие толерантности – это не просто определение в Википедии. Существуют разные определения, а также деления толерантности на виды, типы, подвиды и подтипы. Психологи делят толерантность на четыре вида, которые основаны на межличностном общении людей:
- Натуральная (естественная). Этот вид толерантности характеризуется тем, что ребенок не может противопоставить собственное «Я» окружающему миру. Для этого у него слишком мало опыта. Детским сознанием движут доброта, всепрощение, доверие. Именно эти качества позволяют маленькому человеку приспосабливаться к условиям существования. Однако эти черты характера заставляют малыша подавлять в себе желания и проявления воли.
Люди с разным цветом кожи могут быть толерантны друг к другу
- Моральная толерантность. Этот вид толерантности характерен для самодостаточных и мудрых людей, которые умеют сдерживать эмоции с помощью механизмов психологической защиты организма. Главным проявлением этого настроя считается проявление терпимости по отношению к окружающим. Внутри у него могут бушевать страсти возмущения и копиться негативная энергия, но внешне человек крайне спокоен.
- Нравственная толерантность. Многим людям будет удивительно, что два пункта с подзаголовками-синонимами идут подряд. Но между нравственной и моральной толерантностью существует значительное различие. Нравственная толерантность отличается тем, что она определяет степень доверия к человеку. Этот вид характерен для людей, которые стараются принимать мысли, ценности, стереотипы, жизненные принципы другого человека. Таким людям легко переносить конфликтные ситуации и устоять под напором стресса.
- Толерантность этническая. Обуславливает долготерпение и отсутствие осуждения к чужеродной культуре, обычаям и образу жизни.
Человек, наделенный этнической толерантностью, способен долгое время прожить в среде, непривычной, а порой даже неприятной для него чужой культуры и традиций.
Главные виды толерантности состоят из четырех подвидов:
- Отношение человека к ситуации и людям, принимающим в ней участие. Подразделяется ситуативная толерантность на следующие уровни:
- Низкий уровень характерен для негативного отношения человека к миру и окружающей действительности («меня они раздражают»);
- На среднем уровне человек выражает терпимость к собеседникам («мне нравится с ними общаться, и я их отлично понимаю»);
- Высший уровень характеризуется полным приятием человека человеком («мне с ними комфортно и хорошо»).
- Позиция человека относительно других людей, исходя из политических, этнических и национальных признаков. Такой подвид толерантности называется типологическим.
- Еще один подвид толерантности – профессиональная. Это реакция людей на окружение, в котором они вынуждены пребывать большое количество времени – сотрудники, сослуживцы, коллеги.
- Собирательная толерантность (общая) состоит из признаков, которые проявляет человек в результате предыдущих трех наблюдений. Их систематизация и дает общую картину уровня толерантности индивидуума.
Многие люди нетерпимы к мужчинам и женщинам с тату
Терпимость и неприятие: что выбрать
Уровень социальной толерантности прекрасно характеризует состояние общества. В развитом и благоприятном для проживания социуме не распространены конфликты по этническим причинам. Коммуникативные связи в благополучном социуме разнообразны. Любой включен в межличностное взаимодействие.
В менее развитом и закрытом сообществе положение человека зависит не от его личных качеств, а от формального статуса (религиозного, языкового). Можно говорить о замкнутых стратах, изолированных и враждебных друг другу. Агрессия и социальное отторжение намеренно возбуждаются и провоцируются. Отсюда – нездоровая обстановка, ощущение незащищенности и взаимного неприятия.
Чем менее цивилизованно общество, тем больше формальных требований оно проявляет к индивидууму. Например, отклонение от общепринятых образцов в патриархальные времена означало полную обструкцию. Неприятие, ущемление прав по признаку национальной принадлежности одобрялись и поддерживались.
Постепенно положение менялось. Сначала несколько сгладились сословные противоречия. Формально было запрещено открыто ущемлять в правах и волеизъявлении представителя любой социальной прослойки. Затем признали равноправие женщин, представителей национальных меньшинств. В настоящий момент постепенно уходят в прошлое расовые предрассудки.
Одновременно с этим «коллективное бессознательное» продолжает генерировать все новые и новые претензии к чужакам, отщепенцам и не таким, как все. Официальные декларации с трудом находят отклик, особенно, среди не самых образованных и благополучных слоев общества. Поэтому идеальных условий добиться не получится никогда.
Примеры толерантности из жизни
Самые явные проявления толерантности из жизни, как правило, связаны с религией: можно встретить христианина, который беседует с мусульманином, и оба они толерантно относятся друг к другу, выслушивают позицию и мнение друг друга. Также примером толерантности может служить разговор людей разных политических взглядов. Важно то, что л юди не пытаются навязать свою точку зрения, а имеют силу признать, что другой человек может не разделять ваши политические убеждения.
Часто люди не толеранты к внешнему виду людей, которые одеваются или выглядят совсем не так, как вы. Например, вы не любите татуировки и стоит вам увидеть девушку с тату, как отношение к ней сразу портится, или вы и вовсе не хотите с ней общаться.
Абсолютно не толерантно будет высказывать свою позицию, как единственно верную, всячески намекать на то, что человек не прав, что все его аргументы кажутся вам глупыми или несущественными. При таком раскладе вы смело можете называть себя интолерантной личностью.
Терпимость и конформизм
Не всегда непримиримое отторжение проявляется только к иностранцам или иноверцам. Очень часто в семье между условными отцами и детьми происходят нешуточные баталии. Представители старшего поколения пресекают проявления своеволия и свободомыслия. Молодежь считает своих родителей безнадежно отсталыми. За действиями «отцов» стоит банальный страх: дети поведут себя неправильно, не так, как все. И что же скажут люди?
Конформное, одобряемое поведение более безопасно. Оно гарантирует безупречную репутацию. Ради этого, по мнению старших, можно поступиться личными интересами, целями, личностным ростом. Однако молодежь не готова идти на жертвы и потакать местечковым амбициям родителей. Для них главное – комфортное внутреннее состояние, а не вожделенное место в провинциальной иерархии.
Толерантность и интолерантность
Стремясь стать толерантным, человек не задумывается над тем, что его проявления терпимости иногда носят характер насилия над собой. То есть он не обладает нравственной толерантностью, которая обусловлена приятием и всепрощением. Этот процесс происходит на уровне моральной толерантности, которая подавляет внутреннее неприятие каких-либо процессов.
Толерантность и интолерантность проявляются во всех сферах человеческих взаимоотношений: профессиональной, межнациональной, межрелигиозной и других.
Как понять, что человек толерантный? Как правило, выделяют следующие признаки толерантности и толерантной личности:
- Юмор. Способность посмеяться над собственными недостатками – основное отличие толерантного человека. Он адекватно реагирует на критику и шутки в его адрес.
- Самореализация.
Толерантный человек нацелен на самосовершенствование и реализацию своих планов.
Он любознателен, открыт с людьми и самоотверженно приходит по первому же зову о помощи. Интолерантный индивидуум не умеет сопереживать и не проявляет сострадания к людям. Он не может самоопределиться, и не стремится к самосовершенствованию.
- Самооценка. Толерантность – это способность человека адекватно оценивать себя и окружающих. Он четко знает собственные недостатки и стремится к их искоренению. Толерантность подразумевает гармонию людей с миром и внутри себя. Интолерантный человек привык обвинять окружающих в своих бедах. Он переносит всю вину на тех, кто находится вокруг него, на обстоятельства. При этом, интолерантные люди превозносят собственные достижения и выпячивают достоинства, которых, может быть, и не существует вовсе.
- Защищенность. При всех проблемах современной действительности (разгуле преступности, терроризме и т.д.), толерантный человек чувствует себя в обществе защищенным. Однако интоллерантные люди во всем, что происходит вокруг, видят реальную угрозу собственной безопасности.
- Ответственность. Толерантные люди не боятся ответственности. Во всем, что происходит вокруг, они ищут истинные причины и смысл. Им не сложно взять на себя определенные обязательства, и нести груз ответственности за свои проступки и чужие.
Кончита Вурст, он же Томас Нойвирт, победитель конкурса Евровидение-2014 в Копенгагене
- Демократичность. Толерантные люди никогда не станут убеждать вас в собственной правоте. Они обязательно выслушают вашу точку зрения, но останутся при своей. Интолерантные люди по своему психологическому настрою диктаторы. Им необходимо знать, что все окружающие подчиняются их понятиям и стремлениям.
Чем толерантность отличается от терпимости?
В переводе с древнего латинского языка, что такое толерантность дословно: «tolerantia» – означает «терпение», «терпеть», «переносить». Толковый словарь позиционирует слово «толерантность» как производное от французского «tolerant» – «терпимый». В русском, в отличие от других иностранных языков «терпимость» – это слово с явно негативным оттенком, обозначающем терпеть плохое, переносить лишения. Тем не менее, терпимость и толерантность – это различные понятия.
Терпимость – сознательный отказ общества от открытого проявления ненависти, вражды. Человек внутренне при этом, может испытывать сильные негативные чувства и протест. Формируется в короткие сроки и может быть навязана с помощью СМИ (например, для урегулирования конфликта между разными народами). Толерантность – общественное явление, формирующееся на протяжении большого временного промежутка и предполагает отсутствие у человека вражды, неприязни к другим людям непохожим на него по разным признакам. В социуме, пестрящем разными культурами и национальностями – это необходимое явление.
Толерантность в современном мире
Толерантность для нашего государства и его граждан – это нечто новое, пришедшее к нам со времен «Перестройки» и становления нового государства. В Советском Союзе толерантность считалась, если не проявлением слабости, то предательство политических взглядов, пропагандируемых государством. В коммунистическом обществе не допускалось различие мнений, религиозные взгляды и предпочтения. Извращенное понятие толерантности признавалось только в призыве к равенству и братству всех народов и слоев общества. Что, впрочем, было сплошной пропагандой, и не носило под собой реальной основы.
В нынешнее время люди в нашей стране и во всём мире всё чаще задают себе вопрос: «Как стать толерантным человеком?» Причем многие путают толерантность с всепрощением в христианстве. Однако это понятие далеко от призыва христианства к терпеливому и стоическому стремлению «нести свой крест» или «подставлять щеку для повторного удара». Православные отцы категорически отрицают толерантность, как науку, и всячески препятствуют ее преподаванию в школах и ВУЗах. Они считают, что принятие и понимание любой точки зрения разрушает моральные устои человека, которые воспитывались в нем с детства.
Можно перечислить несколько примеров двоякого толкования проявлений толерантности в обществе:
- Молодежь. Рассмотрим яркий пример проявления отрицания толерантности – группировки скинхедов. Они полагают, что терпимость к чужой культуре, верованиям и взглядам приводит к угнетению славянской расы. Как объяснить ребенку, что такое толерантность? Собственным примером, в первую очередь. Не бояться обсуждать острые темы в семье, касаемые любого вида толерантности. Толерантность для детей, особенно маленьких, может быть сложным понятием, но с годами посеянные вами зерна дадут о себе знать, и ваш ребенок станет по-настоящему толерантной личностью.
- Семья. В некоторых странах, где толерантная позиция по отношению к людям пропагандируется давно, существуют некоторые перегибы в понятиях. Например, в Англии в документообороте запрещено употреблять слова «муж» и «жена». Тем самым, власти государства стараются не обидеть чувств сексуальных меньшинств, вступающих в брачный союз. Однако это тоже не предел, в дальнейшем планируется запретить слова «мать» и «отец», с той же целью. Европейским обществом осуждается отрицание россиян по отношению к однополым партнерам, которые хотят усыновлять детей.
Толерантность проявляется в принятии однополых отношений
- Политика. В политической жизни существует очень тонкая грань между терпимостью и раболепством. Политики получают соответствующее обучение и обладают навыками, помогающими им манипулировать общественностью и мнением большинства людей. Взять тот же запрет подросткового гомосексуализма, принятый на законодательном уровне в России. В толерантной Европе это вызвало бурю осуждения и обвинений в интолерантности российских правителей.
Сегодня мы видим, что российскую общественность возмущает проявление фашизма и экстремизма на территории бывшего российского государства — Украины.
Системный анализ подходов к понятию «толерантность» 6190
В современной науке внимание ученых и практиков привлекает проблема толерантности. Актуальность формирования толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности подчеркивается в принятой Правительством Российской Федерации в 2001г. Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
Системный подход, взятый нами за методологическую основу, предполагает изучение любого явления через уяснение его сущности, т. е. четкое определение содержания понятия, которое это явление обозначает [30]. В данной статье таковым является понятие «толерантность». На сегодняшний день в философии, психологии и социологии существуют различные точки зрения на определение толерантности.
В социально-философской, культурологической литературе анализ проблем толерантности содержится в работах М.М. Бахтина, И.С. Кона, Б.Ф. Поршнева, Ж.П. Сартра, Э. Фромма, М.Бубера. Разные аспекты толерантности освещены в публикациях К.С. Гаджиева, М.П. Мчедлова, Г.С. Померанца, В.А. Тишкова.
В меньшей степени проблема толерантности изучена в политологии и национально-этнических отношениях. Косвенно при решении иных исследовательских задач проблему толерантности затрагивают Ю. Бромлей, Л.Я. Гозман, В.П. Макаренко, Д.Фурман, Е.Б. Шестопал и другие. Попытки теоретического анализа самого понятия «толерантность» были предприняты О.Хоффе, И. Йовелом, P.P. Валитовой, В.А. Лекторским [11].
Опора на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского требует начать с обращения к этимологическому анализу термина. Согласно Л.С. Выготскому, единство мышления и речи является ключом к пониманию природы человеческого сознания. Это единство отражается в значении, где оно развивается. «Осознанное слово – микрокосмос человеческого сознания» [5, с. 361].
Слово «толерантность» происходит от лат. tolerantia – «терпеть»,
«выдерживать», «переносить». В разных языках данное понятие приобретает свои смысловые оттенки. Так, в английском (tolerance, toleration) языке оно означает готовность, способность без протеста воспринимать личность [28], вещь; во французском (tolerance) языке – это уважение свободы другого, его образа мысли; в китайском – проявление великодушия в отношении других; в арабском – прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность; в персидском – терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению [13].
Множественность переводов обусловливает многозначность толкования данного научного понятия в психологии. Понятие «толерантность» варьирует в зависимости от того, в каком контексте этот термин используется.
В общеупотребительном понимании «толерантность» определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе, способность терпеть [11].
Согласно «Толковому словарю русского языка» (под редакцией Д.Н. Ушакова), «толерантность» – производное от французского tolerant – «терпимый» [11], «терпимость» – свойство, качество, способность что-либо или кого-либо терпеть только по милосердию, снисхожденью [12]. «Большой энциклопедический словарь» определяет «толерантность» как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [3].
В американском словаре «American Heritage Dictionary» «толерантность» толкуется как способность к признанию, практическое признание и уважение убеждений и действий других людей [29].
В социальном контексте толерантность – это готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при отсутствии отрицательных проявлений: агрессивности, насилия, хулиганских действий, поступков [7]. В «Социологическом энциклопедическом словаре» «толерантность» трактуется как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям [13], как выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам. Социологи определяют толерантность как культурную направленность, установку, отношение личности [9].
Психологический аспект изучения толерантности – рассмотрение изучаемого качества как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию; свойство биологической, социальной системы принятия другой системы, ее элементов, неоказания им сопротивления [6].
В «Словаре практического психолога» С.Ю.Головин о – это отсутствие, ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [22].
В «Большом толковом психологическом словаре» дается двойственное понимание толерантности: защита убеждений, ценностей других и признание плюрализма; неестественное воздержание, смирение с поведением, убеждением и ценностями других [3].
Понятие «толерантность» активно используется в психологии развития личности, здесь оно рассматривается как личностное образование (О.А. Овсянникова, A.M. Байбаков, Г.У. Солдатова, Д.В. Зиновьев, Е.Г. Виноградова, О.Б. Скрябина), включающее в себя следующие свойства: адекватную самооценку; знание себя, признание других; ответственность за свои поступки; чувство юмора; расположенность к другим; самообладание; терпение; способность к рефлексии; отсутствие тревожности; высокий уровень общительности; умение выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества; отсутствие стереотипов, предрассудков [12].
В исследованиях А.Г. Асмолова, P.P. Валитовой, В.А. Лекторского, А.П. Садохина, Г.В. Безюлевой, А.А. Глебова, М.Уолцера толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных критериев (когнитивный, эмоциональный и практически-действенный) [19]:
когнитивный критерий – базовые стереотипы, широкая периферия; знания о феномене толерантности; способность к рефлексии, внутреннему диалогу, осмыслению жизненных ценностей; специфика языка и речи;
эмоциональный критерий – эмоциональная отзывчивость (по К.Роджерсу);
действенно-практический критерий – стиль взаимодействия с людьми, способность человека устанавливать позитивные отношения, стремление к совместной конструктивной деятельности [19].
Согласно модели Р.В. Габдреева, имеется семь уровней развития толерантности личности, на каждом из которых толерантность проявляется по- своему:
1) уровень, характеризующий культуру
осознанного отражения.
Опирается на индивидуальные особенности человека, тип нервной системы;
2) уровень культуры переживания
– развитость эмоционально-волевых навыков; умение выдерживать сильные эмоциональные нагрузки;
3) уровень культуры
деятельности – проявляется в учебной, трудовой, общественно-полезной деятельности, в общении; отражает уровень интеллектуального развития [11];
4) уровень культуры поведения
– внешнее отражение внутренних личностных образований человека, к которым принято относить направленность, Я-концепцию, самооценку, уровень притязаний. Выделяют два типа поведения человека: толерантный и интолерантный. Толерантный путь выбирает человек свободный, доброжелательный, с позитивной Я-концепцией. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, потребностью в порядке, желанием сильной власти [27];
5) уровень, характеризующий культуру общения
, – коммуникативные навыки личности;
6) уровень управления культурой активности. Основан на мотивационной сфере (переживания, деятельность, общение, поведение);
7) уровень социально-политической культуры
– высший уровень
психологической активности (позиции, убеждения, идеалы личности) [11].
С точки зрения философии, толерантность – это мировоззренческая жизненная позиция «за», «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая в результате этнического, духовного опыта личности.
В системе этических знаний понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» – моральным качеством, характеризующим отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам, поведению других людей, формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения. Особо подчеркивается мысль, что толерантность – признак уверенности в себе, сознания надежности своих собственных позиций, признак открытого идейного течения [13].
В современной медицинской науке понятие «толерантность» активно функционирует в биологии (иммунологии, фармакологии и др.). Р. Бернет, Р. Биллингем, Л. Брент, М. Гашек, П. Медавар понимают толерантность как способность организма без видимого для себя ущерба переносить потенциально неблагоприятные для него воздействия фактора внешней среды, как снижение чувствительности самого организма, клеток, тканей к воздействию вещества, что способствует сохранению гомеостаза [13].
Рассмотренные определения толерантности позволяют сделать вывод о множественности существующих подходов, которые детерминированы многоаспектностью самого явления. Мы полагаем, что объяснением неоднозначности понятия «толерантность» служат и исторические аспекты его возникновения и развития.
Изучение литературы позволило выделить четыре основные модели толерантности: религиозную, медицинскую, антропологическую и собственно психологическую. Первые три оказали заметное влияние на последнюю [13].
Изначально формируется понятие конфессиональной толерантности, т.е веротерпимости, суть которой заключается в установлении гуманных взаимоотношений между инаковерующими и инакомыслящими на принципах терпимости, лояльности, уважения к вере и взглядам других людей, народов. Под веротерпимостью понималось непричинение вреда окружающим людям по мотивам их принадлежности к другим вероисповеданиям. Она раскрывалась по принципу противопоставления, т.е. через примеры проявления интолерантности по отношению к инаковерующим [10]. Этот принцип сопоставления противоположностей при изучении данного феномена сохраняется в психологии и до настоящего времени.
С нашей точки зрения, подобный подход к толкованию толерантности можно рассматривать как ее религиозную модель.
Затем появляется медицинское понятие «толерантность». Термин «толерантность» введен в 1953 г. английским иммунологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. Толерантность может быть полной или касаться одной из форм иммунного ответа [13]. Эта – медицинская – модель проявится в дальнейшем в психологической в виде понимания толерантности как стойкости к отрицательным воздействиям социальной среды.
Пережитые человечеством события начала и середины XX в. (череда бесконечных войн, военных конфликтов) привели к появлению третьей, антропологической, модели толерантности. Международным сообществом 1995 год был объявлен Годом толерантности. В этом же году 16 ноября в Париже Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО была утверждена «Декларация принципов толерантности». В ней представлены три основных значения понятия «толерантность»: 1) уважение, принятие, правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности; 2) не пассивное смирение, не отказ от своих убеждений, а активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод другого человека; 3) добродетель, которая делает возможным достижение мира, способствует замене культуры войны культурой мира [8]. Антропологическая модель толерантности провозглашает равенство всех людей, независимо от их внешних различий, обусловленных расой или
особенностями их физического развития.
Собственно психологическая модель толерантности формируется последней, вбирая в себя черты трех предыдущих.
По мнению И.Б. Гриншпуна, традиция использования термина «толерантность» в психологии ориентирует на два направления его понимания: как индивидуального свойства – способность к самосохранинию, и как обозначения способности к неагрессивному поведению – готовность к взаимодействию [26].
Спорный вопрос при определении понятия «толерантность» в психологии – его соотношение с дефиницией понятия «терпимость». В ответе на него высказываются две диаметрально противоположные точки зрения. Одна из них утверждает полную идентичность данных терминов [17]. Вторая отрицает подобный подход при описании, изучении феномена толерантности.
По нашему мнению, для решения вышеизложенной проблемы необходимо использовать принцип синонимической замены. В словаре синонимов русского языка «терпимость» представлена в одном ряду со снисходительностью, мягкостью, нетребовательностью, невзыскательностью [4]. Однако толерантность, рассматриваемая в ранее приведенных моделях, по определению, не может быть таковой по ряду причин.
Во-первых, проявляя терпимость по отношению к кому-либо, чему-либо, субъект остается бездеятельным: подобное отношение не является поиском взаимодействия с другим, но оказывается, по выражению М.Б. Хомякова, «вынужденным допущением бытия другого».
Во-вторых, в субъективном опыте индивида имеют место достаточно выраженные страдания, а на психологическом и на физиологическом уровнях существует предел возможности выносить страдания: нельзя страдать и остаться при этом психически и физически здоровым и готовым благожелательно принять непонятного другого. У толерантности и терпимости разные вектора: опыт страдания приводит к терпению, а опыт интереса при выраженном оптимистическом мироощущении – к толерантности.
В-третьих, «терпимость» семантически сближается с глаголом «смириться» – «перестать упорствовать, покориться обстоятельствам», а «толерантность» имеет более сильные семантические связи с глаголом «примириться» – «терпимо отнестись к чему-либо; прекратить состояние ссоры, вражды с кем-либо». Толерантность не оперирует аксиологическими категориями «хорошо, «плохо», она основана на противопоставлении «свой–чужой»; это отношение к «другому», «иному», характеризующееся отсутствием враждебности. При всей семантической близости понятий «толерантность» и «терпимость» отождествлять их нельзя [13].
Таким образом, толерантность – это сложный, многоаспектный, многокомпонентный и неоднородный феномен, который невозможно описать только в одном измерении. Отсутствие единого общепринятого определения толерантности приводит к тому, что в теоретических подходах и в ее диагностике в настоящее время используется принцип сопоставления противоположностей: толерантность и интолерантность – негативное, враждебное отношение к особенностям той или иной культуры, которое проявляется в различных формах – от обычной невежественности до умышленного уничтожения людей.
В настоящее время предпринимаются попытки упорядочить разнообразные виды и формы толерантности.
Выделением видов толерантности занимались многие исследователи данной проблемы (В.А. Лекторский, Н.Я. Маркова, И.В. Крутова, А.В. Зимбули, В.А. Петрицкий).
Они предложили использовать следующую классификацию толерантности:
по проявлению толерантности как общественного сознания
. В.А. Лекторский выделяет такие виды толерантности: толерантность как безразличие – безразличие к существованию различных взглядов; невозможность взаимопонимания – уважение к другому, которого я не могу понимать; снисхождение к слабости других; расширение собственного опыта, критический диалог – уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций [19];
по предмету, на который направлено действие толерантности.
Согласно Н.Я. Макаровой, он может быть цивилизационным, межгосударственным, этническим, социальным и индивидуальным [14]. И.В. Крутова выделяет конфессиональную, политическую, социальную толерантность, толерантность к иным мнениям в сфере науки, толерантность, обусловленную культурной разностью человеческих сообществ, этническую толерантность [19].
Толерантность в международных отношениях – условие сотрудничества, мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической, религиозной принадлежности их населения.
Этническая толерантность – основное средство достижения гармонии
отношений в многонациональных обществах.
Социальная толерантность – ненасильственное, уважительное отношение между различными социальными группами, которая обусловлена разностью материального положения, социального статуса, принадлежностью к субкультуре человека, людей.
Конфессиональная толерантность – терпимость в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений, уважение к иной вере.
Политическая толерантность – готовность политических сил допускать существование инакомыслия в своих рядах; допускать деятельность оппозиции. [25];
по уровню, на котором проявляется толерантность
. Выделяются: индивидуальная, межгрупповая, межличностная толерантность.
Индивидуальная толерантность является добродетелью, т. е. нормой поведения ответственной личности. Аутотолерантность – характеристика человека, который познает и признает свое Я, принимает себя таким, какой он есть, анализирует свои слова и поступки, делает выводы из своих ошибок (К. Роджерс, Дж. Бюдженталь). Способность выйти в рефлексивную позицию относительно собственных ценностей и установок (Ю.В. Кузнецова) [16].
Межгрупповая толерантность проявляется и возникает в процессе восприятия одной группой другой.
Межличностная толерантность – отношения между отдельными индивидами, принятие, уважение индивидуальности другой личности без утраты чувства сохранности собственного Я [19]; готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми [24]; неотъемлемая характеристика профессионализма со сферой деятельности в рамках взаимодействия «человек–человек» [15].
Межэтническая толерантность – психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры (Е.П. Непочатых); терпимость к инакомыслящим (Ю.Г. Волков) [20].
Гендерная толерантность – интегративное личностное образование, проявляющееся в принятии самого себя и другого как представителя определенного пола, в умении устанавливать субъект-субъектные отношения [20].
Педагогическая толерантность – устойчивость педагога к воздействию фрустрирующих факторов; профессиональное качество учителя: уважение, эмпатия, умение прощать ошибки других людей; принятие индивидуальности партнера по взаимодействию [13].
Выделяя коммуникативную толерантность, В.В. Бойко ее подразделяет ее на несколько видов:
— ситуативную (терпимое отношение данной личности к данному конкретному человеку);
— типологическую (терпимое отношение человека к собирательным типам личностей или группам людей);
— профессиональную (терпимое отношение к собирательным типам людей);
— общую коммуникативную (терпимое отношение к людям в целом; к тенденциям, обусловленным жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека) [1];
по внутренней мотивированности и ценностному содержанию.
А.В. Зимбули, В.А.Петрицкий выделяют такие виды толерантности: квазитерпимость, псевдотерпимость, негативная терпимость, позитивная терпимость.
Под квазитолерантностью (от лат. kvasi – «как будто») понимаются виды сдержанности в контактах, когнитивных, аффективных, мотивационно-ценностных и поведенческих реакциях и оценках, внешне выступающих как терпимость.
Под псевдотолерантностью (от греч. psevdos – «ложные, притворные») – случаи проявления сдержанности в эмоциональных ситуациях с целью сознательного введения кого-либо в заблуждение.
Негативная толерантность определяет мотивы равнодушия, пассивности, безразличия, злонамеренного невмешательства, показного цинизма.
Позитивную толерантность обусловливают мотивы внимания, понимания, симпатии [13];
по результатам толерантного (сдержанного) поведения.
В.А.Петрицкий различает нравственно-деструктивную и нравственно-конструктивную толерантность – положительно мотивированные проявления терпимости, ведущие к негативному или позитивному результату [27];
с позиции отношения к толерантности как к фактору устойчивости.
Выделяются два вида толерантности – внешняя и внутренняя.
Внешняя толерантность (к другим) – убеждение в том, что другие люди могут иметь свою позицию; характеризует культуру отношений в обществе.
Внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) – способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределенности, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать [13].
Кроме того во внутреннюю толерантность входят психофизиологическая и фрустрационная толерантности:
психофизиологическая – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности;
фрустрационная – способность противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации; в основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию и возможность предвидеть выход из ситуации [13].
Дальнейшее изучение исследований и литературы позволило установить и сформулировать функции толерантности
. Функция (от лат. functio –«исполнение») – внешнее проявление свойств объекта в системе отношений, обеспечивающее ее сохранение, поддержание и развитие [18].
Так, в психолого-педагогических исследованиях были выделены следующие функции толерантности: ориентировочная, регуляторная или адаптационная; мирообеспечивающая, культуросохраняющая, фелицитологическая, креативная; коммуникативная, управления когнитивными процессами, развития и «энергизации» психического состояния субъекта; ценностная, гносеологическая, прогностическая и превентивная [21].
Е.Ю. Клепцова фиксирует внимание на следующих функциях: синдикативной – выражается в сплочении групп; трансляционной – для выполнения совместной деятельности, обучения, передачи знаний; адаптивной – приспособление к неблагоприятным факторам среды; активной – возможность изменения чужого мнения, поведения, другого человека; конгруэнтно-эмпатической, эпистемилогической, гедонистической [14].
По A.M. Байбакову, существуют функции: устойчивости, побуждающая, адаптационная, оценочно-прогностическая и интегрирующая [13].
Подходы к структуре толерантности также неоднозначны. В психолого-
педагогических исследованиях указывается практически единое количество ее компонентов: от трех [2] до четырех [14].
Н.К. Бахарева рассматривает такие компоненты: когнитивный (представления субъекта о себе, своем месте в мире среди других людей, понимание сути явлений, фактов субъективного бытия, законов жизни людей; креативность, ответственность, зрелость, гибкость мышления), эмоционально-оценочный (проявляется в отношении субъекта к себе, другим, группе, в которой он живет и работает; эмоциональная устойчивость), поведенческий (конкретные поступки, дипломатичность, альтруизм) [13].
М.А. Перепелицына выделяет в педагогической толерантности следующие компоненты: мотивационно-ценностный (осознание ценности толерантности в процессе общественного обустройства, социализации личности), когнитивный (знание сущности; осознание многомерности окружающего мира; знание особенностей своей личности, знание особенностей организации педагогического процесса в поликультурном образовательном пространстве), эмоционально-волевой (эмоциональная саморегуляция; целеустремленность, инициативность в организации воспитания толерантности у школьников), коммуникативно-деятельностный (владение способами толерантного взаимодействия с различными представителями социума; самоорганизация и деловая активность, креативность в выборе методов и форм содержания и моделирования воспитательного процесса, способность познавать и принимать
интересы, особенности, возможности учащихся).
По мнению Е.Ю. Клепцовой, можно выделить мотивационно-ценностный (принятие, понимание философско-этических ценностей, ненасилия; мотивы помощи, сотрудничества, любви), когнитивный (развитость механизма принятия); эмоционально-волевой (терпение, эмпатия, любовь, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, преодоление раздражительности, самоконтроль, саморегуляция), конативный (поведенческий; ассертивное поведение – сотрудничество, способы общения, уступчивость, способы убеждения, разъяснение, согласование) компоненты [14].
В.А. Панин рассматривает мотивационный (гуманистические ценности и
установки, мотивация толерантного поведения, выбор сотрудничества как стратегии взаимодействия), инструментальный (способность быть толерантным, сформированность определенных психических свойств и качеств, работающих на толерантность), интерактивный (толерантные способы взаимодействия, образцы толерантных интеракций, необходимые индивиду для реализации личностных качеств терпимости и миролюбия) компоненты.
Ю.В. Кузнецова обращает внимание на мотивационно-ценностный (ценности уважения человека, прав, свобод, равноправия людей, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком), когнитивный (признание сложности, многомерности, многообразия мира, понимание и оценивание разными людьми), эмоционально-волевой (эмпатия, аффективная толерантность), конативный (способность к толерантному высказыванию, отстаивание собственной позиции, готовность к толерантному отношению, умение договариваться) компоненты [16].
О.А. Спицына называет мотивационно-ценностный (усвоение ценностной ориентации толерантного поведения и распространение; принятие ценностей), когнитивный (знание о способах толерантного реагирования, понимание, знание о способах реагирования и проявления сочувствия, поддержки, умение просить и принимать помощь), эмоционально-волевой (оценка, восприятие, проявление терпимого отношения к другим, креативность, самообладание, выдержка), поведенческий (реагирование, проявление сдержанности, конструктивная реакция на провоцирующие вопросы и конфликтные ситуации) компоненты [24]. Е.Г.Левченко выделяет ядерные части структуры толерантности (эмоциональная устойчивость, коммуникативная компетентность, ассертивность, эмпатия) [13].
Итак, сравнение подходов показывает, что феноменология толерантности может быть описана по схеме аттитюда (предложена еще М. Смитом): когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. При этом многие авторы отмечают необходимость введения четвертого компонента: мотивационно-ценностного. Они толерантность рассматривают как ценность, которая принимается субъектом и мотивирует взаимодействие с окружающим миром и самим собой. Все компоненты находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Проведенный нами в данной статье анализ позволяет сделать следующий вывод.
Концепт толерантности только формируется в науке. Он находится в процессе становления и поэтому не имеет точно очерченной структуры. В связи с этим целесообразно выделить три класса его толкований: «отношение», «интеграция», «свойство, качество».
Отсутствие однозначно принятого определения приводит к тому, что изучение идет в дихотомии «толерантность–интолерантность».
«Толерантность» не равнозначна терпимости, поскольку является категорией активной, она предполагает расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами.