Все люди на свете разные, их отличает темперамент, характер, отношение к действительности, локус контроля. Последняя характеристика объясняет, почему один человек всегда берет ответственность на себя, а другой считает, что во всех неприятностях виноваты обстоятельства.
На интуитивном уровне понятно, что такое локус контроля в психологии, но, чтобы вопросов не осталось вообще, давай рассмотрим этот вопрос на примерах. Это поможет тебе разобраться в своем типе личности и понять, куда двигаться, чтобы решать внутренние проблемы.
В этой статье:
Место фокусировки ответственностиКак формируется локус контроляВнешний локус контроляВнутренний локус контроля
Место фокусировки ответственности
Фото автора Владимир Васильев: Pexels
Для начала сравни две фразы, которые часто можно услышать от детей:
- Опять мне поставили два, я не виноват, что учительница так плохо объясняет и пол-урока на нас кричала.
- Мама, я получил два, потому что не до конца выучил урок.
В этих двух фразах сформулировано отношение человека к ответственности за неприятные события. В первом случае ответственность возлагается на других людей и обстоятельства. Об этом свидетельствует пассивность: «мне поставили два» – «я не виноват, это сделал кто-то другой».
Говорит об этом и прямое обвинение учителя – она плохо объясняет, она кричит. Во второй ситуации ребенок принимает ответственность на себя, воспринимает произошедшее, как результат своих действий. Это он получил два (не ему поставили). И он не выучил нужный материал.
Такое отношение к обстоятельствам и событиям, происходящим с человеком, называется локусом контроля. Если говорить дословно, то это место, где фиксируется ответственность. Если место находится вне тебя, речь идет о внешнем локусе контроля. На его основе формируется экстернальный тип личности.
Если ответственность находится в тебе, говорят о внутреннем локусе и об интернальной личности.
Что такое локус контроля?
Между прочим, локус контроля может смещаться. В семье ты можешь брать ответственность на себя, и тогда речь пойдет о внутреннем локусе. А на работе перекладывать ее на начальника или коллег – в этом случае идет смещение на внешние факторы.

Теория Комиссаровой
Тема локус-контроля занимает ключевую позицию в работах практикующего психолога Марины Георгиевны Комиссаровой, известной также под псевдонимом «,Эволюция»,.
Согласно ее точке зрения, локус-контроль можно рассматривать как опору в восприятии и деятельности.
При этом человек экстернального типа опирается на то, что вне его власти , на другого человека, на обстоятельства, которым не стоит пытаться воспротивиться.
Все это ведет к нарушению гармоничных любовных или внутрисемейных, профессиональных отношений, неудачам в любом виде деятельности.
Внешний локус-контроль препятствует самореализации человека, что впоследствии ведет к неудовлетворенности жизнью, иррациональным обидам и осуждениям ближайшего окружения.
Человек выстраивает механизмы защиты, которые приводят к деструктивным отношениям.
Внутренний же локус-контроль позволяет не только изменять ситуацию себе во благо, но и непрерывно совершенствоваться. При этом человек опирается прежде всего на собственные силы, что существенно мотивирует его к духовному росту.
Благодаря этому можно избавиться от деструктивных форм поведения, нормализовать отношения с окружающими и достичь успеха в профессиональном плане.
Как формируется локус контроля
Когда перед тобой лежит маленький ребенок, делать выводы о том, как он относится к окружающей действительности и тому, что с ним происходит, невозможно. Хотя, поверь, есть мамы, которые уверены, что если малыш на них пописал или бросил в них игрушку, он их не любит.
Нельзя требовать от него оценки, кто виноват, и когда ему исполнится 3 года, 5 лет. На первых порах своего развития дети только воспринимают окружающий мир. Они впитывают в себя все, с чем сталкиваются, как губка, и в какой-то момент начинают действовать в соответствии с воспринятыми моделями поведения. Конечно, у них есть темперамент, индивидуальные особенности, задатки, но принципиально ребенок это открытый мир, который заполняется по мере роста.
Если ты говоришь, что во всем виноват муж, начальник, сосед, то и ребенок будет воспринимать окружающий мир, как виноватый. Мало того, когда он вырастет, с большей долей вероятности будет искать проблему во внешних обстоятельствах, а не в себе. Если будешь признавать свою вину и ответственность, то и ребенок со временем научится искать проблему не только в окружающих, но и в себе.
На то, какая картина мира и локус контроля сформируются у ребенка, влияет несколько факторов:
- Воспитание. Это не только отношение родителей к своей жизни. Это их отношение к ребенку. Влияет то, позволяли ли они ему быть самостоятельной личностью или постоянно контролировали. Считается, что если с их стороны шла поддержка желаний и устремлений ребенка, он вырастет с внутренним локусом, сможет сам контролировать обстоятельства и действовать, принимая во внимание свой внутренний мир, потребности окружающих, моральные принципы.
- Обратная связь. Ребенок растет и постоянно взаимодействует с окружающим миром. Если мир говорит, что он плохой и ничего не стоит, у ребенка будет формироваться внешний локус. Получая похвалу за свои действия, он станет увереннее в себе и поверит, что сам может создавать и нести ответственность.
- Религиозные верования. В некоторой степени вера связана с воспитанием. Если человек растет со стойким пониманием, что он ни за что не несет ответственности, поскольку миром управляет бог или высшее существо, велика вероятность, что вырастет он с внешним локусом контроля. Хотя нужно отдать должное, что в некоторых ситуациях религии заставляют человека концентрироваться на себе и нести личную ответственность.
- Индивидуальные качества. Здесь осознанно упор делается не на характере и свойствах личности, а на характеристиках человека, как индивида. Уникальное сочетание обаяния, открытости ребенка, хороших задатков к занятию спортом, музыкой позволяет сформироваться внутреннему локусу. Меланхоличность, ощущение бессилия, безрадостность, тревожность – основа для развития стремления возложить ответственность на окружающий мир.
Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).
Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям. Противоположный тип — интерналы. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи. Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешены, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется в неуверенности, неуравновешенности, тревожности, подозрительности, конформности и агрессивности. Казалось бы, позиция экстерналов удобнее и должна обеспечивать им более благоприятное положение в социальном окружении. Однако многочисленные психологические наблюдения и эксперименты обнаружили устойчивую закономерность: интерналы чаще достигают успеха в творческой и профессиональной деятельности, менее тревожны и агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы. Интерналы менее подозрительны во взаимоотношениях, чаще вызывают доверие, добиваясь своих целей. «Чистых» интерналов или экстерналов практически не существует. В каждом человеке есть доля уверенности в своих силах и способностях, и доля психологической зависимости от обстоятельств.
Шкалы: экстернальность, интернальность
Цель тестирования: выявление локуса контроля респондентов.
Инструкция к тесту
Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны в большей степени. На бланке ответов обведите кружком одну из букв – «а» или «б».
Стимульный материал:
| № | Вариант «а» | Вариант «б» |
| 1 | Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают. | В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним. |
| 2 | Многие неудачи происходят от невезения. | Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок. |
| 3 | Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними. | Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить. |
| 4 | В конце концов к людям приходит заслуженное признание. | К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными. |
| 5 | Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно. | Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств. |
| 6 | Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств. | Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности. |
| 7 | Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам. | Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими. |
| 8 | Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека. | Только жизненный опыт определяет характер и поведение. |
| 9 | Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть – того не миновать». | По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу. ! |
| 10 | Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений. | Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием. |
| 11 | Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения. | Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай. |
| 12 | Каждый гражданин может оказывать влияние на важные ; государственные решения. | Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать. |
| 13 | Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их. | Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. |
| 14 | Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие. | В каждом человеке есть что-то хорошее. |
| 15 | Осуществление моих желаний не связано с везением. | Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому. |
| 16 | Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств. | Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем. |
| 17 | Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события. | Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире. |
| 18 | Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств. | На самом деле такая вещь, как везение, не существует. |
| 19 | Всегда нужно уметь признавать свои ошибки. | Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок. |
| 20 | Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет. | Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других. |
| 21 | В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями. | Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых. |
| 22 | Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить. | Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить. |
| 23 | Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение. | Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится. |
| 24 | Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать. | Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного. |
| 25 | Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. | Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни. |
| 26 | Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим. | Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься. |
| 27 | Характер человека зависит главным образом от его силы воли, | Характер человека формируется в основном в коллективе. |
| 28 | То, что со мной случается – это дело моих собственных рук. | Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли. |
| 29 | Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе. | В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. |
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту • Экстернальность: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а. • Интернальность: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б. Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми. О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим. Интерпретация результатов теста В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности. Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей. Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать. Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности. В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интерналы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, – как считают Дж.Дигман, Р.Кеттелл и Дж.Роттер. Для экстерналов обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением, для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений. В целом в соответствии с отношением параметров активности и реактивности (и в связи с мотивацией достижения и отношения) вектор экстернальности-интернальности совпадает с вектором рефлексии.
Внешний локус контроля
Наверняка, тебе уже ясно, что стремление искать виновных на стороне – основной признак внешнего локуса. Твои действия, мысли не важны. Главное, что происходит вокруг –какие решения принимает правительство, в какой стране ты живешь, кто был твоим первым учителем.
Психологи выделяют несколько жизненных событий, в которых ты можешь проявить интернальность или экстернальность. Посмотри на них с точки зрения экстернала:
Giphy
- Достижения и успех ты приписываешь удаче и обстоятельствам;
- В случае неудачи говоришь о том, что виноваты другие люди или события;
- При решении семейных проблем не веришь, что можешь как-то повлиять на родных;
- На работе всегда виноват коллектив, клиенты, шеф, слишком большой план или недостаток денег;
- В отношениях тебе всегда не везет – попадаются обманщики, наркоманы, неудачники, предатели;
- Здоровье слабое, потому что папа выпивал, а мама не заметила сколиоз или то, что у тебя слабое сердце.
Если с большей частью утверждений ты согласна, можно предположить, что ты – представитель экстернального типа личности. Для таких людей характерна фиксация на прошлом. Будущее они видят однообразным, серым. Склонны фиксироваться на неудачах и препятствиях, мнении окружающих. Не могут или не умеют планировать, стараются оттянуть момент, когда нужно завершить проект или работу. Часто переживают ощущение беспомощности. Могут иметь проблемы с адаптацией.
Диагностика и методики измерения
В отечественной психологии наиболее распространены следующие методики измерения локуса контроля:
- Шкала локуса контроля Дж. Роттера. Данный способ был разработан Роттером в 1966 году и впервые опубликован на русском языке в 1984 году Е. Бажиным. Он представляет собой 29 позиций с различными высказываниями , «,а», и «,б», по каждой позиции, определяющих принадлежность человека к экстенальному или интернальному типу. В зависимости от предпочитаемых высказываний тестируемый человек набирает баллы по крайним позициям шкалы интернальности или экстернальности. Однако максимально возможное количество набранных по каждой шкале баллов не превышает 23, поскольку 6 вопросов являются «,фоновыми»,.
- Опросник УСК (уровень субъективного контроля) Е. Ф. Бажина в соавторстве с Е. А. Голынкиной и А. М. Эткиндом. Данный опросник состоит из 44 пунктов. В него были добавлены субшкалы, касающиеся областей достижения успеха, ситуаций неудач, отношению к здоровью, профессиональных и семейных отношений.
- ОСЛК (опросник субъективной локализации контроля) С. Р. Пантилеева и В. В. Столина. Он состоит из 32 пунктов, 26 из которых являются работающими, а 6 , фоновыми. Имеет одномерную шкалу, измеряющую направленность локус контроля личности.
Внутренний локус контроля
Интерналы привыкли брать на себя ответственность за результаты своего поведения и деятельности. Они отличаются адекватной самооценкой, верят в собственные ресурсы и силы. Их отличает оптимизм, уверенность в будущем. Как правило, они нацелены на результат, не подвержены сильному влиянию со стороны окружающих. Если сталкиваются с неприятностями, верят, что их можно преодолеть. Они умеют работать, строить планы, добиваться успеха.
Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels
Посмотри, как ведет себя человек с внутренним локусом:
- План удалось исполнить, потому что ты много работала;
- Неудача возникла из-за того, что ты что-то не доделала или сделала не так;
- Семья это твоя крепость, и ты можешь повлиять на детей, мужа, родителей;
- На работе у каждого человека есть свой круг обязанностей, в том числе и у тебя; положительный настрой и умение планировать и работать позволит добиться успеха;
- Ты выбираешь друзей, подруг, поддерживаешь отношения с ними; веришь, что они тебя не предадут и всегда помогут;
- В большинстве болезней виновата сама – много времени сидишь на работе, не занимаешься спортом, приходишь в офис, не долечившись.
Человек с внутренним локусом контроля более приспособлен к жизни и чаще добивается успеха.
Как он связан с деятельностью человека?
Принадлежность к экстернальному или интернальному локус-контролю значительно влияет на поведение человека в той или иной ситуации, а также на его профессиональные достижения.
Люди интернального типа ввиду своей целеустремленности и ответственности добиваются большего успеха в жизни. Они более нацелены акцентировать внимание на результате работы, склонны к планированию своей деятельности, что в конечном итоге благосклонно отражается на их карьере.
Также, в отличие от экстерналов, они больше любят трудиться в одиночестве.
Руководители интернального типа часто авторитарны.
Они более инициативны и последовательны в своих шагах, склонны к отстаиванию своей точки зрения.
Однако часто интерналы ставят перед собой завышенные, недостижимые цели, стремятся изменить то, что не по их силам.
Экстерналы более пассивны в своей деятельности. При неудачах они любят перекладывать ответственность за свои поступки на других , например, на руководителя или же на своих неадекватных коллег, не отличаются инициативой, что достаточно негативно сказывается на их профессиональной эффективности.
Они не планируют свою деятельность, предпочитают откладывать проблемы на потом, и в итоге такое поведение мешает им добиться успеха. Для эффективной работы экстерналам требуется постоянный контроль и присмотр руководителя.
Положительные качества экстерналов заключаются в том, что они лучше работают в коллективе, более практичны и быстрее адаптируются при стремительно меняющейся ситуации.







