Россия, Карачаево-Черкесская Республика, пос. Мара-Аягъы, Коммунистическая улица
Телефон:
+7 (800) 201-95- Показать номер
Пн-пт: 10:00—17:00; сб: 10:00—16:00 по предварительной записи: пн-сб
whatsapp telegram vk email

Экстравертированный тип личности: признаки и описание характера

Автор материала:

Инна Трофимова

писатель, психолог, гештальт-терапевт

Тесты по определения своего типажа традиционно занимают первые строчки просмотров. Женщины отождествляют себя с именами греческих богинь, мужчины пытаются распознать в себе командира или рядового, все вместе определяют свои психотипы личности и делятся результатами в соцсетях. Что дает знание своего и чужого психологического типа? Насколько точным считается такое разделение? И что важно – точно попасть в психотип или работать над своей индивидуальностью? Размышляем о навязанных шаблонах «типизации» и внутреннем голосе.

Что такое психотипы личности?

Психотипы личности — это общие «сортировочные» группы, объединяющие людей по совокупности черт характера и особенностям личности. Многообразие психологических школ дает не меньшее количество классификаций психологических типов. Но даже внутри каждой из классификаций четких границ между группами нет, они плавно перетекают друг в друга, смешиваются, обрастают индивидуальными чертами.

Но знание психотипа – это далеко не все. Каждый человек – это единство общего и индивидуального. Психотип – это своеобразная рулетка из генов мамы, папы, всех родственников. Это тот самый психологический «скелет», который исправить практически нереально, зато можно нарастить «мышцы» привычек, привязанностей, наклонностей – всего того, что определяет индивидуальность. Но личные особенности узнаются позже. Гораздо проще отталкиваться от типологических особенностей и именно с них начинать общение или совместную работу.

Психологическая типология разрабатывалась для того, чтобы по внешним признакам спрогнозировать поведение человека, определить его тип мышления, выявить потенциально сильные или слабые стороны, выбрать необходимую линию поведения, возможные техники манипулирования. Первые попытки «рассортировать» людей по психологическим особенностям личности предприняли астрологи. Позже типологией занялись психиатры, которым нужно было прогнозировать поведение пациентов с психопатологией и назначать лечение.

В 1970 годах литовским социологом А. Аугустинавичуте была разработана соционика – учение о том, что люди думают, взаимодействуют, поступают в соответствии со своим психотипом. Изначально соционика рассматривала только психологическую совместимость в семье. Позже учение стало своеобразным руководством к действию для кадровиков, педагогов, маркетологов, коучей, брачных агентств – представителей профессий, которым приходится работать с большим потоком незнакомых людей.

Слово «соционика» происходит от «societas»-«общество». В основе соционики лежит учение швейцарского психиатра К. Юнга «Психологические типы».

Психотипы по Юнгу.

Юнг разделил психотипы личности на основе двух общих понятий: интроверсии или эктраверсии, а также основных предпочтений каждого типа личности:

  • Условие 1. Откуда человек получает энергию. Интроверт – это человек, чье внимание направлено внутрь себя, энергию он получает изнутри. Интерес экстраверта направлен вовне, энергию он получает из окружения.
  • Условие 2. Как человек накапливает знания. Методично и скрупулезно, опираясь на факты, собирает информацию сенсорно-ощущающий психотип. Интуиты действуют преимущественно иррационально, исходя из ситуации.
  • Условие 3. Как человек принимает решения. Мыслительно-логический тип действует после объективного анализа данных. Эмоционально-чувствующий тип принимает решение на эмоциях, без лишних раздумий.
  • Условие 4. Касается образа жизни. Рациональный тип планомерно реализует запланированный сценарий. Воспринимающий тип чаще бывает непредсказуемым, непосредственным, гибким.

Пройти тест на тип личности

Исходя из перечисленных условий, Юнг выделил 8 психотипов:

Экстравертный мыслительный тип (ЭМТ).

Личности этого типа не мыслят жизни без фактов, аргументов, логических выводов и умозаключений. Исходные данные для своих размышлений они практически всегда берут из объективной реальности, то есть внешнего мира — людей, предметов, явлений и т. п. Среди них очень много реформаторов, пропагандистов всего нового и лучшего. Но, зациклившись на одной идее, они порой проявляют брюзгливость, занудство, предвзятый критицизм. Вот почему для их развития важно стараться рассматривать все с разных точек зрения, тренировать гибкость восприятия.

ЭМТ часто старается вывести какую-то универсальную формулу поведения, реакции, понимания и т. д. Причем, если принятая схема в какой-то ситуации оказывается неэффективной, он пытается изменить объективную реальность. Например:

  • Личность решила, что на ситуации типа А лучше всего будет реагировать методом Б («Если на меня будут кричать, я просто сделаю комплимент и человек успокоится»).
  • Однако в одной из ситуаций типа А метод Б оказался бесполезным или не принес удовлетворительных результатов («Я сделал комплимент, но на меня все равно продолжали кричать»).
  • Личности тяжело или кажется невозможным отказаться от приверженности своей идее, и она старается отыскать или изменить во внешнем мире что-то, что могло хотя бы косвенно отстоять эту идею («Мое заключение логично, значит, оно правильно»).
  • Чаще всего личность прибегает к устаревшим данным, искаженным фактам, подделке очевидных данностей, пытаясь изменить объективную реальность («Человек продолжил на меня кричать, но на самом деле он уже не злится, а лишь притворяется злым»).

Такие люди живут с девизом «цель оправдывает средства», весьма настойчивы в достижении желаемого, но иногда забывают о моральных установках, собственных потребностях и нуждах своих близких. Нельзя сказать, что люди этого типа жестоки, они просто настолько увлекаются своими мыслями, что перестают замечать все вокруг. Эмпатия развита слабо. Свои чувства они склонны подавлять, а чужие — приуменьшать в значимости.

ЭМТ может стать отличным организатором, ему легко можно доверить реализовывать долгосрочные перспективные планы. Но ему стоит научиться избегать обобщения и игнорирования индивидуальных факторов.

Этот тип редко бывает заинтересованным в искусстве, эстетике, а если и прибегает к ним, то пытается найти там логику, понять их умом, а не прочувствовать. Он возводит жесткие правила, не приемлет отхождения от них или исключений. Он категоричен, считает глупым каждого, кто отрицает его умозаключения, ведь не признавать что-то логичное — это неразумно. В результате среди таких людей часто встречаются любители поспорить, аргументированно доказать (а не слепо навязать) свою правоту. Злопамятность — еще одна черта, которая нередко встречается у этих личностей.

Характеристика

image Выражение эмоций может сопровождаться активной жестикуляцией Давайте рассмотрим, какие проявления характера, поведения могут указывать на то, что рядом оказался экстраверт.

  1. Уникальность. Человеку не нравится быть похожим на кого-то другого, он хочет быть индивидуальным. Для экстраверта важно произвести на людей впечатление, чтоб окружающие ощутили его превосходство.
  2. Жестикуляция. Данная личность излишне эмоциональна, в моменты радости слова могут сопровождаться жестами.
  3. Такого человека волнует, чтоб никто не ущемлял его права.
  4. Отсутствует стеснительность и скованность. Как правило, такие люди яркие особы, которые выделяются на фоне серой массы.
  5. Для людей с таким психотипом очень важно ощущать комфорт.
  6. Любовь к спорту, занятиям физическими упражнениями.
  7. Характерна повышенная активность. Человек с детства не может сидеть на месте, постоянно вляпывается в какие-то приключения, переделки. В спорте или игре у малыша с таким психотипом всегда преимущество над другими детьми. Повышенная активность ребенка может доставлять серьезные проблемы родителям, занимающимся его воспитанием.
  8. Взрослые люди с экстравертным психотипом могут пренебрегать законами и правилами, установленными в обществе.
  9. Целеустремленность, многогранность и находчивость. Такой человек знает, чего хочет, спокойно достигает своих целей, не прогибается под трудностями, возникающими на его пути.
  10. В любом возрасте такие люди способны быстро адаптироваться в новой обстановке.
  11. Экстраверта легко узнать по его болтливости. С таким человеком не будет скучно, он всегда сможет развеселить, поднять настроение.
  12. Излишняя импульсивность, совершение необдуманных поступков.
  13. Честность. Такой человек не задумывается над тем, как люди отреагируют на то, что он скажет. Именно поэтому он не склонен ко лжи. Такой индивид с радостью выскажет свое мнение, всегда будет откровенным и честным. Данная черта может спровоцировать развитие конфликтов.
  14. Любое общение делает ярким и незабываемым, благодаря своей любви к самовыражению. Такому индивиду важно находиться в центре внимания, быть на высоте. Любые действия собеседником могут сопровождаться похвалой, комментариями со стороны.
  15. Дружелюбие. В его окружении всегда много людей, благодаря его отзывчивости и доброте. Такие личности часто помогают нуждающимся, с ними приятно общаться. Поэтому круг общения постоянно расширяется.
  16. Неряшливость. Разностороннее развитие такой особы занимает сильно много сил и времени, из-за чего могут страдать дела в повседневной жизни. В его доме может быть беспорядок, вещи могут лежать не на своих местах.
  17. Инициативность. Такой человек не хочет сидеть без дела, он всегда будет находить занятие по душе. Редко это будет монотонная работа.

Экстравертный чувствующий тип (ЭЧТ).

Мышления у таких экстравертов подавлено, ведь оно может мешать чувствам. Голос разума для них не играет почти никакой роли, но может вызывать сомнения, поэтому они стараются отбрасывать его на второй план. Если какая-то мысль становится реальным препятствием для чувства, она слепо игнорируется, отклоняется, признается недействительной.

И здесь возникает парадокс. Потому что наибольшее количество сомнений или дурных мыслей у ЭЧТ появляется именно по отношению к тем объектам (людям, предметам, занятиям и т. п.), к которым он больше всего привязан и которые высоко ценит.

Этот тип мыслит категориями «приятно-неприятно», «хорошо-плохо». Он «считывает» чужие, но глобальные ценности — человечества, народа, населения города или как минимум своей семьи. ЭЧТ переносит их на себя, принимая все это как собственные убеждения. Например:

  • Если в его общине принято высоко ценить богатство, человек будет влюбляться в богатых людей.
  • Если оценка будет наклонена в сторону морали, тогда личность и сама постарается стать нравственной, начнет искать людей, соответствующих этому критерию.
  • Если в местности искусство традиционно стоит превыше всего — ЭЧТ будет ходить на выставки, в театры, галереи и переживать только положительные эмоции по поводу окружающей обстановки.
  • Если семейный род считает постороннего человека добрым (или если этот незнакомец просто общается с другими «добряками»), чувствующий тип тоже будет воспринимать его таким, даже не особо его зная.

То же самое происходит и в обратном направлении: если общество обсуждает что-то, этот тип тоже станет противиться любым проявлениям подобного «негатива», осуждать его и любого, кто его поддерживает. Из-за присвоения себе внешних традиций чувства ЭЧТ порой кажутся неискренними, наигранными, преувеличенными. Но сама личность будет ощущать их как собственные, придерживаться модели поведения, свойственной им, так что актерства здесь, по сути, нет.

К преимуществам такого типажа можно отнести его умение улавливать ценности и цели окружающих, даже если они не сразу распознаваемы. ЭЧТ, кроме того, сходу определяет социальную значимость других людей, может умело создавать рабочие или личностные группы/пары. То есть к ним следует обращаться тогда, когда нужно подобрать профессионалов для сплоченной и высокоэффективной команды или просто кандидатуру для свидания/дружбы. Они прирожденные сводники.

Если говорить о минусах, то к ним относится все та же ограниченность мышления, а точнее склонность его подавлять, а не искать суть вещей и явлений. Им не хватает глубины и структуры в размышлениях, из-за чего они часто теряют из виду факторы, которые негативно сказываются на их жизни.

Пройти тест на характер человека

Экстравертное Чувство

Оно обнаруживает некие скрытые намерения, во всяком случае оно вызывает такое подозрение у непредубежденного наблюдателя. Оно уже не производит того приятного и освежающего впечатления, которое всегда сопровождает подлинное чувство, но вызывает подозрение в том, что здесь есть поза или актерство, хотя эгоцентрическое намерение может быть еще совершенно бессознательно. Правда, такое преувеличенно экстравертное чувство оправдывает эстетические ожидания, но оно говорит уже не сердцу, а только внешним чувствам или — что еще хуже — только еще рассудку. Правда, оно может еще наполнить эстетическую ситуацию, но этим оно и ограничивается и не действует за пределами этого. Оно стало бесплодно. Если этот процесс прогрессирует, то наступает замечательно противоречивая диссоциация: оно овладевает всяким объектом, подходя к нему с оценкой чувства, так что завязывается множество отношений, которые внутренне противоречат друг другу. Так как это было бы совсем невозможно при наличности сколько-нибудь ярко выраженного субъекта, то подавляются и последние остатки действительно личной точки зрения. Субъект до такой степени всасывается в отдельные чувствующие процессы, что наблюдатель выносит такое впечатление, как будто бы перед ним был один только процесс чувствования и не было бы более субъекта чувства. В таком состоянии чувствование совершенно утрачивает свою первоначальную человечную теплоту, оно производит впечатление позы, непостоянства, ненадежности, а в худших случаях впечатление истерического состояния.

Экстравертный чувствующий тип

Поскольку чувство есть особенность, явно более свойственная женской психологии, чем мышление, постольку наиболее ярко выраженные чувственные типы встречаются среди особ женского пола. Если экстравертное чувство имеет примат, то мы говорим об экстравертном чувствующем типе. Примеры, которые преподносятся мне при этом, относятся почти все без исключения к женщинам. Такого рода женщина живет, руководствуясь своим чувством. Благодаря воспитанию ее чувство развилось до функции, приноровленной и подчиненной сознательному контролю. В случаях, не представляющих собой крайности, чувство имеет личный характер, хотя субъективный элемент был уже в высокой мере подавлен; поэтому личность оказывается приноровленной к объективным условиям. Чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. Это нигде не проявляется так ясно, как в так называемом выборе объекта любви: любят «подходящего» мужчину, а не какого-нибудь другого; он является подходящим не потому, что вполне отвечает субъективному скрытому существу женщины — в большинстве случаев она об этом совершенно не знает, — а потому, что он отвечает всем разумным требованиям в отношении сословия, возраста, имущественного состояния, значительности н почтенности своей семьи. Конечно, такую формулу легко можно было бы отклонить как ироническую и обесценивающую, если бы я не был вполне убежден, что чувство любви у этой женщины вполне соответствует ее выбору. Чувство ее — подлинное, а не выдуманное от «разума». Таких «разумных» браков — бесчисленное множество, и они отнюдь не самые плохие. Такие жены бывают хорошими подругами своих мужей и хорошими матерями, пока их мужья и дети имеют обычный в этой стране психический уклад.

«Правильно» чувствовать можно лишь тогда, когда иное не мешает чувству. Но ничто так сильно не мешает чувству, как мышление. Поэтому без дальнейших разъяснений понятно, что мышление у этого типа по возможности подавляется. Этим мы отнюдь не хотим сказать, что такая женщина вообще не думает; на против, она думает, может быть очень много и очень умно, но ее мышление никогда не есть sui generis, оно есть лишь эпиметеевский придаток ее чувству. То, чего она не может чувствовать, она не может и мыслить сознательно. «Не могу же я думать того, чего не чувствую», — сказал мне однажды негодующим тоном один такой «типаж». Насколько ей позволено чувство, она отлично может мыслить, но каждый, даже наиболее логический вывод, который мог бы повести к нарушающему чувство результату, «с порога» отклоняется. О нем просто не думают. И так она ценит и любит все, что хорошо согласно объективной оценке; все остальное существует как бы вне ее самой.

Но эта картина меняется, если значение объекта достигает еще более высокой ступени. Тогда, как я уже разъяснил выше, происходит такая ассимиляция субъекта к объекту, что сам субъект чувства более или менее исчезает. Чувственный процесс утрачивает личный характер, он становится чувством самим по себе, и получается впечатление, как будто бы личность вполне растворяется в чувстве каждого данного момента. Так как в жизни одна ситуация постоянно сменяет другую, вызывая при этом различные или даже противоположные окраски чувством, то и личность разлагается на столько же различных чувств. В одном случае человек представляет собою одно, в другом случае нечто совершенно другое — по видимости; ибо в действительности такое многообразие в единой личности совершенно невозможно. Основа эго остается ведь всегда той же самой и поэтому вступает в явную оппозицию к сменяющимся состояниям чувства. Вследствие этого наблюдатель воспринимает это выносимое напоказ чувство уже не как личное выражение чувствующего, но скорее как искажение его эго, то есть как каприз. Смотря по степени диссоциации между эго и состоянием чувства каждого данного момента, возникают более или менее явные признаки разъединения с самим собою, то есть первоначально компенсирующая установка бессознательного становится явной оппозицией. Это проявляется прежде всего в преувеличенном выражении чувств, например в громких и навязчивых чувствительных предикатах, которые, однако, до известной степени не внушают доверия. Они звучат пусто и не убеждают. Напротив, они уже обнаруживают возможность того, что этим сверхкомпенсируется некоторое противление и что вследствие этого такое окрашенное чувством суждение могло бы звучать и совершенно иначе. И действительно, некоторое время спустя оно и звучит иначе. Стоит ситуации чуть-чуть измениться, чтобы вызвать тотчас же совершенно противоположную оценку того же объекта. Результатом такого опыта является то, что наблюдатель не может принять всерьез ни того, ни другого суждения. Он начинает составлять про себя свое собственное суждение. Но так как для этого тина важнее всего создать интенсивное, окрашенное чувством отношение к окружающей среде, то понадобятся удвоенные усилия для того, чтобы преодолеть сдержанность окружающих людей. Это ухудшает положение, создавая «заколдованный круг». Чем сильнее подчеркивается окрашенное чувством отношение к объекту, тем больше бессознательная оппозиция всплывает на поверхность.

Мы уже видели выше, что экстравертный чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление скорее всего способно мешать чувству. В силу того же основания и мышление, когда стремится достигнуть каких-либо чистых результатов, исключает, главным образом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства. Поэтому мышление экстравертного чувствующего типа, поскольку оно является самостоятельной функцией, вытеснено. Как я уже отметил выше, оно вытеснено не вполне, а лишь постольку, поскольку его беспощадная логика принуждает к выводам, не подходящим для чувства. Однако мышление допускается как слуга чувства или, лучше сказать, как его раб. Его хребет сломлен, оно не может провести само себя согласно со своим собственным законом. Но так как все же есть логика и неумолимо верные выводы, то где-нибудь они происходят, но только вне сознания, а именно в бессознательном. Поэтому бессознательное содержание этого типа является прежде всего своеобразным мышлением. Это мышление инфантильно, архаично и негативно. До тех пор, пока сознательное чувство сохраняет личный характер или, другими словами, пока личность не поглощается отдельными состояниями чувств, бессознательное мышление остается компенсирующим. Но когда личность диссоциируется и распадается на единичные, противоречащие друг другу состояния чувств, тогда тождество эго утрачивается, субъект становится бессознательным. Но, попадая в бессознательное, субъект ассоциирует себя с бессознательным мышлением и тем помогает, при случае, бессознательному мышлению осознать себя. Чем сильнее сознательное, окрашенное чувством отношение и чем больше оно поэтому отрешает чувство от эго, тем сильнее становится оппозиция. Это выражается в том, что именно вокруг наивысше оцененных объектов скапливаются бессознательные мысли, которые беспощадно срывают ценность этих объектов. Мышление в стиле «не что иное, как» оказывается здесь безусловно у места, ибо оно разрушает превосходящую силу прикованного к объектам чувства. Бессознательное мышление достигает поверхности в форме всплывающих содержаний, имеющих нередко навязчивую природу и в общем всегда обнаруживающих негативный и обесценивающий характер. Поэтому у женщин такого типа бывают моменты, когда самые дурные мысли прикрепляются именно к тем объектам, которые их чувство наиболее ценит. Негативное мышление пользуется всеми инфантильными предрассудками и сравнениями, способными вызвать сомнение в ценности, признаваемой чувством, и оно привлекает все примитивные инстинкты для того, чтобы иметь возможность объяснить чувства по схеме «не что иное, как». Замечу лишь попутно, что таким же способом привлекается и коллективное бессознательное, совокупность изначальных образов, из переработки которых снова возникает возможность перерождения установки на другом базисе. Главная форма невроза, свойственная этому типу, есть истерия с характерным для нее инфантильно-сексуальным миром бессознательных представлений.

Перевод © София Лорие (под ред. В. Зеленского)

К.Г.Юнг «Психологические типы», Спб.: Азбука, 2001

Старые статьи:

  • Экстравертный ощущающий тип
  • Экстравертный мыслительный тип
  • Экстравертный интуитивный тип
  • Интровертный чувствующий тип
  • Интровертный ощущающий тип
  • Интровертный мыслительный тип
  • Интровертный интуитивный тип

Экстравертный ощущающий тип (ЭОТ).

ЭОТ живет здесь и сейчас, смакует каждый момент, он — реалист. Для него колоссальное значение имеют чувственные удовольствия. Нередко среди таких людей встречаются настоящие гурманы, эстеты, ценители красоты, объективные критики, гедонисты. Чем сильнее реальное ощущение, которое они получают от другого человека или предмета, тем большую ценность они этим объектам присваивают.

Такие экстраверты не спешат легко принимать все на веру. Пока они не увидят, ощутят, услышат или как-то по-другому реально заметят объект, они не признают его существования. Очевидно, среди этих людей полно атеистов и адекватных циников. Они оценивают внешний мир по параллелям:

  • холодно-горячо,
  • вкусно-невкусно,
  • ярко-тускло,
  • шершаво-гладко,
  • громко-тихо,
  • ароматно-неароматно и т. д.

Как правило, ЭОТ не «распыляется» на много задач одновременно. Он знает, чего хочет, и гонится за вполне конкретными наслаждениями. Для него важен комфорт, но он не жертвует и новшествами, если они хорошо «насыщают» его органы чувств.

В общении этот экстраверт часто мечется от состояния «веселого собутыльника» до «вычурного эстета». Не редко он — и то, и другое, просто проявляет какую-то сторону больше, исходя из объективного окружения. Например, в картинной галерее, опере, на литературном вечере он становится интеллигентом, пьет изысканные вина, балует себя дорогими сырами, надевает лучшее, что предлагает современная мода. Но, зайдя в дешевый бар вместе с друзьями, быстро превращается в простого весельчака, у которого всегда припасена парочка анекдотов на все случаи жизни.

Однако чрезмерная фокусировка на ощущениях делает ощущающего типа малоприятным собеседником. Если его потребность в физическом мироощущении завышена, он проявляет усиленный эгоизм, использует людей и предметы только ради собственного удовольствия, обесценивая их. Его методы получения чего-либо становятся более грубыми, беззастенчивыми, в крайних случаях даже аморальными.

ЭОТ не терпит двойственности и неопределенности. А вот конкретика, наглядность, предметность для него жизненно важны.

Главный его плюс — умение быстро и точно улавливать детали во всем, что его окружает. Если он выбирает профессию с акцентом на материализм (работа руками, задействование любых рецепторов), то преуспевает в ней как специалист и по полной наслаждается ею.

Минус — риск слишком сильно углубиться в гедонистический образ жизни. В таком случае ЭОТ живет только ради физических ощущений, не стремится развиваться, прекращает следить за своим душевным и физическим здоровьем. Он также забывает о своих близких и вспоминает о них только тогда, когда ему требуется получить от них чувственное наслаждение. После чего они снова для него исчезают.

Экстраверт и карьера

Идеальная профессия для него — это работа типа “человек-человек”. Например, учитель, инструктор, врач, администратор, юрист. Экстраверты крайне редко выбирают типы “человек-знаковая система” и “человек-техника” из-за необходимости работать самостоятельно, отдельно от других.

Благодаря находчивости и красноречию экстраверт быстро продвигается по карьерной лестнице. И это логично, ведь он не боится:

  • просить о повышении или пересмотре заработной платы;
  • брать на себя ответственность за работу других;
  • руководить людьми, организовывать рабочий процесс;
  • принимать быстрые решения;
  • менять типы деятельности, браться за сложные задачи.

Монотонная работа, требующая внимательности к деталям, быстро отнимает силы у экстраверта. Он становится вялым, его рабочие результаты ухудшаются.

Экстравертный интуитивный тип (ЭИТ).

ЭИТ — это творческий искатель всего нового, необычного и просто того, что для других остается незамеченным. Он не руководствуется общепризнанными ценностями, а, наоборот, уходит от очевидного. Инициатор, защитник меньшинств, живущий будущим. Издали «чует» возможности, перспективы, причем сам не в состоянии объяснить, как их находит. Если спросить его о том, почему он принял на веру какую-то идею, он не сможет точно и внятно ответить.

Ему не свойственно оперировать фактами или приходить к конкретным выводам посредством логики и размышлений. Его догадки не вызваны ярко выраженными чувствами или личной оценкой. И они вообще не связаны с чем-то осязаемым. Наоборот, его воображение фокусируется не на ощущениях, которые дарит объект, а на его развитии в перспективе. Он — созидатель. От него часто можно услышать фразы наподобие:

  • «Этот человек может стать великим дипломатом, хотя никто в него не верит».
  • «Новая технология вовсе не бесполезна, как о ней говорят. За ней стоит будущее».
  • «Грядущее событие, несмотря на свою скромность, способно заметно снизить уровень коррупции в нашем городе».

ЭИТ будет верно служить своей идее, он загорится ею сам и заразит всех вокруг. Он отличный мотиватор, умеющий вселять веру и надежду в окружающих. Увлекается он быстро и легко, но точно так же переключается на новые возможности, меняет мнение, интересы, из-за чего нередко бывает противоречивым. Чаще такие скачки происходят из-за следующих причин:

  • объект реализовал себя, достиг потолка в развитии (по мнению ЭИТ);
  • перспективы оказались необоснованными или невозможными для реализации;
  • на горизонте замаячила еще более захватывающая возможность, связанная с другим объектом.

Например: экстраверт верит, что строительство детской площадки просто необходимо его городу. Он все время делится своими убеждениями, подбивает окружающих на строительство. А потом резко забрасывает эту идею и переключается на что-то другое. Из-за того, что:

  • площадку все же построили, и перспектива себя исчерпала;
  • правительство города запретило это мероприятие, и обойти запрет никак не получится;
  • появилась возможность соорудить целый развлекательный комплекс, и простая площадка теперь уже не интересна.

Окружающие видят в этом типе немного легкомысленного авантюриста. Но он не обращает на это особого внимания, продолжая свои бесконечные поиски новых возможностей. Моральные устои или личный комфорт для него малозначимы. Среди таких людей довольно часто встречаются приверженцы мистики, эзотерики.

Благодаря своему умению легко находить возможности, ЭИТ отлично чувствует себя и преуспевает в бизнесе, продюсерстве, политике, продажах. Он поразительно быстро налаживает контакты и умеет использовать социальные возможности.

Главный риск — истощение на фоне бесперебойных поисков, постоянного движения и при этом игнорирования своих лимитов и здоровья. Кроме-того, из-за непостоянства ЭИТ бросает все на пике развития и теряет результаты. В итоге его лавры достаются другим людям.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

Интровертный мыслительный тип (ИМТ).

ИМТ мыслит логически, но его раздумья едва ли связаны с реальным внешним миром. Вначале у него возникает сама идея, а затем он уже ищет подтверждения ей в объектах вокруг себя. То есть он поставляет факты в свою формулу, а не создает формулу в результате изучения фактов. Причем, если доказательства его правоты не находятся, он спокойно игнорирует это.

Убедить ИМТ в том, что противоречит его собственной точке зрения, — та еще задача. Зачастую это просто невозможно. Он тверд в своих убеждениях и менять их станет, только если сам к этому придет. Чем больше его отговаривают от какой-то идеи, тем сильнее он предан ей. Ему в принципе незачем делиться своими мыслями, он не спешит открывать их миру или искать в нем поддержку.

Это великий теоретик, а не деятель, он не старается узнать все и сразу. Гораздо больше его интересует глубина этих знаний. Вот почему у такого типа, как правило, не так много увлечений, но уже имеющиеся освоены основательно. Такой интроверт — весьма парадоксальная личность:

  • имеет глубокие знания в конкретных сферах, но оказывается плохим учителем, не умеет доступно и разносторонне доносить информацию, которую прекрасно понимает;
  • в глазах окружающих он властный, неприступный, надменный, холодный, иногда озлобленный, но чем ближе к нему становятся люди, тем больше они проникаются к нему теплотой, видят его наивным, “потерянным”, начинают дорожить его близостью;
  • при несовпадении идей — своих и общественных — ограждается от чужого мнения настолько, что порой игнорирует самые очевидные и неоспоримые аргументы. Даже конструктивную критику может не принимать, если она идет вразрез с его субъективными убеждениями;
  • может допустить самые дерзкие, смелые, опасные мысли, но, когда дело доходит до выражения или активного внедрения даже наиболее безобидных идей, робеет и пасует.

Склонен осмысливать все, что происходит с ним. Даже эмоции и чувства он пытается понять мозгом, а так как это у него не особо хорошо получается, то все переживания просто подавляет или абстрагируется от них. При общении старается быть вежливым, любезным, но делает это с опаской, так как его внешнее радушие вызвано подсознательным желанием «обезоружить» собеседника.

ИМТ очень скрытен, упрям, не поддается влиянию со стороны при достижении своих целей. Постоянно испытывает сомнения, возводит ограничения, осторожничает. В связи с этим изолируется, уединяется. Ему тяжело изъясняться так, чтобы все улавливали суть его слов, из-за чего он порой считает себя неуслышанным, одиноким, а других — глупыми. Но если этот тип все-таки находит того, кто его понимает, то начинает переоценивать, идеализировать этого человека.

Главные плюсы — глубина знаний, умение докапываться до сути, основательность. Минусы — слабо развитые социальные навыки, неумение разбираться в людях.

Соционика и другие типологии

Интровертное Чувство

Интровертный чувствующий тип

Примат интровертного чувства я встречал, главным образом, у женщин. К этим женщинам применима пословица «Тихие воды глубоки». В большинстве случаев они молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной маской, нередко также отличаются меланхолическим темпераментом. Они не блестят и не выступают вперед. Так как они преимущественно отдают себя руководству своего, субъективного ориентированного чувства, то их истинные мотивы в большинстве случаев остаются скрытыми. Вовне они проявляют гармоническую стушеванность, приятное спокойствие, симпатичный параллелизм, который не стремится вызвать другого, произвести на него впечатление, переделать его или изменить. Если эта внешняя сторона выражена несколько ярче, то возникает легкое подозрение в безразличии или холодности, которое может дойти до подозрения в равнодушии к радостям и горестям других. Тогда ясно чувствуется отвращающееся от объекта движение чувства. У нормального типа это имеет место, правда, лишь тогда, когда объект каким-нибудь образом действует слишком сильно. Поэтому гармоническое сопровождение чувством со стороны этого типа имеет место лишь до тех пор, пока объект, пребывая в средних тонах чувства, следует своему собственному пути и не старается пересечь его пути. За настоящими эмоциями объекта этот тип не следует, он подавляет их и отклоняет или, лучше сказать, «охлаждает» их отрицательным суждением чувства. Хотя и имеется постоянная готовность спокойно и гармонично идти рука об руку, тем не менее к объекту не обнаруживается ни любезность, ни теплая предупредительность, а проявляется отношение, которое кажется безразличным: холодное, подчас даже отклоняющее обращение. Иногда объект начинает чувствовать, что все его существование излишне. По отношению к какому-нибудь порыву или проявлению энтузиазма этот тип сначала проявляет благосклонный нейтралитет, иногда с легким оттенком превосходства и критики, от которого у чувствительного объекта легко опускаются крылья. Напористая же эмоция может быть подчас резко и убийственно холодно отражена, если только она случайно не захватит индивида со стороны бессознательного, то есть, иными словами, не оживит какой-нибудь окрашенный чувством изначальный образ и тем самым не полонит чувство этого типа. Когда наступает такой случай, то женщина этого типа испытывает мгновенно просто-таки парализованность, против которой позднее непременно восстает тем более сильное противление, и это противление поразит объект в самое уязвимое его место. Отношение к объекту поддерживается по возможности в спокойных и безопасных средних тонах чувств, при упорном и строжайшем уклонении от страсти и ее безмерности. Поэтому выражение чувства остается скудным и объект длительно чувствует свою недооцененность, — если он это осознает. Это, правда, не всегда имеет место, ибо недочет очень часто остается бессознательным; однако, со временем, вследствие бессознательного требования чувства, он развивает симптомы, вынуждающие усиленное внимание к себе.

Так как этот тип в большинстве случаев кажется холодным и сдержанным, то поверхностное суждение легко отрицает в нем всякое чувство. Но это в корне ложно, ибо чувства хотя и экстенсивны, но интенсивны. Они развиваются вглубь. В то время как, например, экстенсивное чувство сострадания обнаруживается в соответствующем месте в словах и действиях и быстро оказывается способным вновь освободиться от этого впечатления, интенсивное сострадание замыкается и воздерживается от всякого выражения и приобретает таким образом страстную глубину, которая вмещает в себя все страдание индивидуального мира и застывает в этом. При чрезмерном сострадании оно способно, быть может, прорваться и повести к поразительному поступку, который будет иметь, так сказать, героический характер, но к которому ни объект, ни субъект не сумеют найти правильного отношения. Вовне и для слепого глаза экстравертного человека такое сострадание кажется холодом, ибо оно не производит ничего видимого, а в невидимые силы экстравертное сознание не в состоянии верить. Такое недоразумение является характерным событием в жизни этого типа и обычно регистрируется как важный аргумент, свидетельствующий об отсутствии у него всякого, более глубокого чувствующего отношения к объекту. Но в чем состоит истинный предмет этого чувства, это даже нормальному типу дано лишь в виде предчувствия. Он выражает свою цель и свое содержание перед самим собой, быть может, в сокровенной и боязливо оберегаемой от взоров профана религиозности или же в поэтических формах, которые он столь же тщательно оберегает от неожиданного вторжения, не без тайного честолюбия, стремящегося таким образом установить превосходство над объектом. Женщины, имеющие детей, вкладывают многое из этого в них, тайно внушая им свою страстность.

Хотя у нормального типа указанная тенденция, стремящаяся к тому, чтобы тайно почувствованное было однажды открыто и явно поставлено над объектом или насильственно навязано ему, не играет вредной роли и никогда не приводит к серьезной попытке в этом направлении, однако кое-что из этого все-таки просачивается в личное воздействие на объект в форме некоторого, часто трудно определимого доминирующего влияния. Оно ощущается, например, как давящее или удушающее чувство, которое налагает какие-то цепи на окружающих. Благодаря этому такой тип приобретает некую таинственную силу, которая способна в высшей степени очаровать именно экстравертного мужчину, потому что она затрагивает его бессознательное. Эта сила исходит от восчувствованных, бессознательных образов, но легко относится сознанием к эго, вследствие чего это влияние ложно истолковывается в смысле личной тирании. Но если бессознательный субъект отождествляется с эго, тогда и таинственная сила интенсивного чувства превращается в банальное и претенциозное властолюбие, тщеславие и тираническое принуждение. Тогда слагается тип женщины, известный в неблагоприятном смысле своим беззастенчивым честолюбием и коварной жестокостью. Однако такой оборот приводит к неврозу.

Тип остается нормальным до тех пор, пока эго чувствует себя ниже уровня бессознательного субъекта и пока чувство раскрывает нечто более высокое и более властное, нежели эго. Хотя бессознательное мышление архаично, однако оно при помощи редукций успешно компенсирует случайные поползновения возвести эго до субъекта. Но если этот случай все-таки наступает вследствие совершенного подавления редуцирующих бессознательных влияний мысли, тогда бессознательное мышление становится в оппозицию и проецирует себя в объекты. От этого субъект, ставший эгоцентрическим, начинает испытывать на себе силу и значение обесцененных объектов. Сознание начинает чувствовать то, «что думают другие». Другие думают, конечно, всевозможные низости, замышляют зло, втайне подстрекают и интригуют и т. д. Все это субъект должен предотвратить, и вот он сам начинает превентивно интриговать и подозревать, подслушивать и комбинировать. До него доходят всевозможные слухи, и ему приходится делать судорожные усилия, чтобы по возможности превратить грозящее поражение в победу. Возникают бесконечные таинственные соперничества, и в этой ожесточенной борьбе человек не только не гнушается никакими дурными и низкими средствами, но употребляет во зло и добродетели, только для того, чтобы иметь возможность козырнуть. Такое развитие ведет к истощению. Форма невроза не столько истерична, сколько неврастенична; у женщин при этом часто страдает физическое здоровье, появляется, например, анемия со всеми ее последствиями.

Перевод © София Лорие (под ред. В. Зеленского)

К.Г.Юнг «Психологические типы», Спб.: Азбука, 2001

Новые статьи:

  • Экстравертный чувствующий тип
  • Экстравертный ощущающий тип
  • Экстравертный мыслительный тип
  • Экстравертный интуитивный тип

Старые статьи:

  • Интровертный ощущающий тип
  • Интровертный мыслительный тип
  • Интровертный интуитивный тип

Интровертный чувствующий тип (ИЧТ).

Как бы это парадоксально не звучало, но ИЧТ производит впечатление холодного, безразличного, отстраненного от мира в своих чувствах человека. Окружающие считают его индифферентным практически во всем, спокойным, невозмутимым. Он и правда выглядит молчаливым, труднодоступным, непонятным. Но это только внешняя оболочка. Насколько этот тип холоден внешне, настолько же он страстен внутри. Его чувства глубоки, интенсивны, крепки. Но они действительно играют для ИЧТ большее значение, чем эмоции других людей или потребность проявлять внутренние переживания.

Юнг считал, что женщин среди представителей этого типажа гораздо больше, чем мужчин. Их субъективные ценности для них настолько важны, что они порой склонны их преувеличивать, делать интенсивнее или даже придумывать и внушать себе. С чем успешно справляются. Среди них часто встречаются меланхолики в полном понимании этого слова. В отношениях они предпочитают:

  • придерживаться безопасности, спокойствия, золотой середины во всем, не прибегать к крайностям, риску;
  • отгораживаться от страсти, яркого проявления чувств, порывов. Сами они быть страстными внешне не могут, а, если таковым оказывается партнер, то они закрываются от него, отстраняются;
  • не доминировать над людьми, но бессознательно все же иногда делают это. В таком случае их влияние приобретает вид удушающего, сковывающего. Их близкие начинают ощущать, что их поставили в рамки несуществующего идеала и любое отступление от него заставит ИЧТ игнорировать или вовсе отречься от родных;
  • постоянно выискивать изъяны, отхождения от «нормы» в отношениях. Поэтому они часто сомневаются, испытывают беспочвенные подозрения, ревность. В более редких случаях проявляют параноидальность.

Интроверт такого типа очень бережет свои чувства и старается оградить их от любого вмешательства. Если кто-то из окружающих проявляет свои порывы, эмоции во всеувидение, ИЧТ вначале постарается проявить нейтралитет. Возможно, с каплей легкой критики, поучения или превосходства. Но чем сильнее и напористей будет эмоциональная реакция собеседника, тем больше шансов, что интроверт станет резко и холодно пресекать такое поведение.

Они всегда находятся в поисках «идеальных», возвышенных, эталонных чувств, а на меньшее попросту не размениваются. Им обязательно нужно, чтобы все было, как в классических романах и мелодрамах — чисто, духовно, платонически, безусловно. Образцовые переживания у них зачастую ассоциируются с некой духовностью, религиозностью либо поэтичностью.

Чтобы стать лучшей версией себя, ИЧТ желательно относиться с большим внутренним бесстрастием (внешнего хватает) к делам и не бояться брать контроль в свои руки, проявлять инициативу.

Интровертный ощущающий тип (ИОТ).

ИОТ живет ради чувственных наслаждений, при этом обесценивает значимость объекта, который дал толчок к появлению этих ощущений. Его главный фокус — на интенсивности своего удовольствия. В тот момент, когда он его переживает и осознает всю его силу, все остальное теряется для него из виду или и вовсе перестает существовать. Именно поэтому со стороны такие люди выглядят спокойными, инертными (пассивными), порой медлительными и ленивыми. Их тяжело выбить из колеи или «разбудить», оторвать от анализа собственных ощущений.

Они находят индивидуальность во всем. Одна и та же пища, съеденная в разные дни, будет казать им особенной, непохожей. Одна и та же мелодия каждый раз звучит для них по-разному. Поцелуи с одним и тем же человеком имеют разные нотки. Они видят все по-своему, ориентируясь на субъективные взгляды, ощущения. Люди других типов очень редко понимают их видение и то, откуда оно вообще берется, столько в нем личного, индивидуального.

Все это делает ИОТ большим выдумщиком, креатором, адептом нестандартного творчества, двигателем искусства и самой культуры. Если такой интроверт решает погрузиться в художество, актерство, хореографию, писательство, музыку, то живет по принципу «Я художник — я так вижу». Он обязательно находит поклонников, но не спешит с ними сближаться. С ним бывает тяжело, потому что многие находят его эгоистичным, чудаковатым, безразличным к реальным проблемам и людям. Это та самая «творческая личность», с которой очень трудно ужиться. Еще несколько фактов о нем:

  • относится к реальности, как к чему-то банальному. Она дает ему лишь толчок, но все его внутренние психические процессы развиваются в дальнейшем без ее участия;
  • часто сам себя не понимает, особо не стремится объясняться ни перед собой, ни тем более перед окружающими;
  • живет ощущениями, которые возникают здесь и сейчас, все другое полностью выпадает из его видения. В момент отсутствия заметного личного ощущения у него возникает чувство, будто он и не существует вовсе;
  • впадает в депрессию или прокрастинирует, если не переживает субъективных ощущений в течение долгого времени;
  • если не задействован в творчестве, делает уклон в сторону философии, но не отрываясь от тех же ощущений, то есть полную абстрактность ему приписать нельзя.

К преимуществам ИОТ можно отнести его фокусировку на самобытности ощущений, умении выделять в них уникальность, малозаметные детали и тонко их чувствовать. Основной минус состоит в обесценивании внешнего мира, игнорировании его реальных перспектив. Из-за этого такой интроверт часто оказывается в проигрышном положении, теряет хорошие возможности и людей вокруг, «застревает» в себе.

Основные характеристики

Экстраверт уделяет много внимания тому, что происходит во внешней среде, порой, не замечая внутренних переживаний. Любит проводить время среди людей, всеми способами избегая одиночества. Оно его пугает больше всего.

Формирует ценностную систему, ориентируясь на уже устоявшиеся в обществе модели и стереотипы. К примеру, ему не нравится определённый музыкальный исполнитель, но если друзья являются его фанатами, тоже с удовольствием за компанию будет отправляться на концерты.

По этой причине человек, принадлежащий к данной акцентуации характера, легко поддается давлению и влиянию. Его просто обмануть, так как критичность мышления отсутствует практически напрочь. Информацию, поступающую извне, поддавать анализу не будет, она принимается сразу же за истину.

Набирается энергии и ресурсов во время общения с другими людьми, причём неважно, интересно с ними разговаривать или нет. Если какое-то время приходится быть одному – становится инертным, грустным, дело даже может дойти и до развития депрессивного состояния.

Он любит смотреть фильмы, различные телевизионные шоу, передачи. В общем, размышлять о жизни и уделять внимание самопознанию – это не про экстраверта.

Быстро находит подход к любому человеку. Познакомиться с кем-то не является для него проблемой. Это именно тот тип, который заговаривает с незнакомцами на остановках, рассказывает до мельчайших подробностей о своей жизни случайным попутчикам и разряжает накалённую обстановку, сводя к минимуму конфликт.

С ним интересно, весело и непринуждённо. Только отношения с ним в большей степени поверхностные. Он способен на близость, но удерживаться рядом с одним партнёром ему непросто. Однообразие и скудность контактов вызывает у него грусть и уныние.

Поэтому важно с пониманием относиться к его желанию общаться со всеми, кто оказался рядом в какой-то момент.

Интровертный интуитивный тип (ИИТ).

Фантасты, художники, гении воображения и вместе с тем наиболее сложные для понимания люди, даже для своих самых близких. Они могут развить до огромных масштабов идею, которая в другие головы ни за что бы вообще не пришла. Среди них часто встречаются мистики, эзотерики, пророки, великие интуиты, ценители всего паранормального и необъяснимого. Они мыслят не в рамках физической реальности, а как бы за ней, полет их фантазии ничем не ограничен.

Конечно, за точку отсчета они берут существующие объекты, но затем их взгляды, мысли быстро приобретают полностью субъективный характер. На выходе получается образ, у которого связь с реальным объектом вдохновения практически неуловима для посторонних. Они продумывают все то, чему нет физических аналогов в мире. При этом их язык становится иррациональным, и они не могут безошибочно объяснить другим свое понимание мира.

Они оперируют не фактами, ценностями, ощущениями, а образами и ассоциациями, возникающими от них. Однако на подсознательном уровне они приходят к каким-то идеям через усвоенный опыт, причем далеко не всегда свой. Это может быть опыт, полученный от:

  • чтения художественной и фантастической литературы,
  • ознакомления с мифами, легендами,
  • освоения религиозных книг и священных текстов,
  • просмотра фильмов подобной тематики,
  • изучения предметов искусства, посвященных вышеперечисленному и т. д.

В глазах окружающих такой интроверт постоянно мечется в диапазоне определений «мудрец-глупец» или «гений-сумасшедший». Он же отчасти и тот, и другой. Выполняет функцию созерцателя и сходу видит возможности, но не для активного действия или просто внешнего развития, а для эстетического, реже духовного роста. Для поддержания своей веры в конкретную концепцию ему не нужно чужое одобрение. Чаще даже наоборот — чем меньше его принимают, тем сильнее он укрепляется в своем веровании.

ИИТ — это своеобразный аскет. Комфорт, чувственные наслаждения, физические преимущества для него не играют определяющей роли. Он часто игнорирует их, жертвуя всем ради развития своей идеи. Он вряд ли смог бы стать хорошим учителем в силу своей нелогичности и слабой аргументации изъяснений, зато воспитатель и наставник из него получается отменный.

Благодаря своим плюсам он мог бы стать отличным проповедником нравов, эстетики. Он не пытается навязывать собственные взгляды другим, а просто информирует, «вещает». Стать художественным выразителем или зачинателем новых течений в своей эпохе — тоже посильная для него задача. Самая большая его проблема — оторванность от собственных ощущений, слабая адаптация к реальным условиям. Из-за этого он теряется во вполне обычных житейских условиях и слишком сильно жертвует своим здоровьем и благополучием ради, как ему кажется, великих идей.

Позже на основе типологии Юнга на западе была предложена классификация Майерс-Бригса. И это было начало. Современной психологии и психиатрии известна масса разных типологий, которые используют свои подходы, пытаясь применить их на практике.

Как понять, кто я — интроверт, экстраверт или амбиверт

Чтобы понять к каком типу личности относитесь именно вы, предлагаем ознакомиться с характерными чертами каждого из них в концентрированной форме. Информация принадлежит сайту РевМед

Тип личности Доминирующие признаки
Интроверт Не стремится попасть в шумные компании и на публичные мероприятия. Тяжело и долго переживает провалы и неудачи. Мало говорит и много слушает. Живет в мире своих фантазий. Сдерживает эмоции. Любит пофилософствовать. Привязывается навсегда, умеет хранить верность. Обладает терпеливостью. Дотошен, наблюдателен, акцентируется на деталях.
Экстраверт Стремится заводить новые знакомства. Легок на подъем. Общителен, словоохотлив. Эмоционален. Все, что внутри мгновенно выплескивает наружу. Выставляет себя на показ, мечтает быть в центре внимания. Не выносит одиночества. Ориентируется на мнения других.
Амбиверт Хорошо понимает настроение других людей, интуитивен. Одинаково стабилен психологически в одиночестве и в компании. Выбор всегда делает исходя из собственных ощущений. Умеет приспособиться к внешним условиям. В зависимости от ситуации становится участником или наблюдателем. Выражает эмоции в адекватных дозах, не держит их в себе, но и не истерит.

Похожие записи:

  1. Паническое расстройство с агорафобией Начало панической атаки часто бывает связано со страхом попасть в…
  2. Постоянный страх и тревога у женщин Практически все люди испытывали чувство тревоги и страха хоть раз…
  3. Температура от стресса может меняться? Организм человека реагирует на стресс различными способами. Многих интересует, может…
  4. Психическое расстройство лечится? Под психическим расстройством специалисты, обычно, понимают особое состояние психики, мешающее…

Какие еще существуют типологии психотипов?

Одновременно знать или пользоваться всеми типологиями невозможно. Да и не нужно. Личностные опросники кадровика абсолютно бесполезны для бизнес-переговоров. У каждого специалиста есть свои методы, которыми он пользуется в работе:

  • Типы темперамента по Гиппократу (или специфика нервной активности по Павлову): сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.
  • Любовная типология: эрос (чувственность), лудус (игривость), мания (одержимость), прагма (практичность), агапе (жертвенность), сторге (дружелюбие).
  • Типология психопатических характеров Ганнушкина: параноики, шизоиды, истероиды (и другие).
  • Акцентуации по Леонгарду: демонстративный, паранойяльный, возбудимый, педантичный, шизоидный, гипертимный тип.
  • Разделение по типу восприятия: кинестетики, визуалы, аудиалы, дискреты.
  • Эннеаграмма личности: перфекционист, миротворец, мыслитель, энтузиаст (и другие).
  • Системно-векторная типология: звуковой, зрительный, кожный, обонятельный, оральный (и другие) векторы.

Пройти тест на темперамент

Все научные, околонаучные и ненаучные классификации объединяет одно: их относительность и ограниченность. Попытки прибегнуть к жесткому типированию людей считаются некорректными, потому что лишают главного – свободы выбора. Ведь достаточно припечатать человека словом «истеричка» или «псих», чтобы ждать от него шаблонного поведения, мышления, увлечений и даже заболеваний. Иногда это провоцирует конфликт. Иногда человек действительно перестает искать себя и начинает жить по шаблону.

Пройти тест на тип восприятия

Как научиться слушать себя?

Если прислушаться к себе, то можно услышать свой внутренний монолог. И не всегда наше мнение о себе действительно наше. «Я такой рассеянный» думает человек только потому, что так говорила учительница. Или «Я не умею ладить с людьми, поэтому не смогу добиться чего-то большого» считает тот, кому в детстве эти слова повторяла мама. Все это – осознанные или неосознанные попытки других людей втиснуть нас в придуманные кем-то рамки.

Когда мы не слышим свой внутренний голос, а живем чужими убеждениями, представлениями о счастье или неудаче, это приводит к внутреннему конфликту. Понадобится кропотливая внутренняя работа, чтобы разграничить свои и чужие установки. Эти усилия окупятся. Потому что все, что мы говорим сами себе, дает или отбирает энергию. Как только мы научимся прислушиваться к внутреннему голосу, мы сможем изменить внутренний диалог и построить такую жизнь, какую захочется.

Итак, шаги, которые помогут приблизиться к своему «Я»:

Шаг 1. Прислушаться к своему телу.

Наше тело – тонкий инструмент, который может сказать нам намного больше, чем ожидается. Малейшее напряжение в шее, боль в виске или в животе – следствие приглушенного чувства или нерешенной проблемы. Мы привыкли обращать внимание на боль только тогда, когда она стает невыносимой. Незначительные симптомы чаще заедаем таблетками или игнорируем.

Чтобы распознать сигналы своего тела, нужно признать свои чувства – принимать, проживать их, а не гасить. Признать свое право на страх, неуверенность, недовольство, грусть – тогда будет проще научиться чувствовать сигналы тела.

Практика 1. Расслабиться перед сном. Для этого нужно лечь на спину, распрямить руки и ноги. Мысленно пройтись по каждой части тела, каждому органу от мизинцев на ногах до макушки. Отдельно пройтись по левой и правой ноге (руке), каждому пальцу, каждому позвонку. Эта техника помогает не только снять мышечные зажимы, но заменяет «счет баранов» для тех, кому тяжело заснуть.

Практика 2. Побыть своим пальцем (глазом, желудком). Для этого нужно сесть удобно и представить орган, который беспокоит – например, колено правой ноги. Потом мысленно переместиться в колено, поговорить от его имени. Рассказать, почему оно болит (возможно, приходится носить на себе большой вес), о чем предупреждает (не хочет идти на нелюбимую работу), в каком внимании нуждается. Техника помогает узнать о себе что-то интересное, получить новый опыт.

Но нужно помнить, что телесные практики не заменяют поход к врачу. Если что-то действительно беспокоит, лучше пройти обследование и только потом беседовать с внутренним голосом.

Шаг 2. Прислушаться к своей лени.

Лень, которую мы привыкли порицать и преодолевать, на самом деле является индикатором нашей энергии. Например, у спортсменов есть правило: если сборы перед тренировкой даются тяжело, значит, вы делаете что-то не так: неправильно выбрали нагрузку, упражнения, рабочие веса. В жизни все не так показательно, но срабатывает тот же механизм: лень возникает не из-за отсутствия сил, а из-за отсутствия смысла. Никто не станет лениться, если занятие вызывает искренний интерес, приближает к ощущению гармонии с самим собой. Как только включаемся в увлекательное дело – глаза горят, усталость испаряется, энергия берется будто ниоткуда.

Иногда лень действительно сигнализирует о чрезмерной усталости. Бороться с ней, значит, вгонять себя в еще больший стресс. Поэтому если лень не была пожизненным качеством – лучше принять сигнал бедствия и хорошенько отдохнуть.

Ссылка на основную публикацию
Похожее