Россия, Карачаево-Черкесская Республика, пос. Мара-Аягъы, Коммунистическая улица
Телефон:
+7 (800) 201-95- Показать номер
Пн-пт: 10:00—17:00; сб: 10:00—16:00 по предварительной записи: пн-сб
whatsapp telegram vk email

Образное мышление: как научиться решать житейские проблемы в голове?

Когда вы смотрите на причудливое облако, проплывающее в небе, вам кажется, что это парус бороздит бескрайнее море или вам улыбается мордочка озорного котёнка. Вглядываясь в лицо незнакомого человека, стоящего на остановке, вы находите его чрезвычайно похожим на своего начальника. Приехав на работу, вдруг впадаете в панику: а выключили ли вы дома газ? И начинаете судорожно в уме пошагово прокручивать своё утро, что именно вы делали, чтобы вспомнить, подходили ли к газовой плите. Всё это нам позволяет осуществлять образное мышление.

Что это такое

В психологии даётся следующее определение: наглядно- или предметно-образное мышление — это зрительное представление ситуации в уме и умение производить с ней необходимые операции для решения определённой задачи, при этом не совершая никаких практических действий в реальности. Сокращённо — НОМ. Приводит к мгновенному результату. За него отвечает правое полушарие мозга. Играет важную роль в жизни человека:

  • это первая стадия онтогенетического развития, без которой невозможно дальнейшее формирование наглядно-действенного и словесно-логического мышления;
  • оно служит базой для формирования основных мыслительных операций: синтеза, анализа, сравнения и обобщения;
  • чем оно сильнее, тем быстрее усваивается новый материал и решаются различные проблемные ситуации;
  • раскрывает многогранные стороны бытия;
  • способствует развитию творческого начала.

Понять суть данного явления помогут примеры.

Вы всматриваетесь в лицо человека, который кажется вам знакомым. При этом прокручиваете в голове образы бывших одноклассников, коллег, родственников. Наконец, вспоминаете однокурсника, с которым вы не виделись лет 15. В уме вы искусственно «состариваете» его и получаете именно то лицо, которое сейчас перед вами.

Или ещё один бытовой пример. Вам надо переставить мебель в комнате. Можно начать её сразу двигать, пробуя разные идеи. Однако уже через пару часов, если не раньше, вы выдохнитесь или вам просто надоест это делать, а результат всё ещё будет далёк от идеала. Или решите рисовать разные варианты интерьера. Однако и тут можно потратить тонны бумаги, но при этом так ничего путного и не придумать. Образное мышление позволит прокрутить все возможные модификации в голове и уже через минуту выдаст то, что и куда нужно поставить.

Достаточно тесна связь образного и вербального мышления. Чем ярче и отчётливее человек представляет картинку в уме, тем лучше и понятнее он сможет объяснить решение задачи или проблемной ситуации.

Какие упражнения способствуют?

У детей

Методы и упражнения различаются в зависимости от возраста ребенка. С дошкольниками полезно использовать игру с пирамидкой. Постепенно усложняя задачу, применяются кольца разных размеров, предметы иной формы. Если перед тем как начать упражнение ребенок способен рассказать, что он сейчас будет делать, то процесс развития начался.
Творческие задания с просьбой нарисовать какой-нибудь предмет отлично подходят для формирования образного мышления. Полезны упражнения с различными карточками. К примеру, по карточкам, на которых изображена фигура, дети должны рассказать на что это похоже, или упражнение «найди лишнее».

Признаки

Что предполагает наглядно-образное мышление с точки зрения особенностей восприятия окружающего мира? Его основные признаки:

  • строится исключительно на образах в голове;
  • образы структурируются в результате представлений, сформированных в процессе жизненного опыта и на основе восприятия окружающей действительности;
  • призвано не только решать насущные задачи в реальности — часто уводит от неё в мир фантазий, позволяет мечтать;
  • отлично развито у творческих натур: художников, поэтов, музыкантов, архитекторов, модельеров, парфюмеров;
  • позволяет представленный в голове образ рассмотреть со всех сторон, проанализировать, сравнить с другими подобными и сделать обобщающие выводы.

В примитивной форме начинает складываться ещё у трёхлетнего ребёнка. Он хватает за хвост кота, потому что тот у него в голове ассоциируется с любимой мягкой и пушистой игрушкой. Если животное его в такой момент поцарапает, в будущем он будет сторониться кошек, так как в голове будет возникать этот злой образ, который причинил боль. Учёные считают, что зачатки НОМ присущи определённым животным, которые, например, держат в голове образ хозяина и узнают его из тысячи других людей.

Упражнения для развития наглядно-образного мышления

Кроме наглядно-образного мышления данные задания будут способствовать развитию логики и речи ребёнка.

Большую пользу упражнения принесут, если их выполнять на время. Оптимальное время на выполнение каждого задания — 2 минуты.

Найдите два одинаковых чайника из шести представленных на рисунке. У остальных есть свои отличия в узоре.

Ответ

Чайники Г и Д раскрашены одинаково.

Найдите две одинаковых картинки поезда с вагонами.

Ответ

В и Ж

В магазине была куплена одна шляпа из восьми имеющихся. Какую шляпу купили?

Ответ

Была куплена шляпа Е

Какая ваза отличается рисунком от остальных?

Ответ

Ваза — А. Слева посередине у нее недостает белой звезды.

У каждой из пяти бабочек есть по одному отличию от остальных. Необходимо найти эти отличия.

Ответ

У бабочки А самый верхний узор — черный. У бабочки Б нет правого усика. У бабочки В нет хвостика в левом крыле. У бабочки Г в нижней части правого крыла (в его центре) отсутствует белый кружок. У бабочки Д в верхней части левого крыла имеется дополнительный черный кружок.

Каждая картинка мотоциклиста отличается одним элементом от остальных. Найдите эти отличия.

Ответ

А — номер 61, Б — серые сапоги, В — одна полоса на куртке, Г — отсутствует крыло у переднего колеса, Д — выхлопная труба другого цвета.

На картинке представлены шесть воздушных змеев. Необходимо найти два одинаковых.

Ответ

В и Г

Каждый снеговик отличается чем-то одним от остальных. Найдите эти отличия.

Ответ

Снеговик А — немного короче ручка метлы. Снеговик Б — нет нижней пуговицы. Снеговик В — не хватает одного кончика шарфа. Снеговик Г — рот меньшего размера. Снеговик Д — две полоски на шарфе отличаются от других.

В магазине был куплен один волчок из восьми (верхняя часть рисунка). Найдите, какого волчка не хватает в нижней части рисунка.

Ответ

Купили волчок Ж

Все картинки повернуты по-разному, но узор у них (кроме одной звезды) одинаковый. Определите, какая из звезд отличается от других еще и узором.

Ответ

Звезда — Г. У нее точка находится ближе к черному треугольнику.

Каждая из представленных фигур имеет свое отличие от других. Найдите их.

Ответ

А — ворона с одним крылом, Б — в левой ноге пугало не хватает соломы, В — черная заплатка на штанах, Г — На шее черный галстук, Д — у пугало нет носа.

На первый взгляд может показаться, что задания простые. Но это не совсем так. Если у ребёнка плохо развито наглядно-образное мышление, то ему будет достаточно трудно выполнить эти упражнения, тем более за 2 минуты.

Но! Что тренируется, то развивается. Выполнение данных упражнений способствует также развитию логического мышления, наблюдательности, речи, пространственного воображения и быстроте реакции. Также играйте с ребёнком в игры, развивающие его мышление.

Рекомендуемые авторские книги:

Танграм в загадках

Замечательная книга-игра для развития:

  • логики;
  • воображения;
  • пространственного мышления;
  • внимания;
  • наглядно-образного мышления;
  • сообразительности;
  • усидчивости.

В книге вы найдете:

  • интересные загадки;
  • около 70 фигурок для построения разного уровня сложности;
  • шаблон игры;
  • творческие задания.

Книга будет интересна дошкольникам и младшим школьникам. Особенно рекомендую детям, у которых есть проблемы с математикой.

Лабиринты

Работу с лабиринтами трудно переоценить. Лабиринты помогают сосредотачиваться, удерживать внимание и прекрасно тренируют память и технику чтения. Упражнения с лабиринтами необходимы для детей, испытывающих трудности в обучении.

4+

7+

9+

«Ребусландия» Учимся отгадывать головоломки

Умение разгадывать ребусы пригодится ребёнку с первых школьных дней, начиная с освоения азбуки.

В книге задания разного уровня сложности, но все они носят развивающий характер. Книга будет интересна как дошкольникам, так и младшим школьникам.

В чём минусы

Психологи также предупреждают, в чём заключается опасность образного мышления.

Проблема в том, что оно может слишком далеко увести от реальности, особенно если преобладает над действенно-образным и словесно-логическим. Дети, увлечённые собственными образами в голове, начинают не просто сочинять небылицы, но и верить в них. И, если у детей этот перекос легко корректируется с помощью психотерапии, то со взрослыми ситуация складывается гораздо серьёзнее.

Во-первых, многие творческие гениальные люди, у которых образное мышление находится на высоком пике развития, теряют связь с реальностью и начинают мнить себя чем-то вроде божества. Им кажется, что они озарены светом свыше, если им позволено видеть в обычных вещах то, чего не замечают другие. Эго раздувается до неимоверных размеров, что приводит к социальной дезадаптации и различным расстройствам личности.

Во-вторых, самые обычные люди под влиянием образов в голове начинают связывать те предметы и явления окружающего мира, между которыми нет ничего общего. Этим объясняется вера в магию, колдовство, потусторонние реальности. Слыша ночью в комнате шорох, они во всех деталях представляют себе настоящего монстра и отрицают наличие мышей в доме. Если с утра в пятницу 13-ого опрокинется солонка и дорогу перейдёт чёрный кот, у таких мнительных людей начнётся паника. А всё потому, что в уме они будут рисовать себе ужасные картины последствий, к которым приведут все эти суеверия.

Ещё один минус в том, что не всегда хватает слов и речевых оборотов, чтобы описать ту картинку, которая складывается в голове. Из-за этого в быту часто возникают противоречия и недопонимания. Например, пришли супруги в магазин выбирать текстиль для спальни. Одному кажется, что это цветовое решение идеально впишется в интерьер, а другой считает, что будет смотреться слишком вызывающе и кричаще. А всё потому, что у них разные представления об одной и той же комнате. Как доказали учёные, женщины видят всё в более ярком цвете и, соответственно, выбирают такие же вещи. Мужчины — с точностью до наоборот.

Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Анастасия Кондратьева

Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: 1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; 2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные.

В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойст-вами и признаками. Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.

Свойства мышления

Основные свойства человеческого мышления – его отвлеченность и обобщенность. Отвлеченность мышления состоит в том, что, думая о каких-либо предметах и явлениях, устанавливая связи между ними, мы выделяем только те их свойства, признаки, которые важны для решения стоящего перед нами вопроса, отвлекаясь от всех других признаков, в данном случае нас не интересующих: слушая объяснение учителя на уроке, учащийся старается понять содержание объяснения, выделить главные мысли, связать их между собой и со своими прошлыми знаниями. При этом он отвлекается от звучания голоса учителя, стиля его речи.

С отвлеченностью мышления тесно связана и его обобщенность. Выделяя наиболее важные, существенные с той или иной точки зрения стороны, связи и отношения, мы тем самым сосредоточиваем свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений. Каждый предмет, каждое событие, явление, взятое в целом, неповторимо, так как имеет множество разных сторон и признаков.

Виды мышления

В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление. Выделяют также мышление интуитивное и аналитическое, теоретическое, эмпирическое, аутистическое и мифологическое.

Наглядно-действенное мышление.

В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Практическая и теоретическая деятельность неразрывно взаимосвязаны.

Лишь по мере развития практической деятельности выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.

Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».

Наглядно-образное мышление.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех — семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Отвлеченное мышление.

На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается, сначала в простейших формах, отвлеченное мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий.

Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук — математики, физики, истории — имеет огромное значение в умственном развитии детей. Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований. Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием.

Интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Теоретическое мышление.

Теоретическое мышление — мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Теоретическое мышление противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Теоретическое мышление руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.

Эмпирическое мышление.

Можно выделить, по крайней мере, три жизненно необходимых функции эмпирического мышления.

Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно заданных свойств и отношений вещей заключается в их разделении, в ориентации на сходное и отличное, в выделении общего представления о предметах.

Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. В зависимости от практико-житейских задач человек одни и те же предметы, явления, ситуации может определять как более или менее сходные и различные.

В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их.

Способы развития мышления

Развитие наглядно – действенного мышления детей.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным.

Для развития наглядно-действенного мышления следует использовать следующие приемы работы с детьми:

1) Обучение анализу зрительного образа (взрослый может обращать внимание ребенка на отдельные элементы предметов, задавать вопросы о сходстве и различии).

2) Учить определять свойства предметов (дети не сразу понимают, что различные предметы могут обладать сходными свойствами; например: «Назови 2 предмета, которые обладают сразу тремя признаками: белый, мягкий, съедобный»).

3) Обучение узнавать объект по описанию возможных действий с ним (например, загадки).

4) Обучение поиску альтернативных способов действия (например, «Что делать, если надо узнать погоду на улице?»).

5) Обучение составлять сюжетные рассказы.

6) Обучение делать логические выводы (например, «Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший?»).

Развитие логического мышления детей.

Для развития логического мышления детей дошкольного возраста используются следующие приемы:

1) Обучение ребенка сравнивать предметы (например, «Найди 10 отличий в следующих картинках»).

2) Обучение ребенка классифицировать предметы (например, игра «Что лишнее?»).

3) Обучение ребенка поиску одинаковых свойств или признаков предметов (например, среди игрушек предложить ребенку найти 2 одинаковые).

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста:

1) Применение упражнений, направленных на формирование умения делить объекты на классы (например, «Прочитай слова (лимон, апельсин, слива, яблоко, земляника) и назови ягоды и фрукты»).

2) Формирование умения давать определения понятиям.

3) Формирование способности выделять существенные признаки предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс познавательный.

Список литературы:

1. Краткий психологический словарь/ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-нД, 1998.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие/Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : Омега Л, 2006.

3. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ А. Л. Тертель. – М. : Проспект, 2006.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн., 1997.

5. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Учебное пособие/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995.

Виды

В зависимости от того, какие представления являются у человека ведущими, психологи классифицируют образный тип мышления следующим образом.

Конкретно-образное мышление

В уме возникает конкретный образ нужного предмета. Покупаете накидку на кресло — и представляете его во всех подробностях, чтобы понять, подойдёт текстиль на него или нет. Оцениваете размеры, изгибы и как впишется в общий интерьер комнаты.

Ассоциативно-образное

В голове возникает не сам образ нужного предмета, а ассоциации, связанные с ними. Если ребёнка укусила собака, то впоследствии в любых сказках и мультфильмах для него это животное будет плохим героем, даже если у него положительная роль.

Действенно-образное

Если вы оказались в районе города, где бывали только раз в жизни, вы будете пошагово вспоминать маршрут, которым шли в прошлый раз. Вот здесь вы стояли, там видели кран, вот этот дом вам был нужен.

Словесно-образное

Проявляется при заучивании материала наизусть. Является основой фотографической памяти для запечатления именно текстов. Некоторые дети, рассказывая стихи, представляют в голове не те картины, которые нарисовал поэт, а расположение строчек в учебнике.

Абстрактно-образное

Акцентирование внимания на существенных сторонах, свойствах, связях представляемого объекта (предмета или явления). Считается высшей формой образного мышления. Позволяет замечать в окружающем мире нечто важное, неуловимое, что скрыто от других глаз. Некоторые специалисты считают, что знаменитый Шерлок Холмс раскрывал преступления не только за счёт дедукции, но и благодаря хорошо развитому абстрактно-образному мышлению. Ведь он мог представить в уме в деталях всё, что происходило в том или ином месте, хотя при этом не присутствовал.

Художественно-образное (творческое)

Это возникновение в голове звуков, иллюстраций, поэтических образов, сюжетов и даже запахов, на основе которых человек создаёт настоящие шедевры, — музыкальные и художественные произведения, новые ароматы, модели одежды, картины.

Каждому человеку присущ свой тип образного мышления.

Комплекс техник и методик для развития образного мышления взрослого человека

Психологами разрабатываются специализированные методики, помогающие осознать задатки собственного образного мышления, обратить внимание на его проблемы и развить его для дальнейшего активного использования. Предлагаем некоторые из них:

Мысленное представление реальных предметов: комнаты в квартире, бегущего по степи коня или капли утренней росы, друга детства, концертного зала, лица знакомого или недавно увиденного на улице человека и т.д. – что угодно, попадающееся каждый день на глаза или когда-либо виденное. Мысленное представление несуществующих предметов: сказочных существ (Змея Горыныча, единорога, хоббита, Белоснежки и семи гномов и т.д.), молочной реки с кисельными берегами, скатерти-самобранки, многорукого бога Шивы, ангелов и т.д. Мысленное представление недавнего события: спортивного соревнования или праздничного ужина, кинокартины с детальными лицами, обстановкой, цветовой гаммой, словами и звуками. Представляйте даже запахи. Техника квадрата бокового зрения предлагает при сохранении взгляда в прямом направлении рассмотреть периферийное поле зрения. Закройте глаза и мысленно воспроизведите увиденное, для облегчения задачи разбив периферийное пространство на четыре квадрата с анализом деталей в каждой части. «Я представляю пять…»: пять предметов одного цвета, пять предметов на букву «К» (или любую другую), пять вещей меньше 10 см, пять подземных объектов (крот, корни деревьев, червяки и т.д.), пять доставляющих удовольствие предметов (десерт, ванна, пляж) и т.д.

6. Представление геометрических тел (плоских и объемных, от простейших шара и куба до многовершинных 3D-фигур) с усложнением задачи их размещением в пространстве и движением относительно друг друга. Начать рекомендуется с одного объекта, добиваясь четкого видения, а затем, добавляя другие, создавать их движение. Не концентрируйтесь на одном геометрическом теле, а удерживайте в поле мышления как можно больше четких законченных образов.

7. Работа с чувствами. Представляем положительную эмоцию: восторг, изумление, радость, удивление и т.д. Насколько наглядно удастся представить лицо стороннего человека или собственное лицо при переживании надежды, любви, апатии, ревности и т.д.?

Не рекомендуется пытаться насильно улучшить представляемые образы, если они оказались недостаточно четкими и яркими, — идея создания образа важна и полезна сама по себе. Отметьте базовые признаки (форма, текстура, цвет, размер, качество) и сконцентрируйтесь на них, постепенно углубляясь до деталей. Со временем образ станет устойчивым, а на его создание не понадобиться много времени.

Диагностика

Можно пройти самый простой тест на образное мышление. Внимательно посмотрите на изображения и постарайтесь разглядеть в них, кроме основного предмета, и те, что художник тщательно скрыл от прямого взгляда. Чем быстрее вы их увидите, тем лучше.

Ещё один тест, который позволит определить, какой тип мышления у вас преобладает и насколько развито образное. Прочитайте утверждения, поставьте плюсы (галочки) напротив тех, которые относятся к вам.

Интерпретация результатов

Подсчитайте количество плюсов (галочек) в соответствии с этой таблицей и посмотрите, насколько у вас развито образное мышление по сравнению с остальными.

Если в колонке НОМ значится до 2 плюсов — это низкий уровень развития, 3-5 — нормальный, 6-8 — высокий.

Методы диагностики и исследования

Уровни

Формирование образного мышления достигается к семи годам и является основным вкладом в общий процесс становления психики.

Степень развития поделена на три уровня: низкий, средний и высокий.

  • В то время как при самом низком уровне ребенок не видит связей предметов и имеет очень маленький словарный запас.
  • Средний уровень характерен выполнением заданий только с подсказками взрослого.
  • При высоком уровне развития дети могут выстраивать связный рассказ, видеть общее и объединять предметы в группу.

Нарушения

Основное нарушение – это задержка развития. Дети не тянутся к игрушкам, у них нет желания потрогать предмет они однообразны в своих действиях.

Ребенок очень плохо осваивают такие действия, как приседания или ходьба боком, или спиной. Он не видит то, к чему может привести определенное действие, его трудно научить застегивать куртку или завязать шнурки.

Во взрослой жизни люди с нарушениями очень неловки. Часто они оказываются несостоятельны в быту, не следят за порядком. В некоторых случаях недоразвитие образного мышления может сочетаться с ускоренным развитием других видов мышления.

Методика

Чаще всего для выявления затруднений в развитии этого мышления используются следующие тесты и методики, включающие в себя:

  • классификацию предметов;
  • разрезанные картинки;
  • исключение предметов;
  • сравнение и понятие;
  • кубики Кооса.

Как развить

Даже если у вас низкий уровень образного мышления, не стоит расстраиваться. Во-первых, это значит, что у вас ведущими являются другие. А во-вторых, если уж вам так необходимо именно оно, его всегда можно развить.

Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы быть успешным в дальнейшем обучении и для развития творческих способностей ребёнку очень важно научиться образному мышлению. Ему надо дозированно и в соответствии с возрастом давать задачи на развитие НОМ.

  • 3 года

Давать задания на распределение предметов по группам. Он должен с лёгкостью разделять рисунки с животными и людьми, зелёные и красные яблоки, звёздочки и треугольники. Так формируется топологическая структура образов в голове на основе простейшей операции сравнения.

  • 4 года

Дать задание нарисовать для домика забор. Если трёхлетнему малышу допустимо сделать его в виде волнистой линии, то в 4 года к типологической структуре формирования образа добавляется проективная. Он должен выстроить забор прямым.

  • 5 лет

В этом возрасте уже пора формировать математические, порядковые, объёмные образы. Перелейте воду из широкого сосуда в узкий и спросите, где её больше. Или превратите пластилиновый шарик в лепёшку и задайте тот же вопрос. Ребёнок должен видеть, что одинаково и тут, и там.

Для дошкольников тренировка образного мышления должна войти в привычку и стать ежедневной практикой. Это нужно, чтобы максимально подготовить почву для формирования мыслительных процессов и операций, над которыми придётся работать уже в школе. Этому посвящены занятия в большинстве развивающих кружков, об этом должны задумываться воспитатели в детском саду и родители дома. Например, гуляя, можно давать ребёнку различные устные упражнения:

  • найди спрятавшегося в траве кота (в листве — птичку);
  • на кого похоже облако в небе (лужа на асфальте/сугроб/очертания дерева);
  • найди самый высокий дом;
  • какие предметы синего цвета ты видишь вокруг?
  • можешь ли ты сам найти дорогу домой?
  • что изменилось сегодня на улице по сравнению со вчерашним днём?

Задания на обычную наблюдательность — это и есть упражнения на развитие образного мышления. Точно так же, как и вопросы по прочитанной сказке. Как ребёнок представляет злого волка, хитрую лису, трусливого зайчишку? Пусть подробно описывает их.

Как люди используют образное мышление

Позитивное мышление — что это такое

Образное мышление помогает человеку. С помощью него он может:

  • Ориентироваться в экстремальных и непредвиденных ситуациях. Представляя проблему в виде визуального образа, человек видит решение.
  • Защитить себя от стресса с помощью релаксации. Чтобы справиться с плохим настроением, можно использовать самый простой способ: закрыть глаза, расслабиться, воскресить в памяти приятные события, помечтать.

Релаксация

  • Жизнь в обществе не может протекать без общения с неприятными людьми. Чтобы не впадать в депрессию после необоснованных обвинений, не расстраиваться из-за чрезмерно придирчивого начальства, существует такой способ: после общения с неприятным человеком надо представить его в нелепой позе или образе какого-то животного. Искусство мысленной трансформации грозного обидчика превращает его в забавного персонажа, так негативные эмоции замещаются снисходительной улыбкой.
  • Визуализированные мечты имеют свойство сбываться. Если индивид четко представил желаемый объект, он будет усердно стараться заполучить его. Визуализированная цель рождает конкретный план по ее достижению.

Важно! Образное мышление наполняет жизнь человека смыслом, яркими красками. Оно становится двигателем самореализации и саморазвития.

Особенности у детей

Образное мышление – основной вид у детей.

Дошкольный возраст

Развитие способности мыслить образами происходит у детей в возрасте 4-5-ти лет.
Дети представляют, что происходит с предметами в пространстве, продолжают развитие сюжета. Они рисуют схематичные изображения, фантазируют и сочиняют.
Образное мышление вырабатывает отклик на произведения искусства, помогает определить нематериальные ценности. В этот период преобладает эмоциональный компонент.

В 5-6 лет появляется способность преобразовать в уме объект и пространство. Дошкольник может представить мир в трехмерном изображении.

В предшкольном возрасте развиваются первые представления о жизненном опыте и попытки использовать его.

Младший школьный возраст

В начальной школе развитое образное мышление помогает ребенку решать задачи, опираясь на схемы и рисунки. Характерной особенностью младших школьников является умение управлять мышлением. Школьники начинают интересоваться явлениями и предметами, выделяя наиболее яркие признаки и наделяя ими воображаемые предметы.

Средние классы

В этот школьный период продолжается развитие образно-чувственного мышления, повышается любознательность.

Подростки

Чувства выходят на первое место, воплощаясь в образах и подростки начинают рисовать, сочинять стихи. Для них становится важной понятийная образная сфера, он погружен в образно-символический мир, а реальность отходит на второй план. Мыслительные процессы тесно связаны с восприятием. Отсутствие жизненного опыта мешает сопоставить воображаемую систему образов с действительностью.

Типы и характеристики

Одно из свойств вида мышления, характеризующегося опорой на представления и образы, – это разноплановость. В создании мысленного образа объекта участвует один или несколько его видов в зависимости от рода информации и от необходимого результата.

Пространственное

Пространственно-образное – это тип, который визуализирует объект в трехмерном измерении, помогает рассчитать расстояние, высоту и другие показатели, определить свойства опираясь на полученные в прошлом знания.

Закладывает умение работать с цифрами и размерами при решении логических и творческих задач.

Ассоциативное

В ассоциативном используются понятия и ощущения, возникающие при виде предмета или его названии. Этот тип мышления имеется у всех. Образы возникают из следов информации, оставленных в полушарии мозга.

Ассоциации бывают вкусовые, слуховые, обонятельные, визуальные и другие.

Конкретно-образное (наглядное)

Конкретно-образное обеспечивает представление изменения предмета, его положения, не взаимодействуя с ним в реальности, а представляя его. Воспроизводит все известные свойства предмета.
Важное свойство конкретно-наглядного вида – установление свойств и сочетаний предметов, которые выходят за рамки привычного. Эта форма доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Больше о том, что такое наглядно-образное мышление, когда формируется и каковы особенности его развития, читайте тут.

Визуальное

Основано на способности зрения проводить обработку информации, выделять определенные объекты из общего, запоминать картинку и воспроизводить ее целиком или по частям.

Это скоростной вид, который помогает переводить любые данные в визуальную форму, определять сходство и различие объектов, взаимосвязь деталей.

Художественное

Понятие освоения действительности и окружающего мира, объединяющее чувства, ощущения и смысл в образе – это то, как называют художественно-образное мышление. Оно способствует формированию, развитию и проявлению отношений, мыслей к происходящему или объекту. Художественно-образный тип, который характеризуется опорой на представления и образы, проявляет себя в искусстве.

Символическая форма

Образно-символическое участвует в объединении знаний о ценностях и отношение к ним. Составляющие проецируются на объект или ситуацию и влияют на мотивацию и личностное отношение.

В ситуации нравственных отношений, образно-символический вид развивает нравственные категории.

Ссылка на основную публикацию
Похожее