Россия, Карачаево-Черкесская Республика, пос. Мара-Аягъы, Коммунистическая улица
Телефон:
+7 (800) 201-95- Показать номер
Пн-пт: 10:00—17:00; сб: 10:00—16:00 по предварительной записи: пн-сб
whatsapp telegram vk email

Консультация для педагогов «Особенности когнитивного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте»

Когнитивное развитие. Часть 1

Каким образом развивается наша способность мыслить логически и ясно? Что происходит в детском мозгу по мере того, как ребенок приобретает навыки понимания и осознавания явлений окружающей действительности? Иными словами, что скрывается за процессом когнитивного развития, и что это вообще такое?

Давайте познакомимся с этим понятием поближе и рассмотрим особенности развития мыслительных процессов у человеческих существ. В данной статье мы познакомим вас с основными явлениями и вехами когнитивного развития, а также с одним из ведущих теоретиков данной сферы – Жаном Пиаже, и выделяемыми им стадиями в этом немаловажном процессе.

В рамках данной статьи мы остановимся на первых двух таких стадиях, а в следующей статье продолжим тему. Там же мы укажем некоторые практические способы и рекомендации для родителей, которые хотели бы помочь своему ребенку в его когнитивном развитии.

Итак, сначала давайте определим, что понимается под данным термином, и какие факторы здесь важны.

Что такое когнитивное развитие

Изучение когнитивного развития позволило сделать шаг в познании психологического здоровья детей и подростков.

Мыслительные процессы необходимы для взаимодействия с окружающим миром. По мере взросления они совершенствуются, что позволяет ребенку, а затем подростку взаимодействовать с внешней средой. Такое изменение, происходящее постоянно, называется когнитивным развитием. Критериями его оценки служат:

  • память;
  • восприятие;
  • способность мыслить категориями, ставить цели и выполнять их;
  • логика;
  • воображение.

Особенности развития Жана Пиаже

Теория когнитивного развития разработана Жаном Пиаже, знаменитым швейцарским психологом и философом. Она касается совершенствующихся способностей детей от рождения до 15 лет. Ученый считал, что мышление ребенка отличается от умственных возможностей взрослого. Дело не только в опыте и житейской мудрости. Отличается качество мыслительных процессов. При этом он выделял характеристики интеллектуальных способностей детей:

  • Умение судить о предмете или явлении, опираясь исключительно на собственные мысли и опыт. Для ребенка не существует иной точки зрения;
  • Склонность воспринимать события, учитывая только результат. Дети не обращают внимания на намерения, влияние дополнительных факторов, учитывают конечные проявления, то, что видят;
  • Привычку одушевлять движущиеся предметы, например, облака, поезд;
  • Относиться к существующим предметам и явлениям, как к созданным людьми;
  • Отсутствие логической связи между умозаключениями.

Когнитивный интеллект ребенка развивается, проходя через несколько стадий, сменяющих друг друга. Одни способности сменяют другие, развиваются. При этом высшая степень совершенства достигается к 15 годам.

https://youtube.com/watch?v=gh6ObNqk0XU

Примечания[ | ]

  1. Здесь и далее: цитаты, кроме оговорённых, принадлежат Ж. Пиаже.
  2. Флейвелл Джон Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967. С. 202.
  3. Флейвелл Джон Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967. С. 222.
  4. Inhelder B., Piaget J. The growth of logical thinking from childhood to adolescence. New York, 1958. P. 108—117; Флейвелл Джон Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967. С. 275—276.
  5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. 2002. С. 494—499.

Как развить когнитивное мышление

Развитие внимания — упражнения для тренировки концентрации

Обратите внимание! Когнитивное мышление можно развивать в любом возрасте. Новая информация, стремление к освоению новых навыков позволят развивать когнитивное мышление постоянно.

Когнитивные способности детей можно развивать следующими способами:

  • Для самых младших подходят игры на мелкую моторику, включающие использование бусин, круп, пуговиц. Можно перебирать мелкие предметы или позволить малышу пересыпать из одной емкости в другую;
  • Детям постарше помогут пазлы, конструкторы, мозаики, сложность которых нужно повышать по мере взросления. Полезны рисование, раскрашивание, вырезание. Далее можно заучивать стихи, пересказывать, составлять истории по картинкам или, опираясь на предложенные фразы.

Дети собирают пазл

Стадии развития личности в психологии

Развитие мышления у взрослого человека и ребенка — рекомендации

Теория Пиаже подразумевает существование трех этапов развития личности. Без успехов на предыдущем этапе невозможно развитие следующего. Для каждого периода характерен свой способ мышления, то, как ребенок воспринимает окружающую действительность.

Сенсомоторный этап

Сенсомоторный этап длится от рождения до двух лет. Младенец начинает познавать мир, и основные впечатления зависят от его восприятия. Многое он делает интуитивно, накапливая опыт, развивая способности. Моторные навыки совершенствуются, и к концу периода малыш в состоянии поставить цель и двигаться к ее выполнению.

Предоперационный этап

Дооперационная стадия продолжается до шестилетнего возраста. На мнение ребенка в детстве трудно повлиять, его точка зрения воспринимается как единственно правильная.

Начинают формироваться точные образы объектов и действия, которые над ними можно совершать. Они начинают существовать не только в действительности, как окружающие предметы, но и в воображении, представляются во внутреннем плане. При рассмотрении предмета ребенок не обращает внимания на всего его стороны. Он концентрируется на единственной детали, не придавая значения остальным.

Стадия операций

Операционная стадия занимает период от 6 до 11 лет. Действия подчиняются логике, мысли связаны между собой. Воображение школьников уже не стоит на первом месте, появляется реальность, с которой они начинают считаться.

Решение логических задач в этом возрасте становится подвластно. Но обобщение пока не постигается. Одни и те же действия над разными объектами могут характеризоваться иначе. Дети младшего школьного возраста пытаются решить ту же проблему заново.

Стадия формальных операций

После 11 лет дети начинают мыслить абстрактно, появляется способность рассуждать, давать определения сложным понятиям, делать логические умозаключения. В юности имеется определенный жизненный опыт, позволяющий анализировать происходящее и делать выводы. Период продолжается до 15 лет.

Исследования периода формальных операций после Пиаже[ | ]

Существуют и более поздние исследования стадии формальных операций, дополняющие и уточняющие результаты Жана Пиаже[5].

Были обнаружены элементы формально-операционального мышления у интеллектуально одарённых детей младшего возраста. Напротив, некоторые подростки и взрослые не достигают истинного формально-операционального мышления из-за ограниченных способностей или особенностей культуры. Так, в одном из исследований решения вербальных задач, требующих логического рассуждения, был выявлен линейный

рост числа школьников, решающих задачи в соответствии с критериями стадии формальных операций, от 4-го к 12-му классу (приблизительно от 10—15 % к 80 % соответственно).

Переход к формальным операциям не совершенно резок и универсален, но более специфичен по отношению к областям знания, в которых подросток особенно компетентен.

Возраст, в котором ребёнок достигает стадии формальных операций, зависит от того, к какому социальному слою он принадлежит.

Даже подростки и взрослые с высоким интеллектом не всегда решают задачи на доступном им уровне формально-операционального мышления. Это может происходить, если задача кажется человеку слишком далёкой от реальности, если человек утомлён, скучает, чрезмерно эмоционально возбуждён, фрустрирован.

Упражнения для развития когнитивного мышления

Развитие интеллекта — как можно улучшить свои умственные способности

Некоторые простые упражнения помогут развить когнитивные способности не только детям, но и взрослым:

  • произносить услышанные слова наоборот;
  • пользоваться устным счетом;
  • вспоминать о произошедших за день событиях или возвращаться в памяти к давнему прошлому, сохраняя хронологию;
  • пытаться искать новый маршрут, добираясь до привычного места;
  • использовать слабую руку при выполнении ежедневных действий, например, писать или чистить зубы левой рукой (для правшей);
  • визуализировать информацию, которую нужно удержать в памяти;
  • рисовать двумя руками одновременно.

Пример упражнения

Важно! Следование упражнениям поможет достичь временного эффекта. Для развития, повышения эффективности когнитивных способностей необходимы регулярные тренировки.

Причины критики концепции Пиаже

Пиаже в своих исследованиях не уделял внимание такому компоненту, как социальный статус детей. Считал этот фактор незначительным и полагал, что переход от одной стадии развития к другой происходит автоматически. Между тем, дети, способности которых он исследовал, относились к довольно благополучным семьям, имеющим стабильный доход и уважение в обществе.

Обратите внимание! Пиаже мало внимания уделял социологии, не концентрируясь на взаимоотношениях детей и родителей. Поэтому обобщить результаты его исследований, применив на любого ребенка, невозможно. Многие психологи считают, что социальный статус в значительной мере влияет на умственное развитие.

Отмечают, что Пиаже затянул период до начала операций, выделив ему продолжительный временной промежуток. Дети в более раннем возрасте способны мыслить абстрактными категориями и делать выводы из накопленных знаний.

Пиаже считал формально-логическое мышление высшей степенью развития интеллекта. Пик его наступает в юношеском возрасте, к 15 годам. Значит, подросток, учащийся в школе, способен найти решение определенной задачи не хуже и не медленнее мудрого руководителя крупной фирмы. Но это касается только определенного круга вопросов, когда жизненный опыт и умения не подразумевают знание человеческой природы, а только наличие логики и способность производить действия с предметами, явлениями.

Мышление в действии

Несмотря на несовершенство теории Пиаже, она послужила фундаментом для многих профессиональных исследований, касающихся умственного развития детей, дала толчок к появлению новых взглядов на механизм когнитивного мышления.

В настоящее время разработано множество упражнений для детей и взрослых, направленных на улучшение интеллектуальных способностей. Также можно проверить умственный уровень развития и определить направления для работы. Постоянная тренировка и здоровый образ жизни помогут сохранить память и разум в тонусе на долгие годы.

7.3. Теория морального развития л. Колберга

Л. Колберг критиковал Ж. Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются как бы в стороне. Он поставил вопрос — какие познавательные схемы, структуры, правила описывают такие явления, как ложь (которая появляется у детей в определенном воз­расте и имеет свои этапы развития), страх (также являющийся возра­стным явлением), воровство (присуще каждому в детском возрасте).

8 стр., 3666 слов

Формирование и развитие морали

… управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним … место в системе взаимоотношений со сверстниками. Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как …

Пытаясь ответить на эти вопросы, Л. Колберг обнаружил ряд инте­ресных фактов в детском развитии, которые позволили ему постро­ить теорию морального развития ребенка.

В качестве критериев деления развития на этапы Л. Колберг берет 3 вида ориентации, образующих иерархию: 1) ориентацию на авто­ритеты, 2) ориентацию на обычаи, и 3) ориентацию на принципы.

Развивая выдвинутую Ж. Пиаже и поддержанную Л. С. Выготским идею, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, Л. Колберг выделяет в нем несколько фаз, каждая из которых соответствует определенному уровню морального сознания (табл. 7-2).

1. Доморальному (предконвенциональному) уровню соответству­ют: стадия 1

— ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и
ста­дия 2
— ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды — послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения.

2. Конвенциональной морали соответствуют: стадии 3

— модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны зна­чимых других и стыдом перед их осуждением, и
стадия 4
— установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).

3. Автономная мораль переносит моральное решение внутрь лич­ности. Она открывается стадией 5А

— человек осознает относитель­ность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования, усматривая таковое в идее полезности. Затем идет
стадия 5В
— релятивизм сменяется признанием существования некото­рого высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого —
стадия 6
— формируются устойчивые мо­ральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собствен­ной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам и рассу­дочным соображениям.

В последних работах Л. Колберг ставит вопрос о существовании еще 7-й, высшей стадии

, когда моральные ценности выводятся из более общих философских постулатов; однако этой стадии достига­ют, по его словам, лишь немногие.

Таблица 7-3. Стадии морального развития по Л. Колбергу

Логическая стадия Моральная стадия
Символическая, интуитив­ная мысль Стадия 0 — хорошо то, чего я хочу и что мне нравится
Конкретные операции, этап 1 Стадия 1 — послушание из страха нака­зания
Конкретные операции, этап 2 Стадия 2 — наивный инструменталь­ный релятивизм, гедонизм, обмен ус­лугами
Формальные операции, этап 1 Стадия 3 — ориентация на менее зна­чимых других, конформность (межлич­ностная или групповая перспектива)
Формальные операции, этап 2 Стадия 4 — ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка (общественная перспектива)
Формальные операции, этап 3 Стадия 5А — утилитаризм и представ­ление о морали как продукте обще­ственного договора (социальный кон­тракт)

Стадия 5В — ориентация на высший закон и собственную совесть

Стадия 6 — ориентация на универсаль­ный этический принцип

Эмпирическая проверка теории Л. Колберга в США, Англии, Канаде, Мексике, Турции, Гондурасе, Индии, Кении, Новой Зе­ландии, на Тайване подтвердила ее кросскультурную валидность от­носительно универсальности первых трех стадий морального развития и инвариантности их последовательности. С высшими стадиями дело обстоит гораздо сложнее. Они зависят не столько от уровня индиви­дуального развития человека, сколько от степени социальной слож­ности общества, в котором он живет.

Усложнение и дифференциация общественных отношений явля­ется предпосылкой автономизации моральных суждений. Кроме того, стиль моральных суждений индивида неизбежно зависит от того, в чем данное общество видит источник нравственных предписаний — будет ли то Божья воля, общинное установление или просто логи­ческое правило. Центр тяжести проблемы переносится, таким обра­зом, с умственного развития индивида на социально-структурные характеристики общества,

макро- и микросоциальной среды, от ко­торой непосредственно зависит степень его личной автономии.

Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Он считает, что развитие морали как у ребенка, так и у взрослого носит спонтан­ный характер, а потому никакая метрика здесь невозможна.

Ссылка на основную публикацию
Похожее