Опорные понятия
Конфликт – это противоречие между двумя субъектами.
Субъект – участник конфликта.
Объект – сама проблема, из-за которой возник конфликт. Объект обладает такими характеристиками:
- относительность (становится объектом конфликта только в чьих-то глазах, например, власть может стать объектом конфликта);
- связь с историческим моментом;
- ограниченность (достанется не всем, хватит не всем).
Чаще всего объектами становятся ресурсы, статусы и духовные ценности.
Предмет – конкретное материальное выражение объекта. Так, например, объектом может быть статус, а предметом – повышение или прибавка.
Виды направленности конфликтов
- Горизонтальный конфликт. Разногласия возникают между сторонами, которые равны по своему статусу: социальному, профессиональному, материальному и т.д. Обязательное условие – субъекты наделены равным объемом власти.
- Вертикальный конфликт характерен для сторон, которые имеют различия в статусе. Пример: ссора между подчиненным и руководителем, сотрудниками дочернего и головного предприятий.
Причины конфликтов
Среди популярных причин конфликтов можно выделить следующие.
- Неадекватная самооценка. Индивид не воспринимает критику. Он либо злится (завышенная самооценка), либо злится и дополнительно внутренне тяжело переживает конфликт (низкая самооценка).
- Неадекватное представление о себе, ситуации, другом человеке. Возникает от незнания, веры слухам, получения недостоверной информации или от недостатка данных.
- Несовместимость социальных ролей. Внутреннее противоречие одного человека или разные представления об одной и той же роли у двух людей. Например, подростки считаю себя взрослыми, но для родителей они – дети.
- Дискриминация по любому признаку. Речь идет о «своих» и «чужих».
- Ограниченный объем ресурсов, то есть «битва за место, блага».
Причиной конфликта может стать все, что не удовлетворяет потребности одного человека или группы людей, задевает интересы (личные или групповые) и ограничивает поведение и деятельность субъектов.
Классификация по характеру участников
По характеру участников можно выделить несколько видов конфликтов.
- Внутриличностный. Все события разворачиваются внутри одного человека. Это, например, конфликт желаний, или сложность выбора. Например, девушка хочет замуж и семью, но так же хочет сохранить свободу и беспечность. Два противоположных желания создают внутренний конфликт до тех пор, пока она не сделает выбор.
- Межличностный. Происходит между двумя людьми. Обычный спор, ссора, в которой участвуют двое. Конфликт возникает там, где обнаруживается разница между поведением, мнениями или желаниями людей.
- Конфликт одного человека и группы. Такие конфликты случаются, когда один член группы нарушает какие-то внутригрупповые правила или порядок, когда его ценности расходятся с групповыми.
- Межгрупповой. Это конфликт между социальными группами или сообществами. На период конфликта внутри каждой группы очень сплочённая атмосфера, но как только конфликт исчерпает себя, группа может потерять единство. Самый яркий пример – война. Перед лицом общего врага вся страна дружно встаёт, как один. А когда внешний враг побеждён, можно продолжать жить совей жизнью и косо поглядывать на соседа.
Функции конфликта
«В споре рождается истина» – гласит известное изречение. Это действительно так, но это далеко не единственная функция конфликта. Если конфликт конструктивен (о видах позже), то он выполняет следующие функции:
- разрядка напряжения (при благоприятном ведении конфликта оппоненты начинают лучше понимать друг друга);
- информационная и связующая (оппоненты получают новую информацию о себе, друг о друге и ситуации, которую могут использовать в дальнейшем);
- сплочение и структурирование коллектива, организации (речь об объединение людей против кого-то или чего-то);
- стимулирование к изменениям и развитию (поиск новых аргументов для отстаивания своей позиции);
- выражение скрытых идей и мыслей (позволяет более полно понять ситуацию и разобрать все варианты ее решения);
- диагностика межличностных отношений («друзья познаются в беде»).
Деструктивный конфликт (при неодобрительных способах решения) тоже выполняет определенные функции, но они негативны:
- эмоциональное выгорание;
- увольнение, изгнание;
- снижение продуктивности, работоспособности;
- ухудшение взаимоотношений и социально-психологического климата;
- занижение значимости противоположной стороны, неадекватная оценка себя;
- эмоционально тягостная ориентация на саму борьбу и победу, а не на результат (решение проблемы).
По отношению к конкретной личности конфликт также несет в себе положительные и отрицательные функции. К положительным относится:
- самопознание;
- коррекция самооценки;
- снятие собственного напряжения;
- саморазвитие;
- адаптация;
- социализация;
- самоутверждение;
- самореализация.
К негативным влияниям конфликта на конкретную личность относится:
- снижение работоспособности,
- разочарование в себе,
- снижение самооценки,
- потеря мотивации,
- развитие пассивности,
- разрушение мировоззрения,
- потеря ценностей.
Виды политических конфликтов
Конфронтации политической направленности являются неотъемлемой частью исторического формирования государств и развития социума. С одной стороны, политическое противостояние разрушает государственно-правовые институты и социальные взаимосвязи. А с другой – оно обеспечивает подъем на новую ступень политического развития.
Таким образом, конфронтация в политике представляет собой столкновение, целью которого является устранения неприятеля или причинения ему урона. Другими словами, политическая конфронтация возникает тогда, когда осуществление интересов одного государства ведет к ограничению интересов другого.
Политическое противостояние также можно определить в качестве столкновения субъектов политического взаимодействия вследствие расхождения интересов или средств их достижения, соперничества, неприятия ценностей враждебной стороны, отсутствия взаимопонимания.
Все конфликты в политическом мире подразделяются по сферам, типу политической организации, характеру предмета конфронтации.
По сфере распространения противостояние бывает межгосударственным или внешнеполитическим и внутриполитическим.
По типу политической организации конфликты разделяются на конфронтацию тоталитарных режимов и противоборство демократических систем.
По специфике предмета противостояния делятся на статусно-ролевое противоборство, столкновение интересов и конфронтация идентификации и ценностей.
При этом содержимое, обуславливающее эти категории понятий, зачастую совпадает. Так, к примеру, политическое противостояние между государствами может одновременно являться выражением несхожести политического устройства (демократического и тоталитарного) и формулированием интересов и ценностей, которые отстаиваются этими политическим системами.
Структура конфликта
В структуру конфликта входят два элемента:
- Конфликтная ситуация как совокупность причины и условий развития конфликта (противоречие между потребностями, интересами субъектов).
- Инцидент как действия (конфликтогены) одной из сторон, направленные на достижение целей. «Да как он мог, ну все, это была последняя капля! Война, значит, война!»
Конфликтная ситуации в свою очередь базируется на характеристике объекта (реальный или вымышленный), целях и мотивах субъектов (сторон), их особенностях и видении ситуации.
Сами субъекты и объект также входят в структуру конфликта. Кроме того, иногда бывают задействованы второстепенные лица, которые могут оказывать неоднозначное влияние:
- подстрекать ради собственных интересов (провокатор);
- урегулировать разногласия (медиатор);
- поддерживать одну или обе стороны (союзник, группа поддержки);
- планировать и руководить конфликтом (организатор, «кукловод»);
- быть случайно вовлеченным (жертва).
Что нужно делать для разрешения конфликта
Теперь мы представим ориентировочную пошаговую схему разрешения межличностного разногласия. Важно помнить, что криками или рукоприкладством такие ситуации не разрешаются. Нужно отнестись с пониманием к человеку, поскольку он, возможно, даже не знает о том, что конфликт назревал, и делал всё не со зла.
Описать конкретные действия можно через банальную ситуацию: слишком громкий разговор по телефону вашего коллеги в кабинете.
- Определите, что проблема для вас все-таки существует, и она может спровоцировать споры (шум отвлекает от работы).
- Обдумайте то, что вы будете говорить. Помните, что говорить нужно абсолютно спокойно и размеренно, выказывая, скорее, расстройство, чем злость или ненависть к другому человеку. Раздраженный тон еще ни разу не приводил к мирному разрешению конфликтов без последствий.
- Дайте понять другому человеку, что появилась проблема, требующая немедленного разрешения. Базируйтесь на трех сторонах выражения: поведение (когда звонит телефон и начинается разговор…), последствия (…вы не можете собраться и работать с высокой эффективностью…) и чувства (…что отнимает больше сил и энергии и портит настрой).
- Не давайте человеку сменить тему разговора, поскольку он может начать увиливать и не признавать наличие конфликта, объясняясь в нашей ситуации тем, что «все так делают».
- Далее стоит предложить выход из ситуации, указать на то, что это малоприятно любому человеку. Скажите, например, что по личным вопросам человек может выходить из помещения. Возьмите это за правило в вашем коллективе, договоритесь совместно.
Итак, по этой ситуации можно сделать вывод, что любой конфликт можно разрешить путем переговоров и достижения компромисса, общего знаменателя, который и сводит спор на «нет». Таким способом можно решить любые типы конфликтов.
Стадии конфликта
Можно выделить 4 стадии развития конфликта:
- Формирование конфликтной ситуации, то есть потенциальный конфликт (не всегда осознается самими субъектами).
- Осознание противоречия. Притом оно может быть адекватным (реальное видение ситуации), неадекватным (искаженное видение ситуации), неясным (очевидно напряжение, но не ясна причина), ложным («раздули из мухи слона»).
- Выбор тактики конфликтного поведения. Цель – блокировка намерений и достижений противоположной стороны.
- Разрешение конфликта. Происходит за счет изменения ситуации или отношения сторон к ней. Возможно частичное (устранены внешние признаки конфликта, но у сторон остались внутренние побуждения к противоборству) и полное (внешнее и внутреннее устранение конфликтного поведения и побуждений) разрешение.
Классификации конфликтов
Классифицировать конфликты можно по разному принципу.
По способу решения
- Антагонистические. Характерна категоричная настроенность одной из сторон. По итогу – полный крах и отказ от своих идей у другой стороны.
- Компромиссные. Группа конфликтов, в которых стороны идут на взаимные уступки, изменяют цели и задачи, способы их достижения, чтобы решить общую проблему.
По природе возникновения
- Социальные (между группами, группой и индивидом, индивидами).
- Межгосударственные.
- Национальные.
- Этнические.
- Межнациональные.
- Организационные (между и на предприятии).
- Внутриличностные (противоречия внутреннего мира личности).
По направлению
- Горизонтальные. Стороны не равны в иерархической системе.
- Вертикальные. Стороны равны по статусу, возрасту, то есть в какой-либо иерархической системе находятся на одном уровне.
По последствиям
- Деструктивные. Разрушают отношения.
- Конструктивные. Укрепляют отношения.
По выраженности
- Открытые. Очевидные поступки.
- Скрытые. Косвенное взаимодействие.
- Потенциальные. Скрытая агрессия.
По количеству участников
- Внутриличностные. Противоречие мотивов, потребностей и интересов одного человека.
- Межличностные. Несогласие двух людей по какому-то вопросу.
- Между группой и личностью. Например, ребенка не принимают в классе.
- Межгрупповые. Например, противостояние молодежных субкультур.
- Внутригрупповые. В свою очередь подразделяются на конфликт безысходности (полная несовместимость участников группы), неопределенности (неоднозначный характер взаимоотношений участников), влечения и боязни (взаимоотношения между костяком группы и остальными участниками).
Предлагаю вам подробнее рассмотреть наиболее популярные конфликты, классифицируемые по природе и количеству участников.
Какие типы и виды конфликтов существуют
В зависимости от метода разрешения конфликты подразделяются на:
- Компромиссные. Разрешение конфликтных ситуаций в данном случае осуществляется путем поиска наиболее подходящего обеим сторонам компромисса. При этом одна или обе стороны должны извлечь пользу из ситуации в виде компенсации за моральный вред/материальный ущерб. Пример: за срыв оговоренных сроков поставки продукции поставщик обязуется снизить расценки на свои услуги;
- Антогонистичные. Противостояние разрешается путем разрушения структурных конструкций (словесных, поведенческих, эмоциональных) участника, который проиграл противоборство. Второй вариант – отказ стороны от дальнейшего участия в поединке. Пример: победа в предвыборной гонке.
Типы конфликтов различаются по сфере, в которой они проявляются, степени выраженности, направленности, числу сторон, а также потребностям. Но обо всем по порядку.
Этнонациональный конфликт
Это противоречия между странами и народами. К причинам таких конфликтов относится:
- территориальные споры;
- культурные, исторические, экономические и социальные разногласия;
- конкуренция при разделении труда;
- борьба за ресурсы.
Этнонациональные конфликты развиваются дольше других. Для них характерен латентный период (выдвижение требований), этап проявления (санкции, начало действий), активный период (атаки, удары) и, собственно, результат (последствия).
Как правило, решаются такие конфликты сначала силой, потом поиском компромисса и сотрудничеством. Это вопросы политики, потому я не хочу подробнее залезать в эти дебри. Давайте лучше о чем-то более бытовом и менее масштабном поговорим.
Социально-экономический конфликт
Эти типы конфликтов связаны, прежде всего, с материальным благосостоянием каждого гражданина страны, да и, собственно, любого человека в мире.
Они в первую очередь касаются трудоустроенных людей, которых очень заботит уровень их заработной платы, любых выплат, пенсионных и социальных. В данном случае конфликт часто вызван несоответствием оплаты труда и вкладываемых в него сил, интеллектуальных возможностей, личностных качеств и амбиций и прочего.
Межличностный конфликт
Противостояние двух людей имеет свои отличительные особенности:
- Противоборство происходит здесь и сейчас (лично, по телефону, через интернет).
- В процессе вскрываются все причины (общие и частные, внешние и внутренние).
- Это противостояние индивидуально-психологических особенностей (характера, темперамента, воли, интеллекта).
- Присутствует высокое эмоциональное напряжение, оказываются задействованы все стороны отношений.
- Конфликт задевает интересы не только двух людей, но и тех, кто с ними живет, общается, работает.
Межличностный конфликт возникает на фоне:
- негативной оценки поступков человека, принижения его значимости;
- демонстрации превосходства;
- преуменьшения заслуг другого человека;
- нарушения личного пространства;
- угроз, упреков;
- негативного эмоционального состояния одного из партнеров;
- перебивания;
- антипатии.
Конфликт двух людей проходит через следующие этапы:
- осознание цели,
- спор,
- угрозы,
- действия,
- привлечение других,
- удары,
- саморазрушение.
Разрешение межличностного конфликта
Очевидно, что без урегулирования конфликт ничего хорошего не принесет. Тут-то и приходят на помощь классические стратегии поведения в конфликте, которые подбираются согласно особенностям оппонентов, причине конфликта, цели и сложившихся условий.
Разрешению межличностного конфликта способствуют несколько психологических хитростей:
- подчеркивать индивидуальность оппонента;
- обращаться по имени;
- уважать права оппонента;
- акцентировать внимание на положительных чертах человека напротив («Ты внимательный и заботливый отец, интересный собеседник, если бы еще и мужем был романтичным»);
- соединять время (постараться забыть про «здесь и сейчас», привязывайте прошлое и заглядывайте в будущее);
- делать комплименты;
- акцентировать внимание на социальной роли оппонента.
Профилактика межличностного конфликта
Как можно предотвратить зарождающийся межличностный конфликт? Вот несколько рекомендаций.
- Если оппонент агрессивен (кричит, злится), то дайте ему время для разрядки. Просто спокойно ждите. Важно не выглядеть при этом высокомерными. Говорить что-либо точно бессмысленно – вас не услышат.
- После попросите по фактам, а не эмоциям выразить недовольство.
- Снижайте агрессию смешными, добрыми неожиданными вопросами, но будьте осторожны, так как это применимо не всегда.
- Смените «ты» на «я». То есть не «ты меня обманул», а «я чувствую себя обманутым».
- Выделите проблему (а не эмоции, симпатии и антипатии) и подумайте, как ее можно решить.
- Не ищите виноватых. Примите факт проблемы, представьте, что она возникла у кого-то другого. Как ее можно решить? Выражайте по очереди предложения.
- Не забывайтесь тормозить, выжидать, если эмоции снова накаляются.
- Помните о том, что всегда нужно уважать свою личность и своего оппонента. Не оценивайте человека, оценивайте поступки. Не «ты необязателен», а «ты не выполнил свою обязанность».
- Повторяйте фразы оппонента, уточняйте, правильно ли вы уловили смысл его слов.
- Оставайтесь на равной позиции. Не уходите вверх на уровень превосходства, но и не опускайтесь в глазах оппонента.
- Не доказывайте. Выскажите или запишите позиции каждой стороны, определите, чего у них общего, а чего отличного.
- Не бойтесь искренне извиниться. Это всегда вызывает уважение со стороны оппонента и меняет ход разговора.
- Если хотите сказать что-то грубое, недостойное, то лучше ничего не говорите.
- Не констатируйте нежелательное состояние оппонента («вот опять бесишься»).
- Не переходите на личности и хлопки дверями.
Можно расписать ситуацию в виде таблицы. Это поможет все скомпоновать воедино, оценить цельно позиции обеих сторон, а формальный характер усмирит эмоции. Включите в таблицу такие пункты, как проблема, цели, препятствия, опасения, сильные стороны, возможности, личные потребности, эмоции, недостающая информация, точки соприкосновения.
В большинстве своем люди готовы к компромиссу или сотрудничеству, но другой вопрос, что мало кто готов сделать первый шаг к решению конфликта.
Семейный конфликт
Семейные конфликты могут возникнуть между детьми, детьми и родителями, родителями и прародителями, супругами и так далее, вариантов масса. Очевидно, что в семье избежать противоречий невозможно, но их можно и нужно рационально преодолевать. К популярным причинам семейных конфликтов относится:
- эгоизм одного или нескольких людей;
- завышенная самооценка одного или нескольких членов;
- неудовлетворенная потребность в самоутверждении;
- неумение общаться;
- финансовые проблемы или завышенные материальные требования одного из супругов;
- разногласия в вопросах воспитания и ведения хозяйства;
- несовпадение темпераментов и нежелание узнавать друг друга;
- вредные привычки у одного из супругов;
- проблемы в сексуальной жизни.
К разрушительным тактикам относится (этого нужно избегать):
- лицемерие;
- пустые обещания;
- бегство (уйти, уснуть, отмолчаться);
- лживое соглашение (лишь бы отстали);
- унижение и разрушение чего-то значимого для партнера (косвенные удары);
- удар в тайны (больные места, которые вам доверили);
- месть при удобном случае;
- приписывание второстепенных проблем.
Вместо этого нужно:
- планировать разговор (время и место, участников);
- четко видеть предмет и объект конфликта;
- быть корректным (если критикуешь, то сразу предлагай альтернативу);
- полностью, но в допустимой форме выражать свои эмоции и чувства (положительные и отрицательные);
- повторять слова оппонента, чтобы убедиться в их правильном понимании и лучше понять его позицию;
- разложить сложную проблему и большой разговор на несколько маленьких;
- между ними занимать время чем-то приятным;
- сравнивать на новых беседах былую информацию и картину, образовавшуюся с учетом новых данных;
- предлагать свою помощь партнеру.
Не разжигайте конфликт, будьте готовы делать первые шаги, утройте неожиданный сюрприз, оказывайте знаки внимания, не культивируйте обиды.
Отцы и дети
Конфликты родителей и детей, пожалуй, занимают одну из лидирующих позиций. В целях профилактики детско-родительских конфликтов рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций.
- Изучайте психолого-педагогические особенности детей, повышайте свою педагогическую культуру.
- Создайте семейные традиции, коллективные увлечения и трудовые занятия.
- Будьте реальны в своих требованиях, подкрепляйте теорию практикой.
- Придерживайтесь одной воспитательной линии со всеми родственниками.
- Интересуйтесь жизнью ребенка (увлечения, проблемы, интересы, успехи).
Тест по конфликтологии, 80 вопросов с ответами
1. Конфликтология как самостоятельное направление в социологии выделилась: а) в конце 50-х г. XIX века; б) в конце 50-х г. XX века; в) в начале XVII века.
2. В группу методов управления конфликтами входят (исключите лишнее): а) структурные методы; б) метод картографии; в) опрос.
3. Кому принадлежит фраза: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье не будут чувствовать вражды»:а) Конфуцию; б) Гераклиту; в) Платону.
4. Динамика конфликта находит свое отражение в двух понятиях (исключить лишнее): а) этапы конфликта; б) фазы конфликта; в) содержание конфликта.
5. На какой фазе конфликта возможности разрешения конфликта самые высокие:а) начальной фазе; б) фазе подъема; в) пике конфликта; г) фазе спада.
6. Конфликт в переводе с латинского означает: а) соглашение; б) столкновение; в) существование.
7. Конфликт как особый тип социального взаимодействия рассматривается в: а) психологии; б) социологии; в) педагогике.
8. Ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторон-участниц называется: а) конфликтными отношениями; б) конфликтной ситуацией; в) инцидентом.
9. Конфликт равен:а) конфликтная ситуация + инцидент; б) конфликтные отношения + конфликтная ситуация; в) конфликтные отношения + инцидент.
10. По степени вовлеченности людей в конфликты выделяют конфликты (исключите лишнее): а) межличностные; б) межгрупповые; в) классовые; г) межгосударственные; д) межнациональные; е) внутриличностные.
11. Особым типом конфликта, целью которого является получение выгоды, прибыли или доступа к дефицитным благам называется: а) конфронтация; б) соперничество; в) конкуренция.
12. Основными моделями поведения личности в конфликте являются (исключите лишнее): а) конструктивная модель; б) деструктивная; в) конформистская; г) нонконформистская.
13. Какому типу конфликтной личности принадлежат следующие характеристики: неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив, непоследовательность поведения, недостаточно хорошо видит перспективу, зависит от мнения окружающих, не обладает достаточной силой воли, излишне стремится к компромиссу: а) ригидному; б) сверхточному; в) «бесконфликтному».
14. Одной из основных и эффективных форм участия третьего лица в разрешении конфликтов является:а) переговорный процесс; б) сотрудничество; в) компромисс.
15. Профессиональный посредник называется: а) суггестором; б) медиатором; в) коллегой.
16. Классически выделяют три варианта посредничества (исключить лишнее): а) дизъюнктивный; б) конъюктивный; в) субъективный; г) смешанный.
17. Вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями, называется:а) манипуляцией; б) суггестией; в) гипнозом.
18. К какой тактике относится прием «закрытая дверь»: а) ультимативной тактике; б) тактике выжимания уступок; в) тактике лавирования.
19. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, явлений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, называется:а) конфликтом; б) конкуренцией; в) соревнованием.
20. Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимодействий, называются:а) конструктивными; б) деструктивными; в) реалистическими.
21. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами: а) К. Маркса и Ф. Энгельса; б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда; в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа; г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотта; д) Р. Фишера, У. Юри, К. Томаса.
22. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал:а) Ч. Освуд; б) В. Линкольн; в) Л. Томпсон; г) Р. Фишер; д) Ш. и Г. Боуэр.
23. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан: а) в 1972 г. в США; б) в 1986 г. в Австралии; в) в 1989 г. в Германии; г) в 1985 г. Швейцарии; д) в 1992 г. в России.
24. В России центр по разрешению конфликтов был создан: а) в Москве в 1992 г.; б) в Санкт-Петербурге в 1993 г.; в) в Сочи в 1995 г.; г) во Владивостоке в 1993 г.; д) в Твери в 1998 г.
25. Какой из приведенных методов относится к группе методов управлениями конфликтами: а) социологический метод; б) метод тестирования; в) метод картографии; г) метод наблюдения; д) метод эксперимента.
26. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются: а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя бы одного из них одержать победу над другим; б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними; в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций; г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях; д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.
27. Конфликтная ситуация — это: а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия; б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними; в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений; г) причина конфликта; д) этап развития конфликта.
28. Причина конфликта – это: а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия; б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт; в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его; г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними; д) то, из-за чего возникает конфликт.
29. Конфликтогены – это:а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту; б) проявления конфликта; в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности; г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта; д) поведенческие реакции личности в конфликте.
30. К какому типу кофликтогенов относятся следующие действия: «Приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка»: а) снисходительное отношение; б) негативное отношение; в) менторские отношения; г) нарушение этики; д) нечестность и неискренность.
31. Управление конфликтами — это: а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики; б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт; в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними; г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними; д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.
32. Содержание управления конфликтами включает:а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение; б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение; в) прогнозирование, регулирование, разрешение; г) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение; д) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, разрешение.
33. Предпосылками разрешения конфликта являются:а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта; б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности; г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе.
34. Основными моделями поведения личности в конфликте являются: а) конструктивная, рациональная, деструктивная; б) компромисс, борьба, сотрудничество; в) рациональная, иррациональная, конформистская; г) конструктивная, деструктивная, конформистская; д) борьба, уступка, компромисс.
35. Кто из ниже перечисленных ученых разработал двухмерную модель стратегий поведения личности в конфликте:а) К. Томас и Р. Киллмен; б) Х. Корнелиус и Ш. Фейр; в) Д. Скотт и Ч. Ликсон; г) М. Дойч и Д. Скотт; д) Р. Фишер и У. Юри.
36. Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяется в двухмерной модели: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5.
37. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает: а) ригидный тип; б) неуправляемый тип; в) демонстративный тип; г) сверхточный тип; д) «бесконфликтный тип».
38. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:а) обмену информацией; б) налаживанию добрых взаимоотношений; в) достижению взаимопонимания; г) расширению темы общения; д) усилению информационного воздействия на партнера.
39. Технологии рационального поведения в конфликте — это:а) совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтов на основе самоконтроля своих эмоций; б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте; в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями; г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе; д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.
40. Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработаны Д. Скотт:а) визуализация, «заземление», проецирование, очищение ауры; б) визуализация, сублимация, проецирование, «заземление»; в) регрессия, сублимация, визуализация; г) визуализация, выдержка, сублимация, очищение ауры; д) сублимация, рационализация, регрессия, визуализация.
41. Сколько моделей поведения партнеров в переговорном процессе выделяют в литературе по конфликтологии: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5.
42. В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставится основная цель – выигрыш за счет проигрыша оппонента: а) «выигрыш – выигрыш»; б) «выигрыш – проигрыш»; в) «проигрыш – проигрыш»; г) «проигрыш – выигрыш»; д) «выигрыш – проигрыш» и «проигрыш – выигрыш».
43. Внутриличностный конфликт – это: а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач; б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией; в) столкновение противоположно направленных мотивов личности; г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности; д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.
44. Кому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе между эросом и танатосом, как природной основе внутриличностных конфликтов:а) З. Фрейду; б) А. Адлеру; в) К. Юнгу; г) Э. Фромму; д) К. Левину.
45. Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстраверсии и интроверсии, как объективной природе внутриличностных конфликтов: а) З. Фрейду; б) А. Адлеру; в) К. Юнгу; г) Э. Фромму; д) К. Левину.
46. Формами проявления внутриличностных конфликтов являются: а) неврастения, эйфория, сублимация, идеализация, номадизм, рационализация; б) неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализация; в) неврастения, эйфория, идеализация, проекция, рационализация, вытеснение; г) неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, переориентация; д) компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение.
47. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В.Линкольну связан с такими формами их проявления как: верование и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.): а) информационные факторы; б) поведенческие факторы; в) факторы отношений; г) ценностные факторы; д) структурные факторы.
48. Определите тип межличностного конфликта по модели межличностных отношений: + ± а) взаимно-положительный; б) взаимно-отрицательный; в) односторонне положительно-отрицательный; г) односторонне противоречиво-положительный; д) взаимно-противоречивый.
49. К групповым конфликтам относятся конфликты: а) личность – группа; б) группа – группа; в) личность – группа и группа – группа; г) руководитель – коллектив; д) микрогруппа – микрогруппа внутри коллектива.
50. Конфликт в обществе – это: а) конфликты в любых социальных группах; б) конфликты в больших социальных группах; в) конфликты между государствами; г) конфликты в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной и духовной); д) конфликты, субъектами которых выступают нации, государства, классы, партии, союзы и т. д.
51. Политические конфликты – это: а) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе стремления к захвату политической власти; б) противоборство субъектов социального взаимодействия в период решения вопроса о политической власти; в) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением и ролью в системе власти; г) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением в обществе; д) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением в сфере политических отношений.
52. Основным предметом политических конфликтов является: а) политический интерес; б) политическая власть в различных социальных структурах; в) государственная власть; г) политическое сознание людей; д) политические партии.
53. Социальные конфликты – это: а) конфликты между государственными структурами по поводу реализации социальных гарантий граждан; б) конфликты между государственными и общественными структурами по поводу социальных гарантий граждан; в) особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением прав и гарантий в социальной сфере; г) особая форма противоборства граждан с властями за улучшение их социально-экономического положения; д) конфликт между гражданами и властями, выражающийся в гражданском неповиновении.
54. Наиболее распространенными и острыми конфликтами духовной среды являются: а) религиозные конфликты; психологические конфликты; конфликты в сфере искусства; б) психологические конфликты; конфликты в сфере общественного сознания; религиозные конфликты; в) конфликты в сфере идеологии; конфликты в сфере общественной психологии; конфликты в массовом сознании; г) религиозные конфликты; идеологические конфликты; конфликты в сфере искусства; д) психологические конфликты; конфликты в сфере идей; конфликты на основе эстетических противоречий.
55. Конфликт в организации – это:а) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации; б) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации и за ее пределами; в) конфликты между руководством организации и ее сотрудниками; г) конфликты между различными структурными элементами организации; д) конфликты по поводу организационной структуры коллектива.
56. Семейный конфликт – это: а) конфликт между супругами; б) конфликт между родителями и детьми; в) конфликт родственников; г) конфликт между различными семьями; д) конфликт между любыми членами семьи.
57. Сколько кризисных периодов в развитии семьи выделяют социологи: а) 2; б) 3; в) 4; г) 5; д) 6.
58. Под конфликтами в сфере управления понимают: а) конфликт между субъектами и объектами управления; б) конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления; в) конфликты между субъектами управления различных уровней; г) конфликты между руководителем и подчиненными; д) конфликты в процессе принятия управленческих решений.
59. Под глобальными конфликтами понимают: а) конфликты между регионами; б) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации; в) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности и возникающие между мировыми сообществами; г) конфликты, связанные с природными катастрофами; д) конфликты, которые несут угрозу существованию цивилизации.
60. Предметом конфликтологии являются: а) конфликты; б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими; в) любые столкновения.
61.Социо-биологическая теория конфликта выводит его причину из: а) социального неравенства людей б) естественной агрессивности человека вообще в) несовершенства человеческой психики
62. Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:а) нехватка средств к существованию б) деньги в) престиж г) власть
63. Заблаговременная подготовка возможного отступления на подготовленные позиции — это:а) рефлексивная защита б) рефлексивное управление в) рефлексивный прогноз
64. Какая дилемма выбора модели поведения более всего типична для конфликта: а) стремление — избегание» б) двойное «стремление — избегание» в)»избегание — избегания»
65. Стратегические методы разрешения конфликта:а) планирование социального развитияб) конкретные требования к работе каждогов) система поощрения за инициативу г) добросовестность
66. В каком случае конфликт рассматривается на психологическом уровне:а)когда в его основе лежат личные противоречия б) таких случаев нет в) когда в его основе лежат групповые противоречия
67. Поддержание сотрудничества как форма предупреждения конфликтов представляет собой деятельность:а)по укреплению нейтральных или дружеских взаимоотношений б) по регуляции взаимоотношений в) по выдвижению контрмотивов, способных заблокировать агрессивные намерения
68. Чередование этапов развития конфликтной ситуации: а) произвольно б) не обязательно в) обязательно последовательно
69. Забастовочный комитет можно определить как:а) организатор конфликта б) подстрекатель конфликта в) пособник конфликта
70. Ролевое поведение участников конфликта детерминировано:а) своими социальными функциями и рольюб) личностными особенностямив) своими интересамиг) ситуациейд) намерениями оппонентов
71. Норма как фактор предупреждения конфликтов предполагает определенное воздействие. Какое:а) ценностноеб) принудительноев) информационное
72. Изживание «субкультуры насилия» как метод предупреждения конфликтов является:а) социальным б) психологическим в) культурным
73. Современная теория конфликта исходит из ряда посылок:а) конфликт — есть напряженность, деформация внутри системы, социальное бедствиеб) конфликт присущ человеку как и всем животнымв) конфликт функционален для социальных систем,г) созидателенд) конфликт происходит из-за разделения людей на классы
74. Подкуп, кулуарные переговоры, обман характерны для какого метода разрешения конфликта: а) «сглаживание» б) «скрытых действий» в) «быстрого решения»
75. Лицо, которое подталкивает других участников к конфликту называется: а) посредник б) пособник в) подстрекатель
76. Стресс, сопровождающий любой конфликт, накладывает отпечаток на его протекание. Это суждение: а) не верно б) верно в) отчасти верно
77. Метод практической эмпатии означает: а) многообразное воздействие на оппонента б) использование личностных особенностей оппонента в) психологическую «настройку» на оппонента
78. К простой форме паталогической конфликтности относят:а) саботаж б) протест в) бойкот
79. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления. Это суждение: а) не верно б) верно в) отчасти верно
80. Возможность «беспредметного» конфликта:а) реальна в ряде случаев б) исключен в) реальна
Тест по педагогической психологии
КОНФЛИКТЫ
Тесты для проверки знаний по психологии » Конфликты: некоторые основные понятия .Проверьте ваши знания краткого курса конфликтологии. Приведены задания касающиеся основных понятий и определений. Причины, участники, стили поведения в конфликтах. Тест состоит из 12 вопросов и может быть полезен в процессе подготовки к экзаменам.
1.Конфликтная ситуация – это
Стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта
Внутриличностный конфликт
Один из самых сложных видов. Внутриличностный конфликт словно расщепляет человека на два лагеря (а то и больше). Его оппонент всегда находится рядом с ним, в этом и сложность.
Внутриличностный конфликт может быть мотивационным, нравственным, ролевым, между желаниями и действительностью, адаптационным, из-за неадекватной самооценки. Он может проявляться:
- неврастеническими состояниями (раздражительность, подавленность, проблемы со сном, головная боль, сниженная работоспособность);
- эйфорией (истеричный смех, показное веселье);
- регрессией (возвращение к поведению более раннего возраста или вовсе примитивным формам, уход от ответственности);
- проекцией (необоснованная критика других, приписывание им своих негативных качеств);
- номадизмом (частые перемены в любой сфере жизни, нестабильность);
- рационализмом (самооправдание любых своих поступков).
К положительным влияниям внтуриличностного конфликта относится (при благоприятном преодолении):
- мобилизация и активизация ресурсов личности;
- самопознание и формирование адекватной самооценки;
- «что не убивает нас – делает сильнее»;
- саморазвитие и самоактуализация личности;
- обогащение внутреннего мира.
К негативным последствиям внтуриличностного конфликта относится (при неблагоприятном преодолении):
- дезорганизация личности;
- снижение продуктивности;
- остановка развития или деградация;
- агрессия или покорность человека, либо другая защитная реакция (подробнее об этом читайте в статье «Механизмы психологической защиты личности»);
- сомнения, тревожность, подавленность, депрессия и другие психические расстройства;
- потеря смысла жизни;
- ощущение собственной неполноценности и никчемности.
В группе такой человек выглядит отстраненным, асоциальным, невнимательным, грубым или несобранным, молчаливым, чувствительным к критике.
Национально-этнический конфликт
Такого рода несогласия возникают на почве защиты интересов рас и наций. Здесь фигурирует понятие расизма, которое, к сожалению, не будет искоренено никогда. В мире есть и будут люди, презирающие другие нации из-за разности религий, цвета кожи, традиций и обычаев. Это очень неправильно, но сделать с этим ничего нельзя. К счастью, большинство людей абсолютно миролюбивы и относятся ко всем одинаково.
Также стоит отметить, что эти конфликты условно делятся на два подвида — горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные возникают между этническими группами, а вертикальные — это разногласия между государством и группой, к примеру, чеченский.
Организационные конфликты
Конфликты между участниками одной или нескольких организаций могут быть вызваны внешними и внутренними факторами. К внешним относится:
- нестабильная социально-экономическая обстановка в стране или неблагополучные условия;
- изменение законов, выплат, пособий, льгот;
- изменение правовых возможностей работников.
К внутренним факторам относится:
- разрушающий стиль руководства;
- замалчивание, нежелание выполнять обязанности, нарушение прав рабочих;
- активная деятельность неформальных лидеров;
- изменение производственного процесса без учета интересов работников.
К признакам конфликта в организации относится:
- официальные или неофициальные факты унижения личности;
- резкая смена обязанностей (нередко без учета интересов работника);
- халтура, уклонение от выполнения приказов начальства;
- оскорбления;
- деление на неофициальные группы;
- формализм;
- подавленность отдельных работников;
- негативные отзывы служащих.
Решается с помощью выбора третьего лица для управления конфликтом и устранения его причин, особенно если они носят нормативный характер. Примерный ход решения такого конфликта будет представлен ниже.
Межгосударственные конфликты
Отдельной группой стоит выделить конфликты между государствами. Причинами их могут стать все вышеперечисленные конфликты, и другие факторы, которые в совокупности приходят к противоречию интересов двух и более стран.
Как ни обидно, но такого рода споры, которые зачастую возникают между главенствующими ветвями государств, приводят к ответственности всех граждан. Последствиями таких несогласий являются войны, кризисы и дефолты, ограничение сотрудничества между странами и многое другое.
В данной ситуации регулированием всех такого рода несогласий занимается ООН, которая является международной и имеет на это полномочия. Эта организация призвана не только на разрешение конфликтных ситуаций, но и на их предотвращение.
Формы завершения конфликта
Конфликт может быть разрешен, урегулирован, затушен, устранен или трансформирован в другой конфликт.
Разрешение
Возникает при условии, что участники настроены на полное решение проблемы и устранение противодействия. Проходит в несколько этапов:
- Определение конфликтующих сторон.
- Выявление личностных особенностей, мотивов, целей и интересов каждой из них.
- Выявление истиной причины.
- Определение намерений сторон и их понимания ситуации.
- Сбор мнений лиц, не задействованных непосредственно в конфликте, но заинтересованных в его благополучном разрешении.
- Выбор оптимальной стратегии для решения конфликта. При выборе важно учитывать характер причины, особенности участников, нацеленность на улучшение взаимоотношений.
Урегулирование
Предполагает включенность в процесс завершения конфликта независимого третьего лица. При этом ему важно быть максимально беспристрастным. В результате урегулирования удается повысить доверие сторон, наладит между ними прямой контакт, организовать совместное спокойное обсуждение, действовать в интересах урегулирования конфликта. Процесс также протекает в несколько этапов:
- Выяснение причин, а не поводов конфликта.
- Определение полномочий третьей стороны.
- Выяснение мотивов конфликтующих сторон (зачем они конфликтуют).
Затухание
Предполагает переход открытого конфликта в скрытый, то есть это прекращение противодействия, но сохранение напряжения. Конфликт может затухнуть из-за:
- истощения сторон;
- потери мотива, значимости объекта;
- отвлеченность сторон (возникли другие проблемы, конфликт отошел на второй план).
Устранение
Предполагает устранение конфликтной ситуации (условий, социальной ситуации, предрасполагающей к конфликту) и инцидента (действий оппонентов). Например, работника могут перевести в другой цех.
Трансформация
В процессе взаимодействия меняются мотивы и интересы сторон, от чего возникает новый объект конфликта. Иногда трансформация появляется на фоне не полностью решенного конфликта.
Типы конфликтов по способу разрешения
Подобные виды конфликтов разделяют на:
- Насильственные.
- Ненасильственные.
Насильственными конфликтами считаются разногласия, при которых разрешение проблем происходит посредством разрушения структур всех субъектов конфликта или же отказ всех субъектов, кроме одного, от участия в конфликте. В итоге побеждает та сторона, которая осталась. Такой вид конфликта хорошо прослеживается в ходе спора или политических дебатов.
Ненасильственные конфликты позволяют уладить ситуацию благодаря нахождению компромисса. Например, курьер пообещал доставить вам товар в оговоренные сроки, но не смог этого сделать по ряду независящих от него причин (поломка транспорта, погодные условия, получение травмы).
Заказчик вправе требовать компенсацию за простой, однако взаимная заинтересованность побуждает их прийти к договоренности.
Когда конфликт считается трудноразрешимым и неуправляемым
Конфликт считается трудноразрешимым, когда:
- участники воспринимают его как борьбу;
- участники считают интересы сторон взаимоисключающими;
- у участников изначально расходятся ценности или интерпретация конфликта, от чего и возникают разногласия;
- сторонами выступают социальные институты (например, семья и школа).
Конфликт считается неуправляемым, когда:
- стороны настроены на поддержание конфликта;
- конструктивное взаимодействие невозможно в силу эмоционального накала или особенностей участников;
- возникший конфликт – часть обширного непринятия субъектами друг друга.
Конфликт между личностью и группой
Такие типы конфликтов менее распространены, но все же присутствуют в нашей жизни. В таком случае мировоззрение или, проще говоря, позиция одной личности противоречит мнению остальной группы людей, например, среди сотрудников одного коллектива, или членов семьи.
С другой стороны, такой спор может возникать на почве несоблюдения установленных правил. Как мы знаем, в каждом сложившемся коллективе есть свои правила и моральные устои, которые складываются на протяжении некоторого времени. Когда приходит новый человек, он негласно обязан подчиняться общим правилам, а любое девиантное поведение расценивается как попытка разлада коллектива (разумеется, на подсознательном уровне), из-за этого и возникает несогласие между людьми.
Как управлять конфликтом
Если вы хотите стать третьим лицом, посредником в решении конфликта, то вот вам 16 простых шагов для управления конфликтом:
- Исходя из имеющейся у вас информации, представьте общую картину конфликта и определите суть, оцените потребности и интересы обеих сторон.
- Проведите беседу с тем участником, чья позиция вам кажется более оправданной. Узнайте его видение причин, опасения и желания. Составьте с его слов его видение интересов, желаний и опасений оппонента.
- Побеседуйте так же со вторым оппонентом.
- Проведите беседу с друзьями первого оппонента. Они помогут составить более точную картину интересов, страхов и стремлений.
- То же проведите с друзьями второго оппонента.
- Обсудите видение конфликта (причины, способы регулирования и возможные последствия) с неформальными лидерами группы.
- Обсудите с формальными лидерами.
- Выявите истинную причину и абстрагируйтесь от участников.
- Определите их подсознательные мотивы.
- Обозначьте, в чем каждый оппонент прав, а в чем нет.
- Опишите возможный наилучший и наихудший исход ситуации при каждой позиции. Выясните, возможен ли компромисс.
- Оцените все возможные, в том числе скрытые последствия вашего вмешательства.
- Подготовьте и предложите примерно четыре варианта совместных усилий оппонентов для решения проблемы. Притом программу-максимум и программу-минимум.
- Обсудите программы с друзьями и лидерами, внесите изменения при необходимости.
- Придерживайтесь выбранного плана, старайтесь задействовать друзей оппонентов.
- Оцените положительные и отрицательные стороны вашего опыта.
Как вы могли заметить, это общий план решения конфликта, универсальный для разных видов. Конечно, нужно его корректировать с учетом конкретной ситуации и типа конфликта. В чистом виде он больше пригоден для решения организационных конфликтов.
Причины и типы несогласий
Причины и типы конфликтов тесно взаимосвязаны. Первое главным образом влияет на то, как будет разрешена ситуация. Именно выявление причины конфликта поможет его не только разрешить, но и предупредить в будущем. Ясно, что, не зная истинной сути, мы не сможем бороться с этим эффективно, и, основываясь только на теории, этого также не сделать. Обязательно понадобятся специальные знания психологии собеседников, если говорить о межличностных спорах.
Практика показывает, что вмешиваться в чей-то спор не стоит, поскольку попытка решения чужого конфликта может его только усугубить. Тем не менее иногда это может помочь разрешить его: свежее мнение и взгляд на ситуацию может привести конфликтующих собеседников к единому решению, чем и закончится несогласие.
Прежде всего, рассмотрим те типы социальных конфликтов, которые нам очень знакомы. Все мы живем в социуме. Ежедневно мы общаемся с десятками людей, а некоторым людям свойственно проводить свой день исключительно среди людей. И для социума несогласия — это естественное явление, без которого не обходится ни один наш день.
Существуют такие типы конфликтов личности:
- Внутриличностные.
- Межличностные.
- Личность и группа.
- Групповые.
Профилактика конфликтов
Предотвращать всегда эффективнее, нежели устранять. Потому предлагают несколько методов по снижению напряженности ситуации:
- Согласие, или общее дело. Если очевидно, что, например, между детьми назревает конфликт, то нужно их объединить делом, удовлетворяющим интересы обоих. Будучи увлеченными, они найдут другие общие темы и научатся сотрудничать.
- Развитие эмпатии, способности сопереживать.
- Формирование уважительного отношения и понимания ценности каждой личности.
- Опора на достоинства оппонента. Важно акцентировать внимание на отличиях, но в положительном ключе. «Я умею творчески излагать материал – ты структурировано оформлять».
- Снятие психологического напряжения с помощью «поглаживаний» (праздники, презентации, совместный отдых).
Нужно самому проходить или организаторам проводить тренинги, мероприятия, курсы по общему развитию и укреплению межличностных отношений, повышению коммуникативных навыков.